На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

«Струп и студ твой, Малая Россие,

измена Мазепина!»

21-го октября в информационно-культурном и деловом центре Русского национально-культурного общества Харьковской области состоялась презентация уже успевшей громко прозвучать книги «Соборное мнение о Мазепе».

Презентации издания прошли уже в Киеве, Донецке, Николаеве, теперь пришел черед и Харькова. Надо сказать, что 500-страничный том в Харькове и выпущен — издательством «С.А.М.», пока что небольшим тиражом, 1000 экз., что впрочем, по нынешним временам и немало. Но книгу уже требуют, взыскуют, ищут, в том числе в далеком зарубежье.

Нельзя не согласиться с утверждением, что Мазепа сегодня является краеугольным камнем всего антироссийского идеологического построения. Так что же это за книга, которую авторы уместно самоназывают «книга-симпозиум, книга-ассамблея»?

О ней увлекательно рассказали собравшимся публицистам, общественным деятелям,   политологам, журналистам ее составители, два полтавчанина — историк, член Союза писателей России, председатель Русской общины Полтавской области Виктор Шестаков и член Национального союза журналистов Украины и Союза писателей России Юрий Погода.

О структуре книги, причинах появления издания на свет говорил Ю. Погода. Идея книги возникла еще в тот момент, когда русских людей возмутил выход в свет в России в серии ЖЗЛ биографии Мазепы, написанной сотрудницей Санкт-Петербургского университета Татьяной Таировой-Яковлевой. За эту апологию Мазепы питерская «исследовательница» была удостоена Виктором Ющенко (как и небезызвестная бабка Параска), ордена княгини Ольги III степени. Тогда ответом питерской мазепианке стала убойная рецензия киевского историка Александра Каревина (автора известной книги «Русь нерусская»), «Бездна невежества: «нетрадиционная» российская история Мазепы». Блистательный ответ был несимметричен по объему и резонансу: книгу Т. Таировой-Яковлевой раздули тогда в украинских СМИ до величин необычайных (еще бы, «Россия признала Мазепу!»), а ответ Каревина прочли лишь историки. Неугомонная г-жа Таирова-Яковлева, словно по чьему-то заказу, совпавшему с велением души, учла некоторые критические замечания, касавшиеся откровенных ляпов, и в 2011 г . разродилась томом «Иван Мазепа и Российская империя. История «предательства».

Можно сказать, это стало последней точкой кипения полтавских историков Погоды и Шестакова, которые в феврале 2011 г ., как они говорят, сидя на кухне, решили дать полновесный адекватный ответ новейшим идеологическим инсинуациям заказной «исследовательницы». Тогда, как рассказывает Ю. Погода, и родилась мысль о том, чтобы утверждения питерского профессора Таировой опровергли признанные авторитеты прошлого. До воплощения замысла прошло чуть более полугода.

Красноречивы сами названия статей о Мазепе, которые частично приведем: епископ и проповедник XVIII в. Феофан Прокопович, «Струп и студ твой, Малая Россие, измена Мазепина!»; современник Пушкина, требующий нового прочтения Фаддей Булгарин, «Страх преодолел все его силы»; этнограф и писатель первой половины X I X в. из г. Сумы Н. А. Маркевич, «Тварь Голицына, лицемер перед Петром, ханжа перед Богом, развратитель невинности»; знаменитый русский историк С. М. Соловьев, «Слуга польского короля смолоду, бедою занесенный на Украйну»; известный советский историк, трижды лауреат Сталинской премии, чьи труды не утратили актуальности во всем мире и сегодня, Е. В. Тарле, «Шляхтич Мазепа продал польской шляхте украинский народ»;

Историк X I X в. П. К. Щебальский, «Народ никогда не любил выскомерного Мазепу».

В главке «Превражий Мазепа», составители привели два отрывка из поэтических сочинений Т. Г. Шевченко. В одном из них сказано «пес Мазепа», в другом — трижды! — «проклятий Мазепа».

  «Крикнув, покрикнув превражий Мазепа на сво ї яничари:

Возьмiть, возьмiть Палiя Семена да залийте в кайдани.

….

Не чути вражого Мазепи, з столицi   не чути,

Тiльки чути Палiя Семена, [що] сидить у темницi.

Пропала Мазепина слава, навiки пропала,

А Пал i є вi Царство Небесне i   довiчна слава».

Мазепа, кроме прочего, устойчиво воспринимался казаками-малороссами как вор и казнокрад. Нет и классического историка, в том числе с малоросской стороны, который не сказал бы о Мазепе как о предателе и подонке.

В книге представлены также выдержки из трудов, в частности, шляхтича, польского пристава русских послов в Варшаве XVII в. Яна Пасека.

Серьезное внимание уделено и духовному аспекту деятельности Мазепы. Составители книги резонно решили предоставить здесь голос священству. В частности, раздел «О проклятом» открывает слово Митрополита Киевского, Галицкого и Малыя России Иоасафа (Кроковского, + 1718), составившего Чин Анафемы Мазепе, где есть такие проникновенные «величания» «нового изменника, нарицаемого Ивашкой Мазепой»: «антихристов предтеча, лютый волк, овчею покрытый кожею и потаенный вор, сосуд змиин, вне златом блестящийся, честию и благолепием красящийся, внутрь же всякия нечистоты, коварства, злобы диавольския, хитрости, неправды, вражды, ненависти, мучительства, кровопролития исполненный. Ехиднино порождение, иже аки змей   вселукавый… сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную…»

Эта реплика, заметим, в последней части отвечает и на вопрос, а был ли Мазепа предателем. Следует помнить, что Мазепа не был никогда никаким «гетманом Малороссии» или «гетманом Украины», его должность, функция официально именовались тогда не иначе как «Гетман Войск Их Царского Пресветлого Величества Запорожских обеих сторон Днепра». То есть Мазепа был подданным «Царя и Великаго князя Петра Алексеевича, всея Великия, Малыя и Белыя России Самодержца», перешедшим на сторону врага, захватчика, оккупанта. И так же, как спустя два с половиной века немецкий танк въезжал в храм в честь иконы Каплуновской Божией матери (в Каплуновке на Харьковщине; напомним, что Император Петр считал, что эта чудотворна икона принесла ему викторию в Полтавской битве), так и кони шведского короля Карла, возглавлявшего самую сильную армию Европы, были размещены в этом храме.  

