На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Сердцу сладкий час

Бородино глазами художников

Всероссийский фестиваль духовности и культуры «Бородинская осень» впервые проходил в 2006 году. Он был организован по инициативе Всемирного Русского Народного Собора, Союза писателей России, Центрального Федерального округа, Торгово-промышленной палаты Можайского района Московской области по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Фестиваль поддерживают Администрация Московской области, Администрация Можайского муниципального района, Союз художников России, ЗАО «Бородино», Попечительский совет комплекса «Святой колодец преподобного Ферапонта Можайского, Российская Государственная библиотека, Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

VII Всероссийский фестиваль прошел в память знаменательной даты – 200-летия великой битвы, давшей ему название – «Бородинская осень».

Из всех сражений Отечественной войны 1812 года битва при Бородине стала самой значительной и всемирно известной. Российские воины доказали, что они способны не только бить неприятеля в оборонительном сражении, но и победить его в войне. При Бородине они устояли, сохранив ядро своих сил, без которых была бы невозможна победа в Отечественной войне, славный юбилей которой отмечается в 2012 году.

Сражение на Бородинском поле отразили в своем творчестве гении русской литературы М.Ю.Лермонтов и Л.Н.Толстой. Его героев прославили А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, Ф.Н.Глинка, Д.В.Давыдов и многие другие. Известные художники-баталисты В.В.Верещагин и Ф.А.Рубо запечатлели эпизоды «битвы гигантов». Пафосом победы России в Отечественной войне проникнуты увертюра П.И.Чайковского «1812-й год» и киноэпопея С.Ф.Бондарчука «Война и мир», созданная по роману Толстого.

Продолжают традиции российского искусства многие художники нашего времени. К этой дате в картинной галерее «Бородино» города Можайска, открытой в 2006 году по инициативе Президента Торгово-промышленной палаты Можайского района Московской области, генерального директора ЗАО «Бородино» Виктора Алексеевича Лапкина, была открыта выставка художников России и ближнего зарубежья. Виктор Алексеевич создал в Можайске Художественный фонд «Бородино», которым руководит Светлана Алексеевна Лапкина. Она же возглавила открывшийся и освященный в 2012 году «Дом художника». В этом Можайском храме искусства предусмотрены роскошные залы для экспонирования произведений заслуженного художника России А.И.Веселова, лауреата Московских выставок Г.И.Веселовой и других мастеров. В будущем здесь планируется открыть художественную школу для детей, мастерскую для оформления произведений живописи и графики. Оборудуется хранилище для предметов изобразительного искусства.

На юбилейной выставке в картинной галерее экспонировались работы 90 авторов: живописцев, графиков, скульпторов, иконописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства. Среди них – два народных и 14 заслуженных художников России. Доминантой выставки стал монументальный живописный триптих «Бородино земное и небесное», исполненный заслуженным художником РФ Е.А. Долгачёвым, который, будучи Председателем художественного фонда, стал совместно с Московским областным союзом художников, возглавляемым народным художником СССР, лауреатом премии Андрея Первозванного С.М.Харламовым, одним из организаторов этой выставки.

В трех частях живописного триптиха («Предстояние», «Мольба» и «Скорбь»), выполненных темперой по левкасу, Долгачёв обратился к истории Бородинской битвы: событиям, происходившим на земле, образам участников сражения, а также их духовным связям с миром христианским, небесным. Силы небесные воодушевляли, благословляли, сочувствовали и скорбели вместе с теми, кто защищал русскую землю.

Предводитель небесного воинства архангел Михаил воспринимается как посредник между богом и людьми, благословляющий их на ратные подвиги. Не случайно в одной его руке круглое «зерцало» с повелением от Господа, а в другой – посох странника, идущего на помощь людям. В центральной части изображена Богоматерь, простирающая покров, поддерживаемый ангелами, над полем битвы, где воины проливали кровь и погибали за веру. Предстоящая фигура ангела, символизирующего Скорбь и воздающего хвалу героям, завершает тему небесную. В сюжетах своего триптиха автор объединяет христианские образы с образами реальных людей, представленных в реальном пространстве. Рядом с символическими фигурами святых изображены русские казаки, М.М.Тучкова, ищущая останки мужа, убитого на поле битвы, монахини Спасо-Бородинского монастыря, отец художника, участник другой Отечественной войны и т.д. Они исполнены земной красоты и экспрессии. Утверждая первостепенную роль божественного начала, художник преклоняется перед теми, кто, сохраняя веру, шел на страдания и сложил голову во имя России.

