На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Россия и русская литературная классика

в оценках советско-еврейского путейца

Владимир Опендик. Двести лет затяжного погрома. Т. I . Части первая, вторая и третья. Нью-Йорк, 2003

Сергей СемановКнига эта издана на русском языке в двух отдельных книжках (всего 500 страниц), местом издания стал город с самым большим еврейским населением, чуть ли не половина которого говорит по-русски. Автор тоже из России, родился и учился в Ленинграде, закончил факультет "Мосты и тоннели " , успешно трудился в этой важной хозяйственной области. Затем перебрался в США, здесь избрал поприщем литературно-исторические изыскания.

Объёмистое это сочинение посвящено разбору историографической книги А. И. Солженицына "Двести лет вместе". Оценки В. Олендика совер­шенно недвусмысленны. Вот первая фраза книги, набранная крупными бук­ вами: " АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН КАК ЗЕРКАЛО РОССИЙСКОГО АНТИ­ СЕМИТИЗМА". Коротко и ясно. Заметим, что еврейская публицистика имеет, по крайней мере, два отличительных свойства — зашоренность на вопросе пресловутого "антисемитизма", а также непременное пристрастие к пародии, пересказу, использованию уже бывших в употреблении образов. Своих-то нет, вот и приходится заимствовать чужие. В данном случае — известную статью Ленина о Льве Толстом.

Скажем сразу, что углубляться в оценку упомянутой книги А. Солженицына, а также всей его разнообразной литературной и гражданской деятель ности мы не станем. Слишком большой вопрос, да и не раз уже приходилось нам о том высказываться. Оставим уж Владимира Опендика наедине со своим оппонентом, у последнего в достатке найдётся заступников самых разно­ образных. Пусть разбираются без нас.

Отметим иное, гораздо более интересное для всего российского общества. Сочинение Олендика написано не только вне его бывшей родины, это не новость. Но хоть и вышло оно на русском языке, но очень откровенно, почти никаких осторожных оговорок или всевозможных словесных прокладок, столь характерных обычно для русскоязычных европейских авторов, тут нет. В этом — единственная ценность слабоватого в целом, сугубо дилетантского сочинения. Но, как говорится, спасибо за откровенность, не часто приходится ныне встречать такое. Отметим также, что наш автор избегает грубых сужде­ний и тем паче ругательных слов. Ничего, что позволяли себе изрекать Ново дворская или полунемец-полуеврей Кох, тут не сыскать, и это тоже говорит в пользу скромного автора. Вот почему стоит присмотреться к суждениям его, пусть и сугубо критическим. Мы объективно изложим суждения Опендика о России, русском народе и его культуре, тоже избегая всячески бранчливых суждений.

О русско-еврейских отношениях автор судит широко, не избегая давать самые обобщённые оценки. Вот одно из ключевых его суждений, которые в различных написаниях разбросаны по всей его работе:

"Прошло два столетия существования евреев в России, а психология враждебного восприятия другого народа в русском обществе почти не изменилась. Оказалось, что "тонкий слой русской интеллигенции " так же л егко покрывается толстым слоем коррозии антисемитизма , как и двести лет назад ". По мнению автора , русская интеллигенция , о " прогрессивности которой так любили писать еврейские авторы ", тоже оказалась не очень ... Более того , " антисемитизм в России не зависит от общественного строя , а связан с особенностями национального самосознания и с вековыми тради­ циями . При отсутствии морали и устойчивости эти традиции постоянно дают о себе знать независимо от образовательного уровня ". Словом , и царская Россия плоха , и советская , и нынешняя страна звериного капитализма .

Даже русские революционеры , которые вкупе с революционерами еврейскими разрушали Россию , тоже , оказывается , не слишком хороши : " В качестве примера можно привести выступление декабристов на Сенатской площади 25 декабря 1825. года ( тут у автора описка в дате . - С . C .) или организацию " Народной воли ", или участников массовых выступлений против самодержавия начиная с 1905 года . Однако большая часть из перечисленных участников борьбы против властей грешила антисемитизмом и нисколько от позиции царедворцев в отношении евреев не отличалась . Поэтому и они причастны к тем преступлениям против еврейского народа не меньше властей ".

