На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Тайна будущего века

О книге Лидии Мешковой

Предлагаем вниманию читателей два отклика на книгу Лидии Мешковой, посвященную замечательному старцу 19-го века – преподобному Антипе Валаамскому (Афонскому).

Побывать на Святой Земле, походить там же, где ходил во время Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос со Своими учениками-апостолами, для каждого христианина – великая духовная радость, вслед за которой приходит часто и новое, иное понимание мира, своего «я» в нем и цели собственного бытия в этом мире. А если нет возможности посетить Святую Землю, то мы ищем книги авторов, которые побывали там, чтобы хотя бы так, опосредованно, духовно пережить встречу с местами, полными свидетельств о земной жизни Спасителя мира.

Много святых мест и в России, куда стремится душа, но до времени паломничество откладывается, и тогда приходят на помощь опять же авторы, кто имел возможность прикоснуться к святыне и живым словом описать неописуемые красоты Божьего мира. Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или же прочитать. Тем не менее, мы читаем и наслаждаемся прочитанным, знакомясь, хотя бы в общих чертах, со святыми местами, которые предполагаем когда-нибудь посетить и увидеть.

Валаам!.. Минувшим сентябрем не хватило для его посещения двух-трех дней. Лишь на остров Коневец с его удивительным монастырским собором Рождества Пресвятой Богородицы привела нас Пречистая в Свой престольный праздник. Природа на Коневце, наверное, схожа с валаамской: та же волнующаяся Ладога, тот же неповторимый островной пейзаж почти северной и оттого суровой стороны нашего Отечества, где веками подвизались монахи-подвижники, искавшие и обретавшие в этих краях тишину и пустыню.

Именно об одном из таких подвижников, о преподобном Антипе Валаамском (Афонском), поведала в своей книге православная писательница Лидия Мешкова. Книга написана и издана по благословению Преосвященного Панкратия, епископа Троицкого, игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря.

Заглавие книги «Тайна будущего века» рассчитано на весьма эрудированного читателя. Но что это за тайна, читатель сможет узнать уже в начале повествования. Именно так, «тайной будущего века», преподобный Исаак Сирин именовал молчание. Оно приближало к Богу христианских подвижников, безмолвников, пустынников, тех, кто, пребывая еще на земле, освящал свое молчание сердечной умной молитвой. Таким безмолвником и молитвенником был и Валаамский старец Антипа.

Благодаря иллюстрациям и фотографиям тех мест, где бывал отец Антипа, где в разные годы смиренно и ревностно нес различные послушания, читатель полнее сможет узнать удивительный мир монашеских подвигов и молитвенного стояния пред Господом преподобного.

Лидия Мешкова включила в текст своего повествования весьма содержательные главки, которые, без сомнения, обогатят читателя знанием о малоизвестных у нас молдавских исторических лицах и событиях (старец Антипа был из молдаван). Но когда, погружаясь в духовный мир преподобного, вдруг видишь отвлекающую тебя от его жития главку «О Нямецком монастыре…» или «Еще о «духе лестчем» и о кресте митрополита Софрония», то невольно думаешь: лучше бы разместить эти материалы в конце книги, как приложение к ней.

Пожалуй, это единственное, не столько замечание, сколько скорее пожелание автору, чье повествование о святом старце читается легко, поистине на одном дыхании, и после прочтения остается духовная радость от знакомства с житием преподобного.

Ранее своими публицистическими статьями Лидия Мешкова запомнилась как яркий публицист с бесхитростным, по ее же собственному определению, словом преданности Богу, Церкви и России. Теперь же, трудясь для Валаамского монастыря, свой талант писательница подчинила одной цели: как можно полнее рассказать о святом, о котором известно крайне мало, чья внешняя жизнь была весьма небогата событиями, но чей духовный опыт способен обогатить любого, кто того пожелает. И чувствуется глубокое личное переживание внешнего жития и, насколько это возможно, подвижнического опыта святого самим автором.

Даст Бог совершить паломничество на остров Валаам, который стал зримее для сердца после знакомства с книгой о преподобном Антипе.

Автору же ее, Лидии Мешковой, от души хочется пожелать того, что испрашивает она сама в последних строках своей книги у Всемилостивого Спаса нашего Иисуса Христа, чтобы ей «потрудиться неленостно и впредь для дивной жемчужины полнощных пределов Святой Руси и для нашей Матери-Церкви».

