На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Русское слово

как русское дело в Харькове

4 ноября, в день празднования Казанской Иконе Божией Матери и День русского народного единства, в Харькове были представлены книги «Святыни Великой России» и «Храмы Великой России», написанные и составленные харьковчанином Станиславом Минаковым. Презентация прошла в пресс-центре информагентства «STATUS QUO».

По словам Геннадия Макарова, главы объединения «За культурно-языковое равноправие», председателя координационного совета русских организаций Востока Украины «Русское Вече», принявшего участие в пресс-конференции вместе с писателем, презентация книг подготовлена концептуально именно к этому дню, отсчитываемому со дня освобождения от иноземных оккупантов в 1612 г . русским народным ополчением под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. С приобретенной традицией гражданской самоорганизации русский народ успешно преодолевал все европейские нашествия. Здесь, на Слобожанской земле, на территории нынешних Сумщины и Харьковщины, было в 1708—1709 гг. развернуто партизанское народное сопротивление оккупантам, возглавлявшимся шведским королем Карлом XII. Результат нам известен: самое сильное войско мира, захватившее на тот момент большую часть Европы, вынуждено было изменить своим планам похода через Белгород на Москву, а потом и потерпело под Полтавой поражение.

Переходя к разговору о презентовавшихся книгах, было подчеркнуто, что сейчас историческая Великая Россия возрождается на своих святынях, на исторической памяти, на православной вере. Именно этому — просветительскому — делу, собиранию святынь Великой России под одной книжной обложкой и посвятил в Харькове в нескольких изданиях свою деятельность русский писатель, поэт С. Минаков.

  «Святыни великой России» (Москва, ЭКСМО, 2011) — полноцветный крупноформатный том, иллюстрированный современными фотографиями и картинами знаменитых русских художников. В 2010 г . тем же издательством был выпушен составленный Минаковым альбом  «Храмы великой России» , такого же формата, а этой работе, в свою очередь, предшествовала вышедшая в. большая энциклопедия «Храмы России» (2008 и 2009). В новом труде преобладает визуальный ряд, это фактически альбом, как и «Храмы великой России».

Работая над книгами, харьковский автор ставил задачу показать красоту русской культуры, красоту Русского Православия. Ведь Красота — это одна из Божественных ипостасей. Все, что свято для русского национального самосознания — храмы, иконы, мощи святых и русская культура, отражено в книге.

Новая книга, как отмечается в аннотации, — «о самой сокровенной России, обо всем, чего «аршином общим не измерить»... Эта книга о великих святынях Отечества, которые наполняют светом всю русскую историю и жизнь каждого из нас».

Название не должно вводить в заблуждение ищущих конфронтации. В обоих изданиях немалое место уделено и Киевской Руси — храмам, иконам, монастырям, святым Киева, Чернигова, Почаева, Святогорья.

  «В этот немалый перечень, — утверждает создатель книги «Святыни великой России», — что именно — неявно, постепенно, исподволь, от колыбели до смертного одра — делает русского человека русским, мы включим и нашу Православную веру, а в ней и наши храмы, и наши иконы, и сонм подвижников Русской Земли, а среди них есть и молитвенники за Святую Русь, и ратники, землю нашу в веках отстоявшие и собравшие, славу ее преумножившие, а также князья и государи, помазанники Божии, коим венчана была судьба Отечества.

Книга выстроена хронологически. И начинается с «русского апостола» Андрея Первозванного, с крещения княгини Ольги, с Херсонеса. В книге мы находим и другие древние города Руси: Ярославль, Ростов Великий, и древние лавры и обители, и образы святых — Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Ксении Петербургской, Иоасафа Белгородского, Иоанна Кронштадтского, Серафима Вырицкого, Матроны Московской и др. Найдет читатель и главу «Русский Никола», посвященную почитанию в России святителя Николая Чудотворца. Есть в издании и глава «Духоносное русское старчество», где визуально представлены Оптина пустынь, Площанская и Глинская пустыни, прославившиеся старцами, в том числе и в ХХ в.

Прочтет и увидит любитель русских святынь и главы «Золотой век русской поэзии» и «Святая русская литература XIX века», «Наша Третьяковка» и «Русский музей», страницы об ученых, музыкантах. Конечно же, немало место уделено храмам Отечества, русским героям, спасителям Отчизны в разные эпохи, Георгиевским кавалерам, памятной Георгиевской ленточке. И событиям XIX и XX вв. — его страшным войнам, начиная с Крымской кампании 1853-1856 гг., освобождения Балкан, образу гордого крейсера «Варяг». Особым мемориалом предстают главы о трех ратных полях России: Куликовом, Бородинском, Прохоровском.

На развороте, названном строками Лермонтова и Хлебникова «России страшный год. Некто 1917», с помощью картин Петрова-Водкина, Кустодиева и Филонова рассказано о революции. Внятно отражена в издании русская монархическая линия.

По словам Сергея Моисеева, председателя Харьковской областной общественной организации «Русь Триединая», в обоих презентованных томах представлены святыни всея Руси, которую не следует разделять на междоусобные наделы, даже если сегодня фрагменты Руси-России стали «независимыми государствами. Культура — одна, вера — одна, память, духовность, ментальность — едины, а потому расчленение нашего Отечества на противостоящие и конкурирующие наделы выгодно лишь противникам сильной Руси.