Во всех других странах люди как люди , революционеры как революцио неры , а в России всё не как у людей ... Несчастная судьба .

Естественно , что такая страна и такой народ не в состоянии создать никакой великой культуры . В частности , литературы . И тут наш бывший мосто строитель обрушивается на русскую литературную классику ( как бывший российский министр Кох , тоже гуманитарного образования не получивший ). Владимир Опендик набросал целую панораму с изображениями наших писателей - классиков . Панорама получилась широкой , высказываний на этот счёт можно набрать чуть ли не на полтома . Ограничимся , однако , лишь несколькими цитатами , типичными для автора и его сочинения .

" Поэт Г . Державин , склонный к лирическим пассажам , восхвалению красоты женщин , большой знаток и любитель вина , искренне верил , что среди евреев существуют секты ритуального употребления крови христиан­ ских младенцев . Н . Гоголь , воспевавший массовые убийства еврейского населения бандами Хмельницкого , считал , что его страна , словно птица - тройка , может осветить путь в будущее для европейских народов . Весьма своеобразное понимание будущего человечества , если сам не считал евреев за людей , достойных жалости и сочувствия ".

Продолжим суждения Опендика , следуя за хронологией русской класси­ ческой литературы . " Тот же Пушкин поддерживал политику захвата польских земель . Ф . Достоевский открыто призывал к походу на Турцию , настаивая в своих " Дневниках " на том , что " Константинополь должен быть наш !". Можно сказать , что русские литераторы с древнейших времён были заражены шовинизмом , великодержавностью и тому же учили свой тёмный народ .

Русские классики XVIII и первой половины XIX веков высмеивали евреев , издевались над беспомощностью , не желая понять или узнать условия их жизни . При этом они пользовались слухами , анекдотами и мифами собствен­ ного сочинения , часто многократно их усиливая . Таковы евреи в сочинениях Пушкина , Гоголя , Тургенева , Чехова и других ".

Список русских писателей - антисемитов выглядит у нашего автора несколько новаторски . Ну , Державин , Гоголь и Достоевский - это давние и привычные мишени для всего Сиона , дело знакомое . Но вот Иван Сергеевич Тургенев - то почему здесь ? Да , написал рассказ под названием " Жид ", но о ком ? О мерзком типе , который торговал собственной дочерью , такого вроде бы защищать трудно и обижаться нечего . Или Пушкин . Не знаем почему , но в Израиле множество улиц в разных местах названы его именем , сочинения чрезвычайно популярны . Его - то за что ? За Польшу ? Но эта страна была , как некоторые полагают , одной из самых юдофобских в мире . Впрочем , смягчаю щим обстоятельством служит то , что Опендик не живёт в Израиле .

Но вот Чехов , почему в этом " чёрном списке " он оказался ? Сегодня на Западе он один из популярнейших русских классиков , переведён на все языки , пьесы его ставятся во множестве театров„от Португалии до Японии , включая обе Америки . Считается , и не зря , образцовым русским интеллигентом . Нет , Опендик предъявляет ему обвинения самые серьёзные , и не один даже раз . Цитируем наиболее серьёзный пункт из этого обвинительного заключения : " Достаточно вспомнить рекомендацию русского интеллигента Чехова : " Надо всегда помнить про жида , что он жид ", чтобы усомниться в его интел лигентности и в способности адекватно воспринимать жизнь иных народов . Писатель Чехов , будучи по образованию доктором ; не сделавший ничего путного в медицине (!), не стеснялся называть всемирно известного доктора Владимира Хавкина , открывшего вакцину против холеры и чумы и спасшего сотни тысяч людей от смерти , не иначе как   " жидом ".

