На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Убеждение, а не "позиция"

Всего тебе самого доброго, дорогой Толя!

Ясно помню, как почти треть века назад мой друг – увы, давно уже покойный – поэт Анатолий Передреев, который обладал редкостным чутьем ко всему значительному в отечественной культуре, обратил мое внимание на еще не известное мне до того имя – Ланщиков. Он, в сущности, только начал тогда свой путь в нашей критике и публицистике, но, познакомившись с его сочинениями, я с тех пор обязательно вчитывался во все подписанное его именем. И сегодня могу с уверенностью сказать, что работы Анатолия Ланщикова принадлежат к наиболее долговечному из опубликованного с середины 1960-х до конца 1990-х годов.

Почему это так, можно объяснить, исходя из сопоставления двух слов: "позиция" и "убеждение". Слова русского (как, впрочем, и каждого) языка создаются не по чьей-либо субъективной воле, но, так сказать, эпохой, и имеют гораздо более существенное значение, чем осознают многие из тех, кто их употребляет. Мы постоянно читаем или слышим из уст наших современников: "моя позиция такая-то". Но необходимо понять, что "позиция" – это "местопребывание" или же "точка зрения", каковые в данный отрезок времени "выгодно" было занять или высказывать – и затем заменить иной "позицией".

А в том, что писал Анатолий Петрович Ланщиков, выражалась не "позиция", но убеждение (основанное на понимании). Убеждения не "меняют" в зависимости от "обстоятельств"; они могут – и должны – развиваться, но не потому, что возникли иные "обстоятельства", а потому, что углубилось понимание. И основной смысл вышедшей в свет в конце 1998 года книги Анатолия Ланщикова "Череда окаянных дней", которую он посвятил Василию Белову, не противоречит, скажем, смыслу его книги "Вопросы и время", изданной двадцатью годами ранее, в 1978 году, и включавшей в себя главу о том же Василии Белове...

Правда, в книге 1998 года ставятся подчас такие проблемы и обсуждаются такие события и факты, о которых не было речи в книге 1978 года, но это обусловлено не сменой убеждений автора, а либо тем, что двадцать лет назад существовала весьма жесткая "цензура", либо тем, что определенные факты попросту не были известны.

И можно с полным правом сказать, что Анатолий Ланщиков принадлежит к очень немногим критикам и публицистам своего поколения, которые могут сегодня переиздать свои статьи и книги, опубликованные в 1960-х – начале 1980-х годов; большинство его коллег постыдились бы это сделать...

* * *

Как представляется, главное достоинство сочинений Анатолия Ланщикова – настоятельная устремленность к осмыслению современной литературы и жизни в свете многовековой истории, притом не в духе эффектных экскурсов в прошлое, а на основе серьезного его изучения и понимания. И в новой книге Ланщикова эта устремленность воплотилась, пожалуй, с наибольшей последовательностью и весомостью.

Книга состоит из трех разделов: "Технология выживания или технология жизни?", "50 лет Великой Победы" и "Национальный вопрос в России", но при освещении этих "тем" так или иначе затрагивается, в сущности, все историческое бытие страны, хотя цель автора и нерв его книги – современность.

Не скрою, что ряд положений Анатолия Ланщикова я мог бы оспорить; но, во-первых, речь идет о "частностях", основное содержание книги обладает истинной объективностью и взвешенностью, а, во-вторых – уже хотя бы в силу этой взвешенности, – тут возможен только развернутый, обстоятельный спор, для которого потребовалось бы, пожалуй, написать свою книгу примерно такого же объема...

Наконец, то, что я считаю "дискуссионным" в книге Анатолия Петровича, не являет собой ее "недостаток"; речь идет о плодотворной дискуссии, и спорное (на мой взгляд) в книге не менее интересно и важно для ее читателей, чем бесспорное (опять-таки, понятно, на мой взгляд).

Не сомневаюсь, что любой человек – между прочим, даже независимо от его убеждений! – с интересом прочитает новую книгу Анатолия Ланщикова.

В заключение я, естественно, не могу не поздравить автора книги с его исполнившимся 6 марта 1999 года 70-летием. И поскольку мы познакомились с ним тогда, когда были еще сравнительно молодыми людьми, воскликну запросто:

– Всего тебе самого доброго, дорогой Толя!

1999 г.

Вадим Кожинов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"