На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Идёшь навстречу колющей метели…

К 80-летию Льва Николаевича Нецветаева

Этот скромный, православной души человек, имеющий много признаний и наград, считает, что едва ли заслужил то, что дал ему Творец. А дал ему Творец так много, что это заметила вся Россия.

Лев Нецветаев – почётный архитектор России (2002), член Союза художников России (1995), лауреат Золотой пушкинской медали творческих союзов России в номинации «изобразительное искусство» (1999), лауреат региональной премии «Шапка Мономаха» и «Человек года» (2014). Его картины висят в музеях Москвы.

Он родился в Ульяновске 6 июня 1940 г., в день рождения Пушкина, и этот факт можно считать судьбоносным: с именем великого поэта феноменальным образом связаны почти все его стихи и живописные полотна.

В 1963 году окончил Московский архитектурный институт. В родном Ульяновске по его проектам построено несколько жилых микрорайонов и заметных в облике города зданий: салон “Юбилейный”, комплекс “Дома техники” (в соавторстве), “Дом одежды” и другие. Как педагог, с 1967 года непрерывно работал с детьми в Ульяновском Дворце пионеров, позже – со студентами в Ульяновском государственном техническом университете, где создал учебное пособие «Работа над архитектурным пейзажем», в котором разработал методику взаимодействия архитектуры и живописи в пейзажном пространстве.

Будучи сам художником, а не чистым теоретиком, Л. Нецветаев знает творчество своих собратьев, архитекторов и живописцев, изнутри и проникновенно. Многие его стихи – своего рода искусствоведческие эссе.

Он автор книги «Ульяновская пушкиниана Анатолия Зыкова» (о творчестве этого народного художника России), книги «Зодчий Дмитрий Радыгин», книги статей «Малоизвестный Врубель».

Разгадкой тайны живописного гения М. Врубеля Л. Нецветаев занимался всю жизнь, и в настоящее время готовит к печати полный каталог его произведений (живопись, графика) – более тысячи (!) наименований.

Невозможно не признать: в нашем диалектически сложном мире наряду со светлой жизнеутверждающей энергией присутствует альтернативное начало. Об этом на протяжении многих веков свидетельствуют богоборческие тенденции в изобразительном искусстве и литературе. В России конца XIX – начала ХХ веков подобные тенденции сосредоточились на фигуре художника М. Врубеля. Этот человек страдал грехом атеистического мироощущения – гордыней, за что был наказан безумием.

О картине М. Врубеля «Демон поверженный» Л. Нецветаев пишет:


Да, он повержен, но не сломлен,
и вечен будет этот бой
гордыни против Божьей воли –
неравный бой с самой Судьбой.

Его исследования сделали доступным для понимания современников живописный язык М. Врубеля, безумца и богоборца.

Ещё одна грань личности юбиляра – стихотворчество. Он автор четырёх поэтических книг: «Симбирская гора» (1999), «Правда осени» (2010), «Стела» (2014), «О Врубеле» (2019).

В душах художников, с их любовью к красоте и прекрасному, всегда живёт поэзия, независимо от того, пишут ли они стихи. Книги Л. Нецветаева появились уже в зрелом возрасте, когда в человеке утверждается философское отношение к жизни. В книге избранного «Стела» есть раздел «Рука судьбы», целиком посвящённый пушкинской теме. Он является ценным дополнением к академической пушкиниане. Знать психологически достоверно едва ли не каждый день жизни великого поэта – нечто действительно запредельное.
Размышляя о судьбе Пушкина, Л. Нецветаев побуждает читателя отринуть домыслы о политических причинах, интригах двора и сплетнях недоброжелателей и выдвигает сакраментальную идею: гибель Пушкина на дуэли была предопределена свыше – Провидением. Рука судьбы оттолкнула от точной цели руку поэта (он много тренировался и стрелял отменно), чтобы не позволить ему стать убийцей, и тем самым спасла его честь «в грядущем и в былом»: «великому поэту убийцей стать нельзя».


И сколь ни будет длиться
над нами синий свод,
никто его убийцей
уже не назовёт.

