На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Добро, любовь, надежда

О друге, о нашей Родине, о ее благословенной судьбе

Условность театральная меня давно не привлекает, при том что все современные приемы шиты белыми нитками и понятны младенцу. Причем провинциальные театры сегодня грешат экспериментами на грани пошлости еще больше московских, так, считается, можно заманить зрителя, который, думают они, совсем глуп и понимает только скабрезность или того хуже.

И я буду говорить не о таком театре сегодня, а о том театре, о котором мечтается. Театре просветительском, державном или революционном, или о том и другом.

«Иннокентий» – пьеса писателя Валерия Хайрюзова, которую мы уже несколько лет назад напечатали в журнале Союза писателей России, была и рождена автором, таким же неофитом, как и все мы, как просветительская, державная, государственная. Он будто бы сам со своим героем прошел путь узнавания веры, путь восторга перед недюжинной силой Христова воина, пастыря, владыки, а затем святого Земли Русской святителя Иннокентия. И этот восторг перед образом, перед святостью мы ощутили и в тексте пьесы, а теперь и в игре актеров, в постановке режиссера, когда смотрели спектакль Иркутского театра имени Вампилова «Иннокентий».

Наша детская подчас вера нуждается в таком искреннем, просветленном взгляде, в таком восторге от узнавания имен, героев, святых нашей земли. Видно, как актеры, театр, режиссер, автор преображают пьесу, работают над ней, чтобы и была это вовсе не постановка для того, чтобы удивить и зазвать на нее искушенного в развлечениях зрителя, а борьба за зрителя думающего, знающего, верящего, его вразумление, его понуждение к мысли и молитве.

И отнюдь не просто пришлось решать эту задачу театру и автору. Все ведь не расскажешь, не дашь историческую справку со сцены, нужно, чтобы «зацепило», чтобы захотел зритель прийти домой и посмотреть Жития святых, на худой конец просто статью в Википедии о святителе, как из далекой для Москвы Сибири стал он светом России, митрополитом Московским и Коломенским, апостолом Сибири… Как пришел он в русский мир из деревни Анги, из маленького деревянного домика, где мне довелось побывать вместе с Валентином Григорьевичем Распутиным и отчего я навсегда прикипела к этому святому, молилась ему, просила помощи… И покорил этот русский мир своей верой, любовью, служением…

Святитель Иннокентий не единственный герой пьесы, здесь и столпы, герои русской истории Муравьев-Амурский, Невельской, и сибирские купцы, которым Сибирь обязана своим освоением и процветанием, и местные князья и народы, навсегда связавшие свою судьбу с Россией… Но все они находятся под омофором святителя, под его мягкой и твердой рукой одновременно, под его силой любви и понимания. Эпический спектакль, объемный, многозадачный, и все это задачи и сегодняшнего дня, и сформулированы они святителем как будто для нас, для России, для молодых. Услышали бы. Почему-то мне кажется, что и для театра, и для актеров спектакль этот не простой, но такой душеспасительный, душеполезный, что и они многое узнали для себя о вере православной, об истории нашей, погружаясь в это время, в эту тему. Слава Богу, что есть в России еще желание не развлекать, а вразумлять, и, хотя можно спектакль еще улучшать и совершенствовать, и как нам рассказывали, он уже сильно изменился со времени премьеры, главное состоялось – святитель Иннокентий пришел к нам, в день сегодняшний, чтобы мы еще пристальней вгляделись в прошлое, чтобы мы задумались о нашей, русской жизни, помолились друг о друге, о нашей Родине, о ее благословенной судьбе и ее будущей победе над силами тьмы ради добра, любви, надежды.

Марина Ганичева


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"