На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Светлое имя

Вадима Бакулина

С творчеством Вадима Бакулина я знакома очень давно – когда-то, в середине 80-ых годов, мы с Вадимом начинали свой путь в литературу в Оренбургском областном литературном объединении при Оренбургской областной писательской организации. Не скажу, что это было безоблачное время, но тогда наша страна, советская империя, была ещё вдохновенно упоена перестройкой. Вадим и я были молоды, конечно же, влюблены в поэзию – особенно в поэзию Серебряного века, столь актуализирующуюся именно в то время. Мы почти одновременно издали первые книги, чуть позднее   вступили в Союз писателей, а потом наши житейские и творческие пути разошлись – это уже было время «лихих-девяностых», как их называют сегодня. Время, когда высокая поэзия была вынуждена в силу удручающих экономических причин уступить место суровой прозе жизни, точнее бренного выживания. В лихие-девяностые сломались судьбы многих талантливых писателей, брошенных озверевшим рыночным государством на произвол судьбы. То есть писатели-то порой физически физически худо-бедно выживали, но как творческие единицы ушли в небытие. Но были, по счастью, те немногие, кто выстоял и не сломался вопреки всем прискорбным   обстоятельствам. Выстояли именно как поэты. И не только выстояли, но творчески и духовно окрепли, словно русская   пост-перестроечная смута   стала тем, говоря словами классика, «млатом», что, сокрушая, выковал булат. Мне радостно, что одним из таких очень и очень немногих поэтов оказался друг моей мятежной оренбургской литературной юности Вадим Бакулин.

Средь бесчестия, грязи и смуты,

В вечном хаосе мира жестоком

Всё же манит меня почему-то

Свет далёких распахнутых окон.

На подмостках тоски и сиротства,

Сквозь толпу, равнодушьем гонимый.

Всё же чей-то мне взгляд улыбнётся,

Хоть пройдёт человек этот мимо.

Даже если устану я верить

И любить… Чьё-то светлое имя

В холода меня всё же согреет,

Чья-то искренность всё же обнимет.

Я думаю, что это светлое имя – Поэзия, та Прекрасная Дама Поэзия, которой всю свою жизнь так по-рыцарски служит Вадим Бакулин. Именно русская поэзия помогла Вадиму Бакулину обрести себя, истинного. Именно Ей, равно как и любви к России, оренбургскому краю, любимым женщинам и друзьям, живописной русской природе посвящены лучшие стихи Бакулина. Мне близка поэзия Вадима потому, что она сочетает очень разные и редко сочетающиеся в творчестве одного поэта качества. С одной стороны тонкость и изящество серебряного века с его аллитеративностью и красочностью. С другой стороны – крепкий глубокий русский корень, непобедимо и неколебимо тянущийся в горнюю высь - ту высь и тот Абсолют, без которых немыслима истинная поэзия и истинная культура. Эта укоренённость в русском-родном и усвоенные Вадимом с раннего детства лучшие достижения мировой поэзии, по мере того, как зреет творчество Вадима Бакулина, всё более дают себя знать в его стихах.

Влюбился я в город над тихой рекой,

В славянский его колокольный покой.

В домишек покошенных пышный наряд,

Чьи окна очами живыми горят.

Здесь духи привольных приволжских ветров

Листают страницы старинных веков.

Здесь в золоте лип – голубой небосвод

И каждая улочка к Храму ведёт…

Серебряный век… В творчестве Вадима Бакулина немало стихов, которые невольно заставляют вспомнить эту по-своему великую эпоху русской поэзии. Кто из поэтов не прошёл в юности искушение Серебряным веком, у того нет сердца! Однако с годами, не желая, впрочем, вычёркивать ни слова из того, что написано в молодости, многое видится по-другому. Грамотно читать стихи меня научил мой учитель – великий русский поэт Юрий Кузнецов, за что я кланяюсь ему до земли. С годами я как-то вдруг по-новому перечитала многие стихи того же Иннокентия Анненского, которым когда-то буквально бредила. И вдруг больно резануло меня одно из самых знаменитых стихотворений Анненского (цитирую по памяти, потому заранее извиняюсь   за возможные неточности):

Среди миров в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя.

Не потому, чтоб я её любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

…И если мне сомнение тяжело,

Я у неё одной прошу ответа.

Не потому, что от неё светло,

А потому что с ней не надо света.

Сто раз я читала в юности это стихотворение и ни разу не споткнулась о мысль, что любовь может быть сознательным желанием отстраниться от Света, то есть от Христа, ведь Христос – не только Сын Божий, но и Свет, и Логос… А ведь любовь в истинном её понимании – это именно и есть стремление к Свету, а никак не дистанцирование от Него! Сей показательный момент стал для меня моментом истины в моём отношении к эстетике Серебряного века русской поэзии. Или я просто повзрослела и поняла, что серебро не станет золотом, а луна не станет солнцем, что они неравноценны.   Я не то, чтобы разлюбила Серебряный век, я просто поняла, что для того, чтобы стать по-настоящему народным русским поэтом, надобно преодолеть очарование Серебряным веком в своём творчестве. Я не знаю, насколько со мной согласится Вадим Бакулин теоретически, мы ведь с ним, по счастью, не теоретики литературы. Но для меня совершенно очевидно, что столь очевидный творческий прорыв поэта Вадима Бакулин, который я наблюдаю последнее время, не в последнюю очередь обусловлен тем, что Бакулин   сумел творчески подняться над эстетикой Серебряного века. И при этом ничуть не изменил своему творческому почерку и своей творческой юности. Сделал это по-своему – просто, естественно, узнаваемо, потому что Вадим Бакулин из тех поэтов, которые никогда не врут своему читателю.

Мне близок ты, отверженный цветок.

Сквозь злой асфальт твоё пробилось семя –

У самых шпал, где жизни нрав жесток,

Где поезда отстукивают время.

И ни одной живой души вокруг,

И ни одной травинки на примете.

Не знаешь ты, кто враг тебе, кто друг,

Отверженец! Твой голос – вольный ветер!

Твой стебель тонок, пыльны лепестки.

Но корень крепок, в нём хранишь ты силу.

Ты – выражение моей тоски!

Я узнаю в тебе мою Россию!..

Думаю, это было неизбежно, чтобы потомок русских дворян Вадим Бакулин вернулся к России, как возвращаются к себе самому. И теперь уже можно быть уверенным, что ни одна, даже самая манящая, звезда не заставит поэта   Бакулина отвернуться от Света, Веры, Любви и Надежды, которые исходят от страниц его книг:

Мне жаль этот снег, этот век уходящий

С причала родимой земли.

Подобно терновнику в дремлющей чаще

Мы в нём родились и росли.

Пусть что-то, увы, не сбылось, не свершилось,

Пусть чья-то звезда сорвалась.

О, боже, пошли нам пресветлую милость,

Избавь нас от лютого зла.

Бесчестие, войны, нужда и напасти

Чтоб в омут ушли с головой.

А всплыли святые мгновения счастья,

Что жизнью и были самой!

Мне жаль этот век, этот снег, что растаял

Иль вовсе приснился во сне.

Да смелых стихов моих резвую стаю,

Вспорхнувшую к вещей луне.

Пусть и в дальнейшем острый взгляд истинного художника, способного увидеть пытливым взглядом малейшие, не видимые обычному глазу, детали мироздания и умеющего сказать о своих открытиях точно-немногословно, никогда не изменят Вадиму Бакулину. Радостно, что наконец-то Оренбурге появился настоящий большой поэт!

Диана Кан


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"