На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Слово о великих Святых апостолах

На 200-летие Н.И. Костомарова

[СВЯТЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ]

 

Из живших после апостольских веков угодников, почитаемых церковью, никто не имел более важного влияния на нашу историческую судьбу, никто по близости к нам своей земной деятельности не имеет более прав на полное всеобщее чествование всеми славянскими племенами, как наши первоучители – Константин, в иночестве Кирилл, и брат его Мефодий. Церковное богослужение, школьное учение, наша письменность, сама наша повседневная речь - всё должно нам напоминать об этих великих личностях, об этих первовиновниках нашей цивилизации. И, однако, прошло почти уже тысячелетие с их кончины, а у нас знало об них только ограниченное число грамотеев, да и из тех очень немногие понимали важность их заслуг; не было ни церквей во имя их, нельзя было нигде, ни в храмах, ни в домах, найти их изображений, не было в ходу их житий, не праздновали день, посвящённый их памяти, даже в календарях, печатаемых Академиею, верховным ареопагом просвещения на Руси, не считалось прежде нужным упомянуть о них под числом одиннадцатого мая. Между тем, сообразно благодеяниям, которые мы от них получили и которыми продолжаем пользоваться, можно было надеяться и ожидать, что имена их будут чтимы повсеместно как покровителей всего славянского племени и в особенности Руси, которая, кроме сохранения того, что они передали нам в памятниках словесности - плод трудов их, т. е. созданный ими книжный язык, перерабатывает и вливает в свою народную речь. Невнимание к памяти славянских апостолов, конечно, объясняется печальным невежеством, тяготевшим над нами, и свидетельствует, как чужда нам была идея славянства, идея племенного единения и братства. Только в последнее время, разумеется, благодаря более распространившемуся просвещению, имена Кирилла и Мефодия не только пользуются уважением образованных людей, но отчасти начинают уже быть предметом и благочестивого чествования. Существует даже желание, которое мы разделяем вполне, чтобы день 11 мая, день, посвящённый памяти славянских апостолов, праздновали у нас на всей Руси так, как празднуют праздники, означаемые в календаре кругом. Это было бы весьма справедливо и достойно; таким путем народная грамота узнает о своих просветителях, и, вместе с благоговением перед изобретателями азбуки, будет укрепляться в народе уважение и охота к самой грамотности и вообще к книжному просве­щению. К таким же мерам распространения в народе чествования памяти славянских апостолов принадлежит и печатание жития их, вроде того, какое издал слепец Григорий Ширяев. Книга напечатана превосходно на веленевой бумаге, украшена восемнадцатью политипажами, изображающими различные сцены из жизни святых братьев апостолов, прекрасными, хотя не совсем археологически верными. Доставленным издателю для этих рисунков текстом нельзя быть довольным; нужно было бы взять так называемое Паннонское житие, добавить его подходящими известиями из других источ­ников, обозначая, внизу, откуда что взято, и изложить это простым удобопонятным языком. Чем меньше риторики, тем лучше. <…>

1866 год.

Н.И. Костомаров

*  *  *

Небольшой журнальный очерк Николая Ивановича Костомарова [Святые Кирилл и Мефодий] можно было бы озаглавить как слово о великих Святых апостолах. История его написания такова. В конце 1865 года историк Михаил Матвеевич Стасюлевич пригласил Костомарова к участию в издании нового журнала. Название воскресили в память о «корифеях русского слова» Николае Михайловиче Карамзине и Василии Андреевиче Жуковском, уже выпускавших в начале века «Вестник Европы». В первые номера учёный внёс свой «собственный капитал» - историческую монографию «Смутное время Московского государства». Николай Иванович на страницах журнала представлял в «литературной хронике» и текущую литературу. В «Обзоре книг и статей по русской истории в 1866 году» он особое внимание обратил на работу «Проповеднические подвиги апостолов славян, святых Кирилла и Мефодия». Что значили в личной судьбе Костомарова «первоучителя» и «первовиновники нашей цивилизации», хорошо известно. Их именами было названо тайное общество, в котором вынашивались идеи славянского «единения и братства».

Историк со страстью проповедника пишет о том, что Кирилл и Мефодий имеют право «на полное всеобщее чествование» всеми славянами. «Церковное богослужение, школьное учение, наша письменность, сама наша повседневная речь - всё должно напоминать об этих великих личностях». Он печалится о невнимании к памяти святых угодников и поддерживает «желание» утвердить праздник, посвящённый просветителям. Ибо «вместе с благовением перед изобретателями азбуки будет укрепляться в народе уважение и охота к самой грамотности и вообще к книжному просвещению».

Такой единственный церковный и государственный праздник теперь существует. Ежегодно 24 мая в память святых равноапостольных братьев отмечается в нашем Отечестве как День славянской письменности и культуры.

Татьяна Малютина, доцент Воронежского государственного аграрного университета


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"