Киги, хотя и насыщены современной фотосъемкой, вроде бы, носят характер исторический, ретроспективный. Однако актуальность этих изданий несомненна. «В противостоянии цивилизаций Украина не случайно стала и сегодня камнем преткновенным, — подчеркнул писатель на презентации. — Ведь отсюда есть пошла Русская земля, здесь зародилось русское монашество, русская цивилизация. А распад Единого Отечества можно назвать третьей русской смутой, которая еще не окончена. … И, тем не менее, врагам не удалось сделать главное — разорвать духовное единство. Одним из ярких примеров того, что мы произросли из одного корня, являются, в частности, три древних храма Святой Софии — в Киеве, Новгороде и Полоцке, построены в одну эпоху, в XI веке. Теперь эти храмы оказались в трех вроде бы разных странах, но они свидетельствуют о нашей духовной общности и цельности. «А разве не общая святыня — Победа в Великой Отечественной войне?» — воскликнул на презентации автор.

К святыням автор книги относит не только культуру, но и отечественную природу, ведь ландшафт «является духовнообразующим фактором, влияет на формирование ментальности». Несколько разделов книги посвящены природе Руси. Днепр и Волга — это духоносные артерии, вдоль которых развивалась наша цивилизация.

Писатель подчеркнул, что поводом его выхода на пресс-конференцию стало отчетливое понимание: к сожалению, творческая деятельность русских литераторов, являющихся гражданами Украины, сегодня практически не отражается в информационных ресурсах Украины, несмотря на то, что писатели активно публикуются и в толстых журналах, и альманахах, антологиях Русского мира. И книги у них выходят преимущественно за рубежами Украины. Это — недопустимый информационный перекос, в результате которого создается картина полного отсутствия русского писательского и поэтического слова на территории Украины. С. Минакова беспокоит сегодняшняя маргинализация русских писателей Украины. «Мы живем, под собою не чуя страны», — напомнил он известную поэтическую строку.

Корреспондент агентства «Укринформ» Светлана Легостаева вспомнила на презентации о просветительских и собирательных издательских харьковских проектах С. Минакова прежних лет. Вместе с друзьями-поэтами А. Дмитриевым и И. Евсой он собрал и выпустил в свет в 2000-м антологию «Дикое поле. Стихи русских поэтов Украины второй половины ХХ века», литературно-художественый альманах «Двуречье», (2004), изданный к 350-летию Харькова и 300-летию его города-побратима Санкт-Петербурга, а также сборник «Ветка былой Эллады. Греческие мотивы в современной русской поэзии» (2004).

Для подтверждения того, что современные русские писатели Украины, в частности Харькова, существуют и активно действуют в русском духовном, информационно-культурном пространстве, С. Минаков кроме «Святынь» и «Храмов» представил большие современные резонансные антологии, в которых опубликованы произведения современных харьковских поэтов: «Молитвы русских поэтов» (Москва, Вече, 2010), «Русская поэзия XXI века» (Москва, Вече, 2009), «Ты припомни, Россия» (Антология военной поэзии. К 65-летию Великой Победы; Москва, 2009).

Отдельно писатель остановился на вышедшем в октябре этого года в Санкт-Петербурге огромном альбоме «Станислав Косенков», посвященном 70-летию со дня рождения известного художника-белгородца, трагически ушедшего из жизни в 1993 г . В российском Белгороде, вечном соседе-побратиме Харькова, теперь установлен памятник художнику в центре города, работает мастерская-музей его имени, с этого года учреждена биеналле и премия имени С. Косенкова. Нерушимость харьковско-белгородских уз заключена в данном случае в том, что Косенков закончил Харьковский художественно-полиграфический институт (ныне Академия дизайна), где был любимым учеником Василия Ермилова, знаменитого русского отца украинского авангарда 1920-1930-х гг. Харьковчанина С. Минакова белгородцы попросили написать к этому альбому вступительную статью.

Писатель подчеркнул, что современные средства коммуникации, Интернет, позволяют ему и его дочери Анне Минаковой, также члену Национального Союза писателей Украины, Союза писателей России, лауреату Всероссийской премии Есенина, живя в Харькове, заниматься литературным редактированием иллюстрированного журнала для школьников, учителей и родителей «Введенская сторона», редакция которого находится в г. Старая Русса, Россия, а печатается журнал в типографии Санкт-Петербурга.

По словам автора, к сожалению, в Харькове все эти издания в магазинах отсутствуют, однако их вполне можно заказать через Интернет-магазины. Литератор обратил внимание на то, что «здесь информационное пространство выстроено так, что вроде бы русских людей нет, и русской культуры нет. А на самом деле она есть!» 

  «Жизнь современного человека пронизана информационными технологиями нейролингвистического программирования. И если чего-то нет в информационном пространстве, значит, нет в сознании. И значит, нас как бы нет. Но мы есть! Поэтому двадцать лет находясь почти в андеграунде, я пришел сюда, чтобы сказать, что здесь, в Харькове, русская культура растворена, неисчерпаема. В китайском театре, если актер отворачивается от зрителя, считается, что этого персонажа на сцене нет. Так вот, если кто-то сегодня хочет, как в китайском театре, повернуться спиной к русской границе и сделать вид, что нет единого великого русского пространства, то усилия эти бесполезны, поскольку Русский мир находится внутри него», — отметил С.Минаков. 

Задачей состоявшейся пресс-конференции Г. Макаров определил намерение снова открыть русский писательский Харьков для Русского мира, привлечь меценатов к увеличению тиражей этих изданий для пропаганды святынь всея Руси среди подрастающего поколения Украины.

С полной видеозаписью презентации можно ознакомиться  на сайте Харьковского информагенства «STATUS QUO» .

Ангелина Демьянок


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"