К триптиху примыкает большое символическое по содержанию полотно Долгачёва «… И была сеча зла», названная словами летописца Нестора. В основе его сюжета – борьба сил Света и Тьмы. Олицетворение Тьмы – реально изображенный Наполеон. Он в сером сюртуке и треугольной шляпе. Его резкий жест обращен к небесам, где темные силы творят хаос: нагромождения фрагментов человеческих тел и лошадей освещают ярко-красные всполохи, в преисподнюю летит конница, по земной полосе тянется широкий кроваво-красный след. Образ Николы Можайского в святительских одеждах противостоит силам зла. Святой призван спасать людей от «нашествия иноплеменников». Его изображение, проступающее из Тьмы, становится божественным знаком, возвещающим наступление Света.

Сюжет значительного полотна «На битву. Бородинское поле», написанного заслуженным художником России А.И.Веселовым в 2001 году, имеет реальную основу. Два двигающихся потока воинов – колонны пехоты и строй кавалерии направляются к месту баталии мимо Никольского собора, немого свидетеля событий 1812 года. С противоположного холма приветствует и благословляет солдат на битву сидящий на белом коне прославленный полководец М.И.Кутузов. Четкий ритмический строй картины, ее звучное колористическое решение вселяют уверенность в победе российской армии.

Главной героиней холстов лауреата премии «Золотое перо» Г.И.Веселовой стала русская женщина из народной среды. Используя фольклорные мотивы, художница показывает ее в работе и на отдыхе, в будние дни и праздники, наедине с природой и в кругу подруг. Она сильная и жизнерадостная, то горделивая и спокойная, то усталая и грустная. Ее жизнь неразрывно связана с природой. Женщина стала высшим ее творением. В картине «Бородинская песня» привлекателен исполненный высокой поэзии образ стройной молодой девушки, стоящей у Спасо-Бородинского монастыря. Он воспринимается как символ верности и преданности, готовности к самопожертвованию во имя любви и памяти о павших воинах.

По-разному живописцы преображают в своем восприятии природу Бородинского поля. Г.А.Бондаренко в композиции картины «Бородинские дороги» (2012) совмещает пространство разных эпох. На грунтовой дороге миражным намеком намечены фигуры воинов 1812 года: казаки с пиками, кавалеристы. Здесь же – артиллерийское орудие той эпохи. По Новой Смоленской дороге, покрытой свежим асфальтом, «скользят» современные авто. Связующими звеньями этих эпох выступают верстовые столбы как напоминание о боевом прошлом русского поля.

В лирических по своему настрою работах профессионального живописца В.Г.Лаврова («На Бородинском поле», 2008) и художника-любителя Н.В.Мастыки («Бородино», 2000) воспроизведены типичные для Подмосковья пейзажные мотивы: березки, перелески, деревенские строения. Но эти образы природы передают разные ее состояния и настроения авторов. Если у Лаврова ощущается спокойное величие и одухотворенность пейзажных образов, то у Мастыки природа будто «скорбит», скрывая под туманной дымкой свои прошлые раны, нанесенные прошедшими здесь боями.

Картина заслуженного художника РФ А.С.Виханского с пространным повествовательным названием «В Новодевичьем монастыре на месте захоронения героя Отечественной войны 1812 года Д.В.Давыдова» (2012), несмотря на холодноватую цветовую палитру, проникнута торжественно-приподнятым настроением. Бюст поэта-партизана в гусарской форме в неглубоком пространстве под пологом темно-зеленых крон деревьев, в окружении кладбищенских крестов вносит героическое начало в окружающую природу.