Протоиерей Александр Шестак  

  

***

Святая северная Русь…

Недаром называли ее нашей Фиваидой, ибо дух особого    «пустыннолюбия» отличал ее с самых древних времен.

Потому-то и было у нас на Русском Севере так много островных обителей…

А остров, как известно, что в сказке, что в мифе, что в устном предании, всегда представал читателю и слушателю, или же наяву, в действительности – путешественнику и мореплавателю, как мир не просто обособленный, но совершенно другой, как иное, часто полное неведомых тайн и своих законов, пространство земного бытия. Остров же святой, на котором особился монастырь или скит, представал таким миром тем более.

Не море житейское, воздвизаемое зря, билось на каком-нибудь дальнем острове северной Руси в монастырские врата и подступало к самым дверям келий, а суровые и бурные воды защищали надежно от многомятежного и суетного мира тех, кто от более южных пределов приходил в полунощную нашу сторону в поисках никем и ничем не нарушаемой пустынной тишины и молитвенного уединения…

И была та островная пустыня – всем пустыням пустыня.

Сколько же их было, этих обителей, на озерных островах и «в морских отоцех», в Архангельской, Вологодской, Выборгской, Новгородской, Олонецкой, Санкт-Петербургской губерниях…

…О, полнощный край Святой Руси!..»          

Таким, можно сказать, гимном нашей русской Фиваиде, нашим северным пределам и самому Валааму – острову с тысячелетней и таинственной историей его монастыря, открывается книга православной писательницы Лидии Мешковой. Книга написана и издана по благословению Преосвященного Панкратия, епископа Троицкого, игумена Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря, и посвящена житию и подвигам замечательного Валаамского (Афонского) старца – преподобного Антипы (Лукиана, 1816-1882), чьи честные мощи почивают ныне в нижнем храме монастырского собора, там же, где находится и рака отцов-основателей обители – преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Несмотря на то, что отца Антипу причислили к сонму Афонских святых еще в 1906 году, не сказать, чтобы многим было известно о нем: слишком утаенно от мира протекала жизнь его сердца, внутри которого совершалась   непрестанная молитва, слишком превосходила всякое мирское разумение духовная жизнь старца, более всего на свете любившего молчание и молитву. Хотя и родился отец Антипа на юге, в Молдавии, хотя и подвизался он годами на Святой Горе Афон, но «стал русским», как и предрек о самом себе перед поездкой в Россию. И, посетив однажды наш Валаам, пожелал он остаться навсегда именно там, на нашем «северном Афоне», «русском Афоне», оказавшись в сонме его «пустыннолюбцев».

Лидия Мешкова нашла замечательное название для своей книги об отце Антипе, молчальнике и молитвеннике, озаглавив ее словами преподобного Исаака Сирина: «Тайна будущего века». Авва Исаак Сирин, которого Иван Киреевский называл «величайшим христианским философом», так говорит об этой непостижимой и великой Божией тайне: «Молчание есть тайна будущего века, а слова суть орудие этого мира».

Надо сказать, что о святости писать невероятно трудно. О выдающихся исторических личностях, об их интеллектуальной и душевной жизни писать много легче, ибо, даже если автор далеко не равновелик своему герою, он всегда имеет какой-то собственный душевный и интеллектуальный опыт. Когда же светский автор приступает к работе над житием святого, он так или иначе должен прикоснуться к области духовной, что можно сделать безопасно для души, лишь сознавая свое крайнее недостоинство, свою безграничную немощь. Лидии Мешковой это удалось. Она также не допустила в своей книге о старце Антипе ни единой банальности, избежала какой бы то ни было сентиментальности, что нечасто удается мирским авторам, пишущим о святых. Судите сами, как пишет она о святости и о преподобном Антипе.

«Что отличает светящиеся отраженным светом горнего мира лики праведников и подвижников, которые смотрят на нас из вечности, из пакибытия – со святых образов и портретов, от наших лиц? Духовная тишина, покой, светлая радость, недоступные нам, кто порабощен «страстьми-похотьми».