В стихах Л. Нецветаева побеждает православная идея и в отношении М. Врубеля (наказано его богоборчество), и в отношении Пушкина (библейская заповедь «не убий»).
Немалое место в творчестве юбиляра занимают стихи, отобразившие исторические вехи России. Как и положено живописцу, он обозначил наглядно зримые «мазки времени», которое в России «рвётся и гремит невыносимо». Он сострадает людям, живущим в стране, которую «умом… не понять», и применяет при этом своеобразный литературный приём. Он словно бы выходит за пределы мастерской на сельскую природу, садится рядом с односельчанами и начинает беседовать с этими умудрёнными жизнью людьми, которые любят порассуждать о политике, изумляясь череде преобразований, постоянно происходящих в России. И вот что они говорят о не столь уж давней истории:


…То царь казнит мятежных декабристов,
за мужичка рискнувших головой,
то мужичок крушит, от зла неистов,
того же декабриста дом родной.

И вот по всей стране неразбериха:
с германцем – мир, а меж своими – бой,
и мужичку не отсидеться тихо:
то те, то эти загоняют в строй.

Коня отымут, в руки – трёхлинейку,
а убежишь – поймают, и в расход.
Метель, метель… И по миру семейка
расходится в безрадостный поход.

Война утихла, подросла полоска
хорошей ржи, печётся каравай…
Но вихрем налетает продразвёрстка:
– Отдай зерно! – и ворошит сарай.

А коль, трудясь, добился ты достатка,
завистники, на подлости легки,
тебя запишут прямо в кулаки,
сошлют туда, где носят номерки,
и всё добро растащат без остатка.

Война, война… Беда на всю Россию.
Мужицкий долг – в строю с винтовкой встать.
Их насмерть миллионами косили,
и инвалидов не пересчитать…

И поэт солидарен с мужиками: для него это глас народа, который, живя в России, слишком много пережил и выстрадал.

Л. Нецветаев лишён розовощёкого социального оптимизма. «В России никогда не будет просто…»

По отражённому в его стихах опыту, в условиях недружелюбного социума можно выжить и выстоять только там, где бытуют и взаимодействуют человеческое достоинство, доброта и единение между людьми. Не случайно его стихи пестрят конкретными именами дорогих и близких ему по жизни людей: Иван, Владимир, Александр, Юрий, Дмитрий, владыка Анастасий, Лев, Ильдус, Григорий, Николай…

В этом ряду и спившийся бомж, живущий в старом заброшенном доме…
Современники…
Что же может умиротворить мятежную душу художника Л. Нецветаева?
Российская природа. Поэтические ощущения от красот природы составляют едва ли не лучшую часть его лирики.

***

Коль ночью не даёт уснуть тревога,
оденься, выйди, глянь: на небесах
бесчисленные знáмения Бога
горят на отведённых им местах.

Они в своей неколебимой славе,
брильянтами в небесном серебре
горели так же и при Ярославе,
при всех Иванах и царе Петре.

………………………………………………………….

И у подножья Боговых скрижалей,
обозревая вечности чертог,
почувствуешь ничтожество печалей,
сомнений и любых иных тревог.

Снегопад

За что нам, мелочным и злым,
с небес спускается награда –
волшебный этот белый дым
цветов божественного сада?

Плывут, мерцая, лепестки
на нашу грешную обитель,
где столько злобы и тоски,
что предпочёл уйти Спаситель.

И столько красоты окрест
и в каждом ледяном кристалле,
что, знать, ещё последний крест
на нас, безумных, не поставлен.


***

Как ни штурмуешь словаря редут,
итог не выше среднего конфуза,
но веришь, что когда-нибудь придут
слова, которыми лепечет муза.

Всё веришь, что когда-нибудь придёт
святое простодушное наитье –
как музыка, с которой дождь идёт,
где клавишами трепетные листья.

И те слова, как дождь, проистекут
иль мелким сеевом, иль сразу, как из бочки,
и станет видно: не исправить тут
ни запятой, ни слова и ни строчки.

Завершает статью стихотворение, как раз и отмеченное «простодушным наитьем», которое так дорого и автору, и читателю.

***

Будь хоть тысячу раз воспет
у каминов и камельков –
вечно трогателен букет
из ромашек и васильков.

Не сравнится – какой вопрос! –
сколько б по миру ни искал,
ни богатство пурпурных роз,
ни надменность холодных калл.

И сколь ни было б в мире пар,
звал их вечером на лужок
не трезвон золотых литавр,
а пастуший простой рожок.

Галина Панкратова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"