Живущий в одном из уголков Можайского края, поселке Уваровке, художник Н.С.Бернацкий среди своих наставников называет ученицу известного живописца С.В.Герасимова В.А.Дрезнину и уваровского художника Ю.С.Червинского. Автор посвятил свои небольшие холсты «Мира творенье» (2012) и «Вид на деревню Власово» (2011) родному Подмосковью. Сюжетные мотивы в них предельно просты: Старая Смоленская дорога, поля, купы деревьев под светлым небом. Какое-то щемящее грустное чувство овладевает, когда всматриваешься в протянувшиеся до линии горизонта желтеющие поля, несколько изб, будто спасающихся от какой-то беды в низине – все, что осталось от большой деревни,– и темнеющую вдалеке полосу леса.

Пейзажи Бородинского поля и Можайска исполнили живописцы: Т.В.Картавенко («На Бородинском поле»), В.Л.Уткин («Колоцкий монастырь»), С.В.Карманов («Береза, освещенная солнцем»), В.В.Баснев («Бородинское поле») и др.

А.С.Чагадаев и В.В.Потогин воспроизводят в своих произведениях облик воинов 1812 года. На одной из своих работ Чагадаев изобразил среди осенней природы движущийся отряд русских кавалеристов, часть из которых выдвинулась в дозор. В «Портрете в историческом костюме» (2000) на золотистом фоне представлен гусар в эффектной униформе. В лице героя выражено раздумье об участии в военных походах и его боевом прошлом. В портрете-картине Потогина «Русский кирасир» (2012) воин изображен в пору золотой осени. Рдеющая гроздь красной рябины, к которой он протянул руку, возможно, напомнила ему об одном из трагических моментов его жизни.

Живописной выразительностью и декоративностью цвета отличается акварель заслуженного работника культуры Московской области В.И.Коробкова. Разросшиеся кустарники и цветущие травы почти скрывают следы, оставленные на этой земле другой Отечественной войной: дот и ходы сообщения. Время с трудом залечивает эти раны.

Предметы на акварельном «Гусарском натюрморте» (2009) Н.И.Бабкиной напоминают о боевой и одновременно бесшабашной жизни их обладателя. Здесь и кивер с двуглавым орлом, и сабля с дорогим эфесом, и пистолет, а также изящные кубки и сосуд для вина. Чернильница с гусиным пером, видимо, принадлежала воину с творческой жилкой.

Акварели Ю.Н. Богачёва исполнены в сложной технике. Художник создает батальные композиции по мотивам литературных произведений. Лист «Батарея Раевского» является иллюстрацией к книге О.Иванова «Герои ратных дел Отчизны». Сюжетной основой композиции «Отступление Наполеона. Атака литовцев» послужили события, описанные О.Тихомировым в книге «Во славу Отечества».

Художники-графики, чьи работы экспонировались на выставке, работают в разных техниках. Здесь были представлены карандашные рисунки, линогравюры, офорты и др.

Широко известна серия линогравюр С.М.Харламова, выполненная в 1970-1980 годах и посвященная Отечественной войне 1812 года. Подбирая сюжеты, включенные в серию, художник расширил бородинскую тему, акцентировал итоги похода Наполеона в Россию. На нескольких листах изображены события, происходившие на поле битвы: эпизод сражения, рейд донских казаков в тыл французам, поиски М.Тучковой тела мужа после битвы и др. Обратился художник и к периоду пребывания французов в первопрестольной столице. На гравюре «Французы в Москве» представлена жуткая сцена осквернения французами русских святынь. У портала одного из кремлевских соборов с изображением святых образов спивающиеся захватчики сжигают храмовый инвентарь. Сюжет «Война 1812 года. Французы покидают Москву» раскрывает результаты пребывания оккупантов в городе. Их чёрные тени-призраки предстают на фоне поврежденных кремлевских стен, взорванной Никольской башни. Небо заволокли дымы пожарищ. Рисует автор и моменты расплаты французов за злодеяния, учиненные в России. Название листа «Великая армия» воспринимается иронично. По бездорожью бредут жалкие остатки войск Наполеона в изорванных мундирах, закутанные в тряпье. В снегу лежат людские и лошадиные трупы, брошенное оружие. В колористическом решении мощно звучит контраст чёрных и белых пятен и штрихов. Так гравер подчёркивает трагизм происходивших событий.