И еще отличает лики святых одна существенная вещь: старость никогда не уродует их, как уродует она часто лица тех, кто провел жизнь, потакая своей падшей воле, самости или, как говорили предки, «самохотью», снисходя к собственным слабостям, извиняя свои грехи, оправдывая грехи даже смертные. Таким людям их износившаяся плоть, привыкшая командовать душою, диктует лишь обиду и ропот на «несправедливость» старости, немощей, болезней…

Не то бывает у праведников. Лики святых старость с ее бременами делает лишь все более и более просветленно-утонченными и светящимися. …

…со святыми, которые выше любой нашей похвалы, мы существуем в разных, хотя и во взаимопроникающих, пространствах. … Со святыми, которые до кровавого пота боролись со своей ветхой природой, у нас – незрячих сердцем, суетных умом, любящих вкусно поесть, сладко поспать, понежить себя, жадных до всяческих новостей и слухов и ленивых на молитву – слишком разное внутреннее устроение, даже отдаленно не сравнимое с их состоянием благодатной тишины и чистоты, которое дарует человеку возможность беспрепятственного общения с Богом.

   И все же, именно к таким, как мы, самоугодливым и грехолюбивым, живущим по плоти и не имеющим поэтому плодов веры и страха Божия, святые души спешат снизойти с высоты своей Небесной славы, чтобы помочь нам утвердиться и устоять в истине (Ин., 8,44).

А такие святые, как преподобный Антипа, назидают нас и свидетельствуют о Господе и вере самим своим молчанием, освященным умной молитвой, и побуждают и нас постигать, как в безмолвии «богатеет память о Боге» даже в наших, подернутых житейской ряской сердцах и как сокрушает нашего ветхого человека целомудренная пустынная тишина…

Через таких пустынников и безмолвников, как старец Антипа, Господь возвещает нам – насколько кому по силе вместить – о Своей, заключенной в молчании, «тайне будущего века», о чем можно прочесть у преподобного аввы Исаака Сирина в его «Словах подвижнических»…

Право же, нельзя не обратить внимания и на большую культуру, выверенность, точность авторского стиля, его изящество даже в сложных синтаксических построениях.

Когда смотришь на это, со вкусом и любовью выполненное издание, то создается впечатление тепла, исходящего от книги, благодаря золотистой фотографии ладожского простора и такого же теплого тона иконе преподобного Антипы, что размещены на «сложного» (как называют его художники) синего цвета переплете. Книга прекрасно проиллюстрирована архивными монастырскими материалами и современными фотографиями, которые любезно предоставили автору Преосвященный епископ Панкратий и иерей Александр Коблов.

В текст повествования о старце Антипе включены небольшие главки о выдающихся молдавских иерархах и исторических событиях, что происходили на земле его предков, в Молдавии, в середине 19-го века. Лидия Мешкова сумела разыскать труднодоступные, весьма редкие сведения об антицерковной смуте на исконно православных молдо-валашских землях, когда они, после многовекового турецкого ига, объединялись в единое Румынское государство. Эти сведения еще и весьма поучительны для нас, имеющих горький исторический опыт большевистских гонений на Церковь и массового вероотступничества, ибо история повторяется, а история Церкви тем более. Наверное, каждый любознательный читатель откроет для себя нечто, ему неизвестное, прочтя в книге эти «молдавские главки», которые дополняют житийное повествование о Валаамском старце   конкретными историческими и политическими реалиями.

Лидию Мешкову мы знаем давно как церковного публициста, остро осмыслявшего в своей книге «Печаль по корневой России: Бесхитростные мысли и сюжеты» бедственное духовное состояние своих современников, прежде всего тех людей нескольких поколений, что не сохранили в сердце «православные русские святыни», приняв навязанные им «антиправославные фетиши».

Ну а мы все, за редким исключением, даже если внешне не предаем свои святыни, все равно дни наши проводим на мелководье душевной жизни с ее, в основном, многопопечительностью. Мы предпочитаем не заглядывать в «страшную – равновеликую черной пропасти вселенной – разверзающуюся бездну человеческого сердца, которую святые своими подвигами укротили». И вот об этом, единственном пути спасения, пути духовного бесстрашия и решимости, напоминает боголюбивому читателю прекрасная книга Лидии Мешковой о Валаамском молчальнике и молитвеннике.

Иван Толубеев

***

Книгу Лидии Мешковой «Тайна будущего века» можно приобрести в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре и на монастырских подворьях в Москве (2-я Тверская-Ямская, 52) и Санкт-Петербурге (Нарвский просп., 1/29).

Протоиерей Александр Шестак


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"