На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Музыка и пластика

Очерк

Было в его облике что-то от Леонардо да Винчи: белый вихор волос, густая борода, пронзительный взгляд. А главное – в творчестве: смелое решение сложных композиционных задач. И добавлю – мягкая, мелодичная пластика в созданных Абакумцевым скульптурных произведениях.

Говорил Николай Ильич о себе так: «У меня тяжёлый характер». А я видел его доброе, нежное отношение к жене Ирине Николаевне, дочери Елене, внучке Марфе. Дочь и внучка пошли по его стопам – стали художниками.

Жил и творил Абакумцев в двух ипостасях: художника и музыканта. Мелодично воспринимались (и воспринимаются) его скульптурные творения что в дереве, что в камне или в металле. А параллельно он создавал свои произведения непосредственно в звуках и сам же любил их исполнять. Ни одна выставка его работ не проходила без музыкального сопровождения, а играл на фортепиано, конечно же, он сам. Так было в Доме искусств в Коломне в 1994 году, где я и познакомился с Абакумцевым. Особенно поразила меня тогда его скульптурная композиция «Утро», выполненная в дереве, – я увидел (да и услышал!) великолепную симфонию, воспевающую ни с чем не сравнимую красоту родной природы, величие и благородство русской женщины. А фигура женщины была (да и остаётся, но уже в домашнем музее) в центре всей композиции. Звучала музыка и через год, там же, в Доме искусств Коломны, на юбилейной выставке Николая Ильича в исполнении не стареющего душой 90-летнего Абакумцева.

А ещё примерно через полгода я слушал его игру в Москве в мастерской скульптора. Сначала был немало удивлён, когда хозяин сказал мне: «А сейчас пойдём послушаем орган.» Недоуменно обвёл я взглядом занятое камнем, гипсом, другими материалами и заготовками пространство: какой тут может быть орган? Но вот Николай Ильич раздвинул занавеску, закрывавшую нишу в мастерской, и взору предстала фисгармония. Он сел за инструмент – и мастерскую заполнили почти что органные звуки. Звучал «Хорал» – его собственное сочинение. Исполнил он и «Прелюд», посвящённый своей маме, которую так любил!    

Глубоки корни Абакумцева в земле подмосковной. Родился и многие годы жил в деревне Мосеево Можайского района, что на самом берегу Москвы-реки. Детство совпало с 1-й мировой войной, затем – с гражданской. Они с сестрой остались без отца, когда ему было девять лет. Мать, как могла, старалась вывести их в люди. Сама она, обладая красивым голосом, любила петь русские, украинские песни.  Николай поступил учиться в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) – так называлось учебное заведение, основанное уже в советское время. А однажды, ещё будучи студентом, впервые услышав сочинения Баха, Моцарта, Бетховена на концерте 1-го симфонического ансамбля, тоже созданного в те годы, был поражён. И вскоре, оставив ВХУТЕМАС, поступил в только что открывшийся Государственный институт музыкальной науки. Окончил его, затем аспирантуру и стал работать преподавателем в том же вузе. Но никогда не покидали его мелодии камня, дерева, металла. Уже в предвоенные годы оставил работу в институте и с яростью, присущей ему, стал создавать свои изумительные скульптурные творения. Выполнял их тогда в основном в дереве. Но вот нагрянула война, немцы рвались к Москве, и в деревне Мосеево полыхнул страшный пожар –

сгорело всё, в том числе – дом и мастерская Абакумцева со всеми его скульптурами. Это был такой удар для него, от которого не скоро оправился.

 Значительная часть послевоенной жизни и творчества Николая Ильича связана с посёлком Пески, что под Коломной. Здесь в окружении живописных деревьев он обрёл уютный кров над головой и мастерскую для работы. Его соседями стали Александр Дейнека, Василий Бакшеев, Евгений Лансере, Александр Куприн и ряд других знаменитых художников нашей страны.

 …Созданные им скульптурные произведения сам Николай Ильич сгруппировал по четырём разделам, дав им соответствующие названия: «Творчество», «Борьба», «Великая Отечественная война», «Мать».

