На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Колесо прошло по каждому из нас

Мистерия уходящего века

С первых дней, как заговорили о подготовке к премьере «Одиссеи инока якутского», будущий спектакль оказался в эпицентре внимания, разбавив прозу выборов поэзией искусства. Заядлых театралов особенно заинтриговал тандем Федоров-Борисов-Гоголева, обещавший встречу со зрелищем неординарным. И зрители не обманулись в своих ожиданиях. Спектакль сумел вырваться из пределов театральной эстетики, подарив публике ощущение присутствия в одном из исторических разрезов уходящей эпохи в потрясающих аналогиях нашими сегодняшними терзаниями, надеждами и трепетной верой в обретение утерянных нами простых и вечных истин.

Спектакль имел успех разорвавшегося снаряда, вдруг резко и болезненно оголившего нерв зрительного зала. Он был противоречив – в накале действий и накипи заминок, в мелких просчетах и взрыве удач, в «алгебре и гармонии» драматургии.

Пьесу написал поэт и журналист Владимир Федоров, кстати, редактор отдела культуры газеты «Якутия». Редкостной основой драматургического материала стал исторический факт судьбы морского священника отца Алексия – Алексея Оконешникова, одного из просвещеннейших якутов начала века. Его короткая трагическая жизнь была связана с гибелью военного корабля «Рюрик», повторившего подвиг знаменитого «Варяга».

Организующим началом спектакля стало поэтическое слово, и именно оно несло живую пульсацию текста в неслучайном выборе единственно верных строк. Иногда, правда, завораживающий ритм стихотворного лада ломался текстовым диссонансом актерской импровизации, уместной, может быть, в других спектаклях, кроме этого. Впрочем, в эмоциональном напряжении всей постановки небольшие отклонения от поэтической фактуры не так уж заметны.

Не буду пересказывать сюжет. О нем невозможно кратко. Столь сложную по стилю и жанру пьесу мог «вытянуть» только мастер. Что и было осуществлено режиссером Андреем Борисовым, сумевшим поднять спектакль над сценической объединенностью со всей отдачей большого художника, кто он и есть в главной своей ипостаси.

Совершенно потрясающими были сценографические решения Елены Гоголевой. Особенно батальная сцена, где холщовые полосы и тени превращались то в паруса, то в такелаж, то в тяжелые гибельные волны. Все технические приспособления и звуковой фон «работали» на постановку в удивительной продуманности трансформаций.

Наверное, сложно было артистам перевести необычную пьесу на сценический язык, но ансамбль в целом с этим справился, а молодые актеры, несомненно, сделали свой первый шаг к будущему звездному блеску. Дебютанты бесстрашно осваивали пространство и в этом повезло и им самим, и спектаклю – одновременно интеллектуальному и эмоциональному: было где проявиться способностям, если они имелись в наличии. В явлениях колымскому пареньку святителя Иннокентия прекрасно смотрелся народный артист России Валентин Антонов. Но слегка выбивалась, на мой взгляд, игра некоторых «маститых», которые почему-то не выигрывали на «молодом» фоне. Иные перестарались, то и дело выпрыгивая из рамок роли, другие же, напротив, выглядели несколько статично.

Что касается режиссерских находок – их была масса, в том числе и тех, какие можно назвать мелодраматическими (когда Алексий после встречи с адмиралтейскими чиновниками отдает свой золотой георгиевский крест слепому матросу), и тех, что были решены в форме протеста, хотя, как мне показалось, сцена с социалистом слегка отдавала «перебором». И стоило запомнить смех публики, когда самые живые, самые сегодняшние ассоциации вызывали реплики вроде «к Пал Палычу, в Москву». Но в премьере просто неизбежны мелкие ошибки и упущения, а то, что покоробило мое видение, возможно, как раз понравилось другим зрителям.

Запомнился весь молодой актерский состав. Но остановлюсь на главных героях. Алексея-ребенка очень неплохо сыграл Боря Таллаев, умилив зрителей своей старательностью. Айал Аммосов смог пронести в образе взрослого Алексея, священника Алексия не просто обреченность и тяжесть одиночества, но и духовную чистоту. Но выпрямиться бы парню, уйти от одинаковости болезненно-напряженной позы во всех действиях, пусть даже наложенной на него священным выбором и обетом... Хотя тему свою актер провел четкой линией по всему спектаклю, отразив судьбу не просто священника и героя, а человека, волей Всевышнего призванного к неисповедимому пути, полному горечи испытаний. На мессианский алтарь Алексий кладет жизнь и любовь, разрывая на части душу в порывах и сомнениях, но нет, очевидно, более легких средств для обретения священной веры.

Вторую его любовь, избранницу, если не души, то сердца зовут тоже Верой. В органичности этой роли зрители оценили игру студентки школы-студии МХАТ Ксении Зыковой. Вера, Алексий и поэт Андрей ( актер Антон Гагарин) глубоко символичные фигуры в пьесе. В их раздавленных колесом времени судьбах – эпохальная история трагедии нескольких поколений, глубокая жертвенность и патриотизм. Оно, это безжалостное колесо, на каждом своем повороте, переломе что-то отфильтровывает и открывает, что-то безвременно, безвозвратно губит и в нас...

Что можно было после всего этого придумать в финале? Нет, зрители не были разочарованы, он вызвал такое море чувств, что зал «потонул» в нем без остатка. В осиянном свечами финале спектакля было нечто настолько тонкое, похожее на таинство церковного торжества, что в горле встал ком, и хотелось петь и плакать, как в храме...

Под каким-то виртуальным углом зрения личные воспоминания каждого зрителя переплелись с судьбой века и России в жанре социальной фантасмагории – мистерии жизни. Зал рукоплескал стоя – и представители из номенклатурных «адмиралтейств», и театральное братство, и те, кто пришел в театр впервые, пробуя его на «вкус и цвет». Этим можно было позавидовать — ни открыли для себя театр на одном из лучших спектаклей последних лет, ставшем счастливым билетом во Вселенскую веру.

Ариадна Борисова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"