В.Г.Клеруа создал к юбилею несколько цветных линогравюр, объединенных в серию «Память славных лет и дат». Это натюрморты: «Элегия», «Роза ветров», «Вспоминая Бородино». Изображая значимые предметы 1812 года, автор воссоздает через них образ той грозной, но славной поры, когда юноши становились героями, а каждый воин говорил себе: «Хоть все беги, а я буду стоять». На одном из листов в разных планах представлены альбом с нотами, медаль «1812 год», ваза с ветками лавра, свеча в подсвечнике, полотнища знамен и часть коринфской колонны с капителью. Возможно, они принадлежали человеку творческому, музыканту, геройски погибшему в боях с французами. На другом листе – картосхема битвы на развернутом свитке и подзорная труба с циркулем, лежащими на нем. Здесь же – звезда и крест ордена святого Георгия Победоносца, компас и лента с датой «1812». Владельцем этих предметов, очевидно, был высший офицер, командир, отличившийся во многих сражениях Отечественной войны. Открытая книга, на странице которой через увеличительное стекло прочитывается магическое слово «Бородино», кивер и чернильница с пером, зажженные свечи в канделябре будто напоминают нам о тех воинах, которые оставили нам незабвенные строки о той героической эпохе.

По-своему живописны архитектурные пейзажи заслуженного художника РФ И.П.Маковеевой из серии «Две столицы», выполненные цветными карандашами. В двух композициях представлены особенно примечательные строения Санкт-Петербурга и Москвы. Монументальная серая громада Исаакиевского собора, ставшего эмблемой северной столицы, и конная статуя императора Николая I как бы символизируют государственную значимость города на Неве. Кремлевская стена, над которой словно парит светлым столпом под высоким небом златоглавая колокольня Ивана Великого, – это олицетворение многовековой истории и величия древней столицы России.

Заслуженный художник РФ А.Е.Ветров работает в сложной технике офорта в сочетании с акватинтой. Его работы «Храм Христа Спасителя вечером после дождя» (2009) и «Московский Кремль XV-XVIII веков. Миг и вечность, дыхание осени» (2010) поражают особой неземной красотой. Холодноватый объем храма с мощными золотистыми куполами оживлен внезапным светлым пятном, выявившим кучевое облако в синем небе. На другом офорте комплекс кремлевских строений просматривается через живописное кружево листопада, а особый мир облаков «живет» своей вечной, противоречивой жизнью.

В такой же технике созданы работы заслуженного художника РФ В.А.Воробьёва: «Храм Воскресения Христова» (2006) и «Осени чудесная пора». Поэтический строй этих офортов основан на сочетании теплых золотистых и голубых тонах цветовой палитры. Мягкая тональность, тонкая нюансировка цвета, едва намеченная воздушная перспектива делают их необычно легкими и прозрачными.

Загадочен сюжет офорта «Лабиринт» (2007) заслуженного художника РФ А.И.Ярославцева. Изображение стаи птиц и кругов валунов на земле заставляет задуматься о вечности мира и бренности жизни людей, не способных к полету творческой мысли и фантазии.

В.Б.Попов, народный художник РФ, в 2011 году исполнил гуашью сюжетную композицию «Можайск. Светлое воскресение». Работа по своему эмоциональному настрою импонировала многим посетителям выставки и пользовалась большой популярностью.

Скульптурных произведений на выставке немного, но они все тематически связаны с отмечаемым юбилеем Отечественной войны. Композиции мелкой пластики, выполненные из бронзы заслуженным художником РФ В.А.Таракановым, посвящены героям 1812 года. Прославленного полководца Багратиона автор представил в генеральской форме сидящим на скале, где изображены символические детали, связанные с биографией воина: двуглавый орел, ядра, всевидящее око и текст из 42 псалма Давида: «Не нам, не нам, а имени твоему». Точно переданы характерные черты внешнего облика полководца: крупный с горбинкой нос, сосредоточенное выражение лица, редкое для него состояние покоя. В композиции статуэтки «Наполеон в России» (2012), основанной на действительном факте, происшедшем на пути к Москве, французский полководец изображен на споткнувшемся коне. Это событие стало дурным предзнаменованием поражения французской армии в России. Обобщающее значение имеет сюжет горельефа «Георгий Победоносец», в котором русский святой, покровитель воинства, побеждает дракона – олицетворение зла.

