На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

На русском направлении

Книга В.Н. Ганичева «О русском»

С приближением годовщины со дня бла­женной кончины Валерия Николаевича Га­ничева захотелось перечитать одну из пос­ледних его прижизненных книг «О русском».

Так бывает. Нет-нет, да и возвра­щаешься к дорогому тебе человеку и его трудам, к общей жизни...

Само название «О русском» – говорит само за себя. Также как и название серии, под грифом которой она увидела свет – «Рус­ское сопротивление». Ведь один из главных парадоксов отечественной истории состоит в том, что национально мыслящие ее деяте­ли рано или поздно, но неизбежно оказыва­лись на подозрении у властей, государствен­ники отторгались от политической жизни, слово «патриот» становилось едва ли не бранным. В результате люди, полагавшие главную цель жизни в служении России, зачислялись в лагерь сопротивления и по мере сил и таланта от­стаивали свои убеждения в этом качестве. Так было и в XIX веке (вспомним славянофилов), продолжа­лось и потом. Судьба автора книги служит лучшим тому подтверждением (о ней достаточно подробно рассказывается в предисловии М. П. Лобанова и сво­еобразной летописи жизни и творчества автора – «Сто важных дел В. Н. Ганичева на службе России и оте­чественной культуре», опубликованной в приложении). Валерий Николаевич Ганичев – писатель, журналист, доктор исторических наук, профессор, общественный деятель, издатель, с именем которого наитеснейшим образом связана история советской, русской литера­туры, общественной мысли, по крайней мере, после­днего полувека.

В книге собраны его публицистические статьи, очерки, выступления, интервью с 1982 года, что го­ворит о том, что взгляды автора на протяжении трид­цати лет существенно не менялись. Разумеется, ис­торический кругозор расширялся, в орбиту творчес­ких интересов входили все новые и новые имена, не могли не повлиять на В.Н. Ганичева и катастрофи­ческие изменения, происшедшие в стране за этот период.

Но главное осталось неизменным: верность духовным ценностям, которые на протяжении тысячи с лишним лет определяли судьбу русского народа и его культуры, место России в прошлой и будущей исто­рии человечества. Причем не только определяли, но и объединяли «многомерное пространство» страны в ее исторической и географической протяженности, многоликости и неповторимости.

Неслучайно такое внимание автор уделяет поня­тию Русский Дух. Он, по В.Н. Ганичеву, является «единым знаменателем» истории России, объединя­ющим началом национальной государственности и вполне закономерно обусловливает публицистичес­кий пафос книги, ее смысловое и композиционное единство.

Книга «О русском» включает огромный историко-культурный материал: с XIII по XXI век, от Алек­сандра Невского до Александра Сегеня. Столь же необъятна и географическая «протяженность» кни­ги, в которую входят не только путевые очерки «по России» (им посвящен особый раздел), но и рассказ о «русском присутствии» в других частях света – на Афоне, в Греции и т. д.

Особое место в книге занимает работа о станов­лении русского «океанического мышления». Жизни и деятельности великого флотоводца, «росса непобе­димого» Ф.Ф. Ушакова В.Н. Ганичев посвятил це­лый ряд произведений, сыгравших свою роль в про­славлении адмирала в 2001 году Русской Православ­ной Церковью в лике святого праведного воина Фео­дора (память 5 августа и 15 октября). Очерк «Океа­ническое мышление и православное сознание» пыта­ется дать содержательные «ответы на глобальные вопросы современности» (подзаголовок очерка), ведь в основе духовного подвига св. Феодора лежало осо­бое отношение к людям и мирозданию, к морским пространствам и человеческой жизни, чуждое анти­христианским идеям современного глобализма.

Ганичев-путешественник неотделим от Ганичева-историка. Прямо по слову Гоголя: «География состав­ляет одно тело с историей». Вот рассказ о поездке делегации русских писателей по железнодорожной магистрали, стягивающей воедино державное тело России от Санкт-Петербурга до Владивостока, – Транссибу. Вначале идет историко-культурное обоб­щение (геополитическое, экономическое значение Транссиба – в 2001 году ему исполнилось 100 лет), затем повествование о строителях дороги, выдаю­щихся русских инженерах и организаторах (Н.П. Меженинове, К.Я. Михайловском, Н.А. Белолюбском и др.). Завершает очерк о Транссибе дорожный дневник, дающий своего рода срез современной жиз­ни по всему великому маршруту в 7000 км, панорама необъятного «русского пространства» с рассказом о посещении писателями различных достопримеча­тельностей, святых и памятных мест, встречах с местными жителями, юбилейных мероприятиях и т. д.

