На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Отблеск Христовой любви

Образы "уходящих" людей в живописи Марины Вишняк

Дивны дела Твои, Господи! Протоиерей, отец Анатолий Яковин. Как велико значение встречи с этим прекрасным человеком, встречи, сформировавшей душу и направившей течение жизни. Отец Анатолий — наш духовный пастырь.

Духовный отец. Что значит для нас это понятие? «Если хочешь чуда или знамен от Бога — не проси ничего иного кроме как увидеть человека. Просвещенного светом Христовым...»

Таким чудом и был для многих отец Анатолий. Говорят, что важнейшее качество духовного руководства — прозрачность, когда лучи Божией любви и мудрости, не искажаясь и не помрачаясь, изливаются сквозь него...

Живопись Марии Вишняк — это мир, увиденный в свете православного мировоззрения; во многом — глазами отца Анатолия, который был 24 года ее духовником и учителем...

Батюшка Анатолий — простой русский сельский пастырь, прослуживший в маленькой деревне со странным названием Пятница, в глуши мещерских лесов и болот почти 30 лет. В деревне храм во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. Многим казалось, что его приход — осколок старой России в ее идеальном понимании. Машу еще почти девочкой (в 16 лет) поразила необыкновенно теплая, добрая атмосфера вокруг батюшки. Пленила красота скромной уютнейшей деревянной церкви, освещаемой только свечами и лампадами, долгая уставная служба. Батюшка был великий ревнитель церковной культуры и устава, традиций в церковном искусстве. Заповедником или музеем древнерусской культуры можно назвать приход отца Анатолия. Он любовно собирал и предметы церковной утвари, и иконы. С любовью хранил богослужебные традиции, создавая мир необыкновенной красоты и притягательной силы.

Собирал и людей. Шутя, говорил: «Мы тут все ископаемые!» У него нашли жизненный приют и ласку, и последнее упокоение многие люди святой жизни — затворник отец Михаил, схимонахини Селафиила, Афинагора, Еликанида, Рипсимсия, Архелая...

Завещал себя похоронить здесь и митрополит Тульский Серапион. Было, чему научиться у отца Анатолия и художнику! Художников он знал множество, и живопись понимал очень тонко. И искусство «светское» считал возможностью говорить о высоких и духовных вещах. Ведь пейзаж может светиться любовью и добротой. И портрет должен быть выявлением лучшего в человеке, первообразного. Батюшка знал на память великое множество стихов, песен, прекрасно знал русскую и европейскую литературу. К месту, деликатно, любил цитировать святоотеческую мудрость. Главная наука отца Анатолия — это христианская жизнь в самом живом, деятельном проявлении!

Говоря о картинах Марии, не хочется обсуждать их формальность, художественные достоинства. Стиль, манера, композиция, колорит вполне гармонично выражают чувства художника. Романтично-символический реализм? Пожалуй, можно и так назвать. Главное — это излучение глубоко христианского чувства любви, сострадания, соучастия, радости — единения с этим прекрасным Божьим миром. Светлая печаль о преходящей его красоте и видение в этой тленной красоте — нетленной, немеркнущей, вечной.

Пейзаж земной наполняется светом таинственным.

Природа сопереживает в смене своих настроений. Грусть и томление о неземном.

«Главное в пейзаже — это настроение, а настроение есть скрытая мысль. Произведения Марии Вишняк характерны лирической взволнованностью и влюбленностью в красоту Божьего мира»,— так высказался о ее творчестве Илья Сергеевич Глазунов, учитель Марии, у которого ей посчастливилось пройти серьезную школу обучения реалистической живописи.

Батюшка Анатолий считал, что писать образы «уходящих» людей — это своего рода церковное служение. Так он и благословил Марию, тогда еще студентку, писать дипломную работу — серию портретов людей, несущих на лицах отблеск Христовой любви. И позже ей довелось писать очень многих достойных и светлых людей. Мария может писать портрет, только вникая, сочувствуя, вслушиваясь. Я многократно был свидетелем ее работы — процесс портретирования подобен работе врача, отдающего все силы души человеку, с которым работает.

Ушли многие из написанных Марией людей... Любовь к ним и благодарность останутся навсегда.

Ушел и батюшка... Жизнь его светилась тихо и стойко, и грела всех лучами своего сердца, так естественно, просто и неистощимо. С портрета смотрит он на нас из Вечности...

Вечная, светлая память...

Александр Соколов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"