Скульптор Ю.С.Малинин исполнил в размере натуры бюст М.И.Платова в технике кованой меди. Герой 1812 года представлен пожилым человеком, за плечами которого лежала многотрудная боевая жизнь, в которой он заслужил многочисленные военные награды.

Скульптурная группа работы Ю.А.Логвина изготовлена из шамота. Это триптих, составленный из поколенных фигур А.С.Пушкина, Н.Н.Раевского и Д.В.Давыдова (2012), объединенных общим эмоциональным настроем. Автор уловил и передал в экспрессивном ключе одно мгновенье, связавшее трех единомышленников, патриотов России. Центральным образом является фигура Пушкина, вдохновенно читающего «Бородинскую годовщину» (1831), в которой поэт прославил Отчизну. Скульптор включил в название композиции современно звучащие строки: «Победа! Сердцу сладкий час! Россия! Встань и возвышайся!..» Раевский их приветствует возгласом «Браво, Пушкин!», а лихой поэт-гусар восклицает: «Ура!»

На выставке экспонировалось много икон, выполненных художниками Московской областной секции храмового искусства, которая была образована в 2004 году и насчитывает несколько десятков мастеров. Секцию возглавляет заслуженный художник РФ А.Н.Хопкин. Его работы «Святой великомученик Дмитрий Солунский» (2009), «Святитель Григорий Палама» (2010) посвящены образам святых, особо почитаемых на Руси. Юное лицо Дмитрия Солунского перед смертью исполнено мужественного спокойствия. Красный плащ великомученика, надетый поверх золотистой кольчуги, меч и копье, которые он держит в руках, подчеркивают трагизм героической судьбы мужественного защитника христианского учения. Привлек автора и образ византийского богослова и церковного деятеля XIV века Григория Паламы, автора теории этико-аскетического пути человека к единению со всевышним.

Заслуженный художник РФ Е.П.Фокеев обратился к образу Николая Чудотворца, исполнив его поясную икону. В традиционном образе святого мастер подчеркнул его духовную связь с людьми, изобразив правую руку Николы в благословляющем жесте. На выставке экспонировалась житийная икона Владимирской Божией матери работы этого мастера, а также шкатулки, расписанные им на исторические темы.

Среди икон – работы заслуженного художника РФ Ю.А.Базулина: «Святая равноапостольная княгиня Ольга» (2012), «Святая равноапостольная Елена» (2012), а также «Богоматерь Знамение. Троица» (2010). В секции храмового искусства создают свои произведения А.Н.Андрюшин, А.А.Архипова, О.В.Денисова, Л.Н.Зверева, З.С.Кириллова, И.В., М.В., О.И. Криван, Н.С. Кухарева, М.В.Лазарева, М.А. Лапинская, О.Л. Левен, Р.М. Медникова и др.

Яркие, нарядные работы мастеров декоративно-прикладного искусства вызывают чувство оптимизма и радуют своей красочностью и высоким профессионализмом. Шкатулки из папье-маше заслуженного художника РФ Н.Р.Митрофанова расписаны в технике лаковой миниатюры. Е.А.Чернышёва исполняет свои декоративные панно с изображениями святых в сложной лоскутной технике, аппликации, ручной стежки. Привлекает внимание гобелен «Фили» художницы Н.П.Озёрной, сюжет которого напоминает о знаменитом военном совете, решившем судьбу Москвы. Освоив технику ручного ткачества, автор использует разные материалы: шерсть, лен, люрекс.

Выставка продемонстрировала большой интерес художников к российской истории, их большое мастерство, способность передать людям свое видение и понимание событий прошлого, преемственную связь разных поколений народов России.

Ольга Федорова, искусствовед


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"