Этот организационный принцип сохраняется почти во всей книге. «Русские версты» – пространствен­ный и исторический зачин, введение, включающее в себя «историю вопроса», обзор литературы, посвя­щенной России (как русофобской, так и прорусской направленности). Отсюда вполне органично следует переход к рассказу о возникновении идеи Всемирно­го Русского Народного Собора и о главных этапах осуществления этой идеи. Союз писателей России стал соучредителем Всемирного Русского Народно­го Собора (ВРНС) вместе с Русской Православной Церковью, и председатель Союза писателей России (с 1994 г.) В.Н. Ганичев с самого начала является заместителем Главы и сопредседателем Собора, а главой – Святейший Патриарх Московский и всея Руси (сначала Алексий II, в настоящее время – Ки­рилл). На открытии каждого из XVI Соборов (не счи­тая Соборных встреч и Предсоборных совещаний) В.Н. Ганичев выступал с программной речью. В «Русских верстах» помещено и обращение к Пред­седателю Совета по межнациональным отношениям, Президенту РФ В.В. Путину о современном поло­жении русского народа и с конкретными предложе­ниями, выработанными на основе решений Всемир­ного Русского Народного Собора, по изменению на­циональной политики государства.

В книге «О русском» великое множество героев: знаменитых и малоизвестных, православных святых и подвижников благочестия, землеустроителей и кос­монавтов, писателей и композиторов. Рассказывая о «русских людях», В.Н. Ганичев придерживается того же подхода, что и прежде, только теперь авторский взгляд устремлен не по горизонтали, а по вертикали, не в даль неоглядных русских пространств, а ввысь, к заоблачным вершинам, к вечности. Неслучайно одна из частей книги так и называется – «Русские высоты». Это исторические портреты благоверного великого князя Александра (в схиме Алексия) Не­вского («Государственные уроки и спасительные за­веты») и преподобного Сергия, игумена Радонежс­кого, благоверного великого князя Димитрия Донско­го (очерк о двух великих современниках имеет под­заголовок: «Пророк и вождь») и о почти забытом «спа­сителе Руси» в Смутное время преподобном Иринархе, затворнике Ростовском, подвизавшемся в Борисо-Глебском монастыре. И туда же ввысь, к звез­дам, отправился в 1961 г. первый космонавт в исто­рии земли, «неба житель» Ю. А. Гагарин или просто Юра, как его звали в кругу сотоварищей, друзей, среди которых был и В.Н. Ганичев.

Очерки-воспоминания Ганичева о выдающихся современниках (Г.В. Свиридове, М.А. Шолохове, В.М. Шукшине и др.) заслуживают особого внима­ния. В них порой встречаются уникальные сведения, детали, заставляющие по-новому, с неожиданной сто­роны взглянуть на ту или иную историческую фигу­ру. Вот, например, сохраненные в передаче Леонида Максимовича Леонова, слова И. В. Сталина: «Дос­тоевского люблю, потому что учил людьми управ­лять». Или признание «гения отечественной музы­ки» Георгия Васильевича Свиридова: «Я хочу создать миф: Россия. Пишу все об одном, что успею, то сде­лаю, сколько даст Бог».

Знакомством со многими из замечательных рус­ских людей В. Н. Ганичев обязан прежде всего сво­ей деятельности на книжном поприще: в течение де­сяти лет (1968-1978) он возглавлял издательство «Молодая гвардия», где печатались произведения Л.М. Леонова, В.Г. Распутина, В.И. Белова и др. круп­нейших русских писателей. Но вот еще один «рус­ский парадокс».

Молодой гвардией называлась часть император­ской гвардии Наполеона, формирование которой на­чалось в 1809 г. для участия в испанской, а затем и в русской кампаниях. Особенно отличились французс­кие молодогвардейцы в Бородинском и других сра­жениях Отечественной войны 1812 г. (их нередко так­же называли «Легионом демонов»). В 1922 г. поэт Александр Безыменский напишет песню «Молодая гвардия», ставшую неофициальным комсомольским гимном. Тогда же организовывается литературное объединение с таким названием, куда помимо А. Безыменского входили Михаил Светлов, Михаил Шолохов и др., а по решению 5 съезда РКСМ – жур­нал и комсомольское издательство «Молодая гвар­дия». В Великую Отечественную войну совершили свой подвиг краснодонские подпольщики-молодогвар­дейцы. Так замкнулся исторический круг: имя вра­гов России стало именем ее патриотов. А издатель­ство «Молодая гвардия» станет при В.Н. Ганичеве их средоточием, центром русской просветительской деятельности. Этой же цели посвящена его книга «О русском».

О том, что значит «просвещение» в России гово­рил еще Гоголь. «Слова этого, – отмечал он, – нет ни в каком языке, оно только у нас. Просветить не зна­чит научить, или наставить, или образовать, или даже освятить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю при­роду его сквозь какой-то очистительный огонь».

* Ганичев В. Н. О русском / Отв. ред. О. А. Платонов. Институт русской цивилизации. М.: 2013.

Виктор Гуминский


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"