Великий писатель Чехов в защите от Опендика , конечно , не нуждается , но некоторые уточнения нам тут придётся сделать . Да , бактериолог Владимир Аронович Хавкин родился в России примерно в одно время с Чеховым , но уже в молодости уехал работать в Париж , затем в Индию , где и сделал свои важные открытия , потом опять вернулся во французскую столицу , где и скончался , на четверть века пережив чеховскую кончину . Заметим , хоть это и не главное , что основная деятельность Хавкина прошла вне своей родины . Важнее тут другое : выпускник медицинского факультета , Чехов имел совсем иную врачебную специальность , он был терапевтом и очень много в этой области трудился , бесплатно лечил окрестных крестьян и даже построил на свои средства несколько сельских больниц , что было редкостью среди докторов того времени . Сказать , что он " ничего путного в медицине " не сделал , можно только в сильном раздражении . Но самое главное , что слово " жид ", оскорбительное в наше время , совсем иначе звучало в конце XIX столетия в тогдашних понятиях русского языка . Как ныне в Польше , например , вполне западной стране .

Итак , автор " Скрипки Ротшильда " объявлен антисемитом . Грустно читать такое . И невольно подумаешь , что " антисемитом " является не тот человек , который не любит евреев , а тот , кого сами евреи не любят . И по каким - то причинам гласно объявляют об этом .

Из всех русских писателей положительной оценки Опендика удостоился только Максим Горький . Одну фразу писателя он даже вынес в качестве эпиграфа : " И сейчас снова в душе русского человека назревает гнойный нарыв зависти и ненависти бездельников и лентяев к евреям - народу живому , деятельному , который потому и обгоняет тяжёлого русского человека на всех путях жизни , что умеет и любит работать ". Опендик с этой оценкой не спорит , хотя она была высказана ещё в 1919 году . Примечательная дата ! Евреи тогда действительно " обгоняли " все другие народы России , " работая " в Коминтерне и ВЧК . Горький и в самом деле всю свою жизнь ценил евреев и поругивал русских , но хронология цитаты отличается некоторой односторон­ ностью и Горького , и Опендика .

Можно было бы привести примеры иных явных несообразностей нашего бывшего земляка , но и сказанного довольно . Конечно , он сам отвечает за себя , однако же кто - то эту объёмистую книгу издал , устроил её распростра­ нение , оплатил всё это . Значит , Владимир Опендик отразил не только свои личные взгляды .

***

Приходится отметить , что в последние годы еврейские деятели стали часто обращаться к русской литературной классике . О высказываниях Коха на этот счёт мы напомнили , суждения Опендика привели , но вот уже на исходе 2004 года высказался сам Чубайс — " великий и ужасный ". Оценки русскому писателю - классику он дал в беседе с московским журналистом из британской " Файнэншл тайме ". Беседа случилась в " эксклюзивном " ( то есть очень богатом ) ресторане . Платил за угощение журналист , зато чубайсовский охранник тщательно осмотрел помещение ( хозяин очень боится покушений ). А теперь к делу , цитируем высказывания владельца тепла и света Всея Руси :

" — Знаете , за последние три месяца я перечитал всего Достоевского , и теперь к этому человеку я не чувствую ничего , кроме физической ненависти . Он несомненно гений , но когда в книгах я вижу его мысли о том , что русский народ - народ особый , богоизбранный , когда я читаю о страданиях , которые он возводит в ранг культа , и о том , что он предлагает человеку выбор между неправильным и кажущимся , мне хочется порвать его в куски ".

Каков наш энергетический Кирджали ! По - русски Чубайс выражается неважно (" вижу мысли ", " ранг культа "), но злоба , злоба - то какова ! Да пе ренеси его в XIX век , он тут же бы отключил в петербургской квартире Достоевского свет и тепло . Что ж , гражданам России полезно узнать , о чём думает в свободное время единственный от России член Бейдельбергского клуба .

В заключение опубликованного материала корреспондент кратко сообщил о своём собеседнике : " Он уехал на чёрном бронированном " БМВ " с мигалкой в сопровождении машины с охраной ".

Интересно , кого он тут так опасается?

Сергей Семанов


 
Ссылки по теме:
 

  • Сергей Николаевич Семанов

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"