На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Смелость мысли

художника Михаила Куприянова

КУ (Михаил Васильевич Куприянов) родился осенью 1903 года в  поволжском городке Тетюши. На карте это место «потерялось» где-то между Ульяновском и Казанью. Там и прошло детство будущего художника. Население Тетюшей было небольшое (около пяти тысяч человек), ажизнь – тихой и размеренной. О любом хоть чуть-чуть необычном событии – будь то концерт заезжих артистов или художественная выставка – тут же узнавал весь город, и событие приобретало статус грандиозного. На одной из таких выставок Куприянов представил свой акварельный пейзаж и получил первую в своей жизни награду, за что даже попал на страницы местной газеты.

Однако судьба художника по-настоящему начинается с волевого решения. Жизнь в ту пору была непростая, голодная. Творчеством на кусок хлеба заработать было невозможно, и Куприянов нанялся рабочим на ташкентские угольные шахты. Добраться до этих шахт было ничуть не легче, чем работать на них. До Самары пришлось плыть «зайцем» на пароходе, а дальше нужно было думать, как сесть в поезд без билета. Внутрь Куприянова, конечно, не пустили бы, поэтому он забрался на крышу и привязал себя верёвкой к трубе, чтобы не свалиться. На одной из станций его заметили и велели слезть. К счастью, кто-то втащил художника внутрь, и так он добрался до Ташкента.

Дальше – труд и удивительное везение. Несколько месяцев Михаил Васильевич работал в горном отделе.  Потом его перевели в художественную школу-интернат, где он занимался с большим усердием. За свои труды он получил удивительный подарок судьбы: его и ещё нескольких ребят откомандировали в Петроград, в Академию художеств. По пути сделали остановку в Москве, где и произошла встреча с другими начинающими художниками, прибывшими из Ташкента. Они уговорили Куприянова не ехать в Академию, а попытаться поступить во Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские). Он показал свои работы приёмной комиссии, и его зачислили без экзаменов.

Именно во Вхутемасе художник познакомился с КРЫ (Порфирием Никитичем Крыловым) и НИКС (Николаем Александровичем Соколовым). Тогда Куприянов даже не мог подумать, что вместе им доведётся проработать всю жизнь. А пока шла весёлая, безденежная студенческая пора. В институте Михаил Васильевич занимался на литографском факультете. Темой его диплома стали шаржи на известных людей:С. Эйзенштейна, К. Станиславского, И. Грабаря. Значимым событием стало сотрудничество с газетой «Правда», где Кукрыниксы дебютировали с карикатурой на стихи А. Безыменского «Акулы».

Недостатка тем и сюжетов для обличения не было – отечественная действительность с этой точки зрения неиссякаема, а в годы войны – тем более. Именно в военную пору традиционно повышается роль «низких» изобразительных жанров – лубка и карикатуры. Лучшие образцы подобного искусства сейчас составляют гордость респектабельных галерей.  А тогда, во времена бранного лихолетья, они служили этическим ориентиром для всего общества, взывая к самым простым и честным чувствам.

С 1925 по 1991 год Куприяновтрудился в составе коллектива Кукрыниксы. Однакоэто ни в коем случае не обезличило его индивидуальную творческую деятельность. Им выполнены многочисленные живописные и графические работы, шаржи, неоднократно экспонировавшиеся на всесоюзных и зарубежных художественных выставках.

Жанр социальной карикатуры требует понятности цели и смелости мысли. Таков, представляется, и был характер художника – рискованный, вплоть до авантюрности, твердый и в то же время не лишенный лирической трогательности и  смысловой глубины. Мастер привнёс эти качества не только в совместное творчество знаменитого коллектива, но и в визуальный облик всего советского изобразительного искусства.

Екатерина Голикова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"