На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Здесь сердцем надо ведать человека

На сцене Николаевского академического художественного русского драматического театра (Украина) состоялась премьера трагедии А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович». Создатели спектакля посвятили его 1150-летию основания первого славянского государства

Обращение к XVI веку, эпохе Ивана Грозного российской истории потребовало от областного театра     еще в программе для зрителей   объяснить события, которые легли в основу сценического представления. В силу обстоятельств престол унаследовал единственный из оставшихся в живых детей Ивана Грозного, его сын Федор, благочестивый «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рожденный». Менее 14 лет пробыл на троне царь Федор Иоаннович, но вошел в историю как носитель смуты и безвременья. Простодушным царем Федором как орудием для своих целей пытаются завладеть представители борющихся за власть бояр, сторонник неограниченного самодержавия Борис Годунов. Федор не в силах победить интриги враждующих родственников (И.П.Шуйский – дядя, Б.Ф.Годунов – брат жены Ирины) и невольно становится причиной восстания сторонников верховного воеводы, насильственной смерти князя Шуйского, убиения своего наследника, юного брата царевича Димитрия, пресечения древнего рода Рюриковичей. Он не способен разобраться в клубке политических страстей.

«Из такого чистого источника, какова любящая душа Федора, – писал в комментариях к проекту постановки на сцене трагедии «Царь Федор Иоаннович» А.Толстой, – истекает страшное событие, разразившееся над Россией долгим рядом бедствий и зол». По мнению автора, трагическая вина Федора заключается в «исполнение власти при совершенном нравственном бессилии».

Сценическая история трагедии показала, что сочинение Алексея Толстого дает возможность для самого разного толкования драмы молодого царя. На фоне бунта бояр и князей, стрельцов, торговых   и посадских людей, противостояния представителей разных   партий влияния   напряженная энергия сцены хорошо проецируется на современные протестные пикеты в России, на киевском майдане, на николаевской площади с памятником В.И.Ленину в центре. Театральная символика, перформанс обладает мистической силой. На сцене мечется человек с обостренным чувством   родства и справедливости,   царь Федор апеллирует к Богу, нравственным нормам, сердечности взаимоотношений.   Он потрясен   немыслимым предательством: князь Шуйский и Борис Годунов поклялись на кресте в дружбе, согласии и нарушили эту клятву. Неприятие лжи, беззакония – вот источник   драмы Федора,   эти же мотивы   приводят сценического героя к трагическому осознанию: «Я царь или не царь». Он не в силах нести бремя власти. А как современно звучит со сцены летописная цитата, адресованная своим предводителям: «Вы нашими миритесь головами». Зло у Толстого не столь персонифицировано, как у Шекспира, скорее всего оно разлито в пространстве, во времени.

Сегодня мы не склонны искать в случившемся вины Федора, в николаевском спектакле он   жертва жестокого времени, его личная трагедия – трагедия бессилия добра.

Эти размышления вполне разделяет постановщик спектакля киевский режиссер Н.И. Яремкив. Он давно знаком с артистами русского театра по прежним работам. В частности, он ставил здесь «Эмму» по роману Флобера «Мадам Бовари».

– С удовольствием принял предложение художественного руководителя николаевского театра, заслуженного деятеля искусств Украины и России Н.А.Кравченко к сотрудничеству, – рассказывает Николай Иванович. – Я ко всему занимаюсь преподавательской работой в Киевском университете Театра, кино и телевидения и хорошо знаю культурные   традиции вашего южного края. Николаев всегда пользовался хорошей театральной репутацией, в конце XIX – начале XX века здесь гастролировали корифеи украинского театра, В.Комиссаржевская... В репертуаре труппы Всеволода Михайловича были драмы А.Толстого из исторической трилогии, куда входил «Царь Федор Иоаннович». Николаевский академический театр возвращается на столбовую дорогу вековой традиции театрального искусства, берется за самый сложный драматургический материал. Достаточно сказать, что историческая трилогия А.К.Толстого не переведена на украинский язык, его пьесы отсутствуют в репертуаре театров Украины.  

С большим удовлетворением хочу назвать актеров областного театра старшего поколения, ибо они вынесли главный психологический груз, без зрелого мастерства А.Вербеца (Клешин), С.Чверкалюка (князь Шуйский), В.Остафийчука (Борис Годунов), А.Соколова (митрополит Дионисий), С.Слобожаниновой (сваха Василиса) спектакль бы не родился. Короля, как известно, на сцене играет свита. Они были рядом с самодержцем, но сумели создать самостоятельные индивидуальные образы героев смутного, но удивительно узнаваемого времени. Коллектив театра (в спектакле был занят весь творческий состав) создал арт-тренд, записал в свою хронику еще одну знаковую победу.

У читающих эти строки, вероятно, уже давно вертится вопрос: а как там царь Федор Иоаннович, кто его играл, был убедителен?

Царя Федора играл Максим Шипин, актер с ярко выраженным амплуа острохарактерного героя. Ему 25 лет (почти ровесник царю). Два года назад Максим окончил Днепропетровское театральное училище, он по сути только начинает служение искусству. На прошедшем региональном фестивале «Homo ludens» Н.А.Кравченко предложил двум группам актеров подготовить сцену из трагедии А.К.Толстого. Своеобразный сценический тендер выиграла группа с участием Максима. А месяц назад он прочитал приказ о назначении на роль…

Сегодня после премьерных аплодисментов Максим смущен вниманием друзей, журналистов. Он словно в чем-то провинился, сделал нечто такое, на что не имел права. Последний месяц он не выходил из библиотеки театра, жадно читал все о сценической судьбе спектакля А.К.Толстого во МХАТЕ, в Малом театре, театре им.В.М.Комиссаржевской. Там царя Федора играли Москвин, Смоктуновский, Юрий Соломин, Владимир Особик. Имена-то какие! Максим усвоил уроки мастеров,   белые одежды его сценического персонажа – символ чистоты побуждений и поступков.

Евгений Мирошниченко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"