 В более чем двухметровой композиции «Творчество», выполненной в дереве, доминируют две огромные руки, символизирующие бесконечный, неустанный труд. Они же – руки – доводят до логического завершения то, что изначально родилось в голове. Только в труде, сопряжённом с искусством, рождается истинное произведение, и сам человек совершенствуется при этом. Ещё одну из работ, представленных в этом разделе, хотелось бы отметить. Это «Отчаяние» – фигура поверженного человека, а отчаяние оттого, что жизнь, образы довлеют над ним, но он пока не может выявить среди них главного. Здесь же «Пан», «Данко», »Ева», «Ветер» и ряд других творений гениальных рук Абакумцева.

Раздел «Борьба» – отражение той схватки, в которую художник вступил с самой жизнью. Тут мы видим образно воспроизведённых Степана Разина, композитора Михаила Ивановича Глинку, поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, других великих людей. А вот огромная фигура из дуба – пока ещё она в скорбленной позе, но человек уже преодолел все тяготы, выиграл в единоборстве со всевозможными напастями и уверенно поднимается.

Но свалилась на нашу страну страшная беда – нагрянула Великая Отечественная война. «При создании этого раздела, – говорил мне Николай Ильич, – для меня были главными не столько то, что лично я перенёс, а те испытания, которые выпали на долю всего народа, на долю нашей Родины. Конечно, были и гаубицы, и «катюши», но всё же решающим фактором победы явился несгибаемый русский дух.» Воплощением такого духа скульптор сделал образ девушки, в руках которой колосья ржи, других злаков – словом, хлеб, как олицетворение несгибаемой силы народа. Народ наш выстоял в противостоянии с фашизмом и победил. Завершающий аккорд третьего раздела – «Реквием» – композиция из шести человеческих фигур, выполненных в камне: пятеро несут на плечах тело убитого партизана. Над этой скульптурой Абакумцев работал непосредственно в Песках.

Четвёртый раздел больше, чем другие, овеян автобиографическими мотивами.

Появился он после того, как ушла из жизни мать скульптора, а он глубоко переживал эту безвозвратную утрату. Личностный момент присутствует в работе, предваряющей данный раздел, – скорченная фигура в камне. В ней можно представить то состояние, в каком находился Николай Ильич после того, как в огне сгорели все его творения довоенного периода. Много сил, как физических, так и душевных, израсходовал он уже в песковский период жизни, желая хоть что-нибудь восстановить из утраченного. Кое-чего удалось ему сделать вновь, но далеко не всё. А в скульптуре «Воля», вытесанной в мраморе, мы видим летящую женскую фигуру. «Музыка смерти с ревущим тромбоном», – комментировал автор это своё произведение. Рядом он поместил портрет матери.  

 Любил Николай Ильич воплощать свои творческие замыслы в дереве. «Я – русский, – говорил он, – а дерево – это наша родная стихия.» Но, подчёркивал скульптор, выбор материала зависит и от темы. Многое выполнено им из гранита, мрамора, бронзы и даже из алюминия. Так, в Люберецком районе имеется памятник павшим на фронтах Великой Отечественной войны, выполненный Абакумцевым из «крылатого металла». В мраморе воплотил он образы многих великих людей нашей страны, в том числе Ленина, Сталина. Его монументальные произведения, посвящённые подвигу народа в годы войны с фашизмом, установлены в Узбекистане, Таджикистане.

  Уже много лет, как ушёл из жизни Николай Ильич. Но достойной продолжательницей его дела стала внучка Марфа. Она – живописец. А помимо работы с красками и кистью много сил отдаёт Марфа делу приобщения к творческому труду молодых дарований. А ещё с мужем Фёдором они проделали огромную работу по созданию музея Абакумцева. Посетив его недавно, я с великим восторгом вновь погрузился в мир симифонии дерева, металла и камня, от души любовался пластикой творений скульптора. Спасибо вам, Марфа и Федя!

Михаил Ложников


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"