Тогда факт попрания храма вызвал шок у православных малороссов, полностью указав для них — кто именно пришел на их земли. И поскольку привел чужков-захватчиков сюда Мазепа, перед Мазепой тут же, можно сказать, разверзлась земля, народ его возненавидел как изменника. Да, дал старец слабину, по верному замечанию руководителя пресс-службы УПЦ В. Анисимова, «прожил бы гетман на полтора года меньше — много нашлось бы желающих его восхвалять, да еще как борца за независимость? Остался бы в истории сподвижником царя-реформатора, защитником православия («зачищал» униатов везде, куда мог дотянуться), воссоединителем русской церкви (именно Мазепа по поручению Выговского занимался присоединением Киевской митрополии)». Но у провидения свои расклады. В этом смысле Мазепа стал в один ряд с самыми известными изменниками, чьи имена в мировой истории навеки нарицательны: Иуда, Брут, Мазепа.

В слове Стефана Яворского, сказанного перед проклятием Мазепы в Успенском Московском соборе 12 ноября 1708 г ., говорится «о изменнике, перекидчике, треокаянном Ивашке Мазепе, войск его царского величества запорожских бывшем гетмане...» Не получить бы и нам с в амии, братия, таких посмертных наименований!

В томе, который двум полтавчанам помог составить известный московский историк В.А. Артамонов (представленный в сборнике статьей «Информационная война и Мазепа»), имеется и резонансно прозвучавшая два года назад обстоятельная статья протоиерея Андрея Новикова «Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы», и статьи самих полтавчан — «Гламурный лыцарь лицом к хвосту» В. Шестакова, «Вторая Акелдама для второго Иуды» Ю. Погоды, «Мазепины грабли» полтавского писателя Н. Яременко. О «гламурности лыцаря», история коего отражена в произведениях Байрона, Чайковского, Листа, сразу забываешь, когда читаешь приведенный в сборнике мартиролог 26-ти городов и сел Малороссии, уничтоженных шведскими оккупантами в 1708—1709 гг. Триста лет прошло, а тема и сегодня остра, свежа, болезненна.

Всопмним и суждение современного иерарха нашей канонической церкви, митрополита Одесского и Измаильского Агафангела: «Согласно учению Православной Церкви, после смерти покаяние невозможно, то и снятия анафемы с Мазепы быть не может… Чествовать же того, кто находится под церковной анафемой, — значит самим навлекать на себя гнев Божий». Но боится ли современная Украина Божиего гнева?

Всего в книге представлены 64 автора разных эпох, включая наших современников, историков П. Толочко, О. Бузину, К. Фролова и других. В условиях избытка материалов (составители готовы собрать и 2-й представительный том) создатели книги установили для авторов квоту в одну статью, и эта норма была нарушена лишь в двух случаях: для А. Каревина, со статьями «Портрет хамелеона на фоне эпохи» и «Бездна невежества: «нетрадиционная» российская история Мазепы» (тот самый ответ питерской г-же Таировой), а также для малороссийского историка и общественного деятеля XVIII в. П. Симоновского, с материалами «Злоумышление Мазепино» и «Мазепино предательство Карлу XII не было выгодно».

Книга «Соборное мнение о Мазепе» актуализована еще и тем, что затронула совсем свежие исторические события, в частности, в статьях А. Филатова «Мазепа и мазепианство как зеркало украинства», а также А. Маначинского « Мазепа и Ющенко против Петра I».

Книга, которую авторы пытались сделать, по признанию Ю. Погоды, такой, чтобы «восхитить взор и очаровать ум», в значительной мере таковой и явилась. Они отлично отпечатана, оформлена изобильным числом иллюстраций. Цветная вклада — сама по себе законченная, в картинках и фото, история предательства Мазепы, завершается фотоснимками, на которых видим соединенных историей нынешних мазепианцев: В. Ющенко, Ю. Тимошенко, бабку Параску и проф. Таирову-Яковлеву.

Не осталась в стороне от обсуждении на харьковской встрече-презентации и отраженная в сборнике тема преподавания истории, освещения личности Мазепы в современных школах Украины. Имеющий личный опыт школьного преподавания В. Шестаков показал собравшимся в качестве образчиков изданные в Тернополе (изд-во «Мандрiвець», 2011) «материалы для учебно-воспитательных занятий» — брошюры о «героях Украины» — Мазепе, Бандере, Шухевиче. Органичный ряд, известные имена, что и говорить.

Однако с нашей стороны следовало бы важнейший труд полтавчан, соединивших трехвековые суждения мыслителей, историков и публицистов об изменнике Иване Мазепе, привести к широкому читателю. Хорошо было бы этой книгой снабдить библиотеки учебных заведений Украины. Хорошо было бы провести телевизионные презентации издания. Но нынче на «телеэкранах страны» — только антирусский «заказняк» Шустера и Е. Киселева.

Писатель и историк О. Бузина, говоря о книге «Соборное мнении о Мазепе» на презентации книги 5 октября в Киеве, сделал верное и трезвящее нас всех умозаключение: «И все же дело Мазепы будет жить. Оно вечно. Потому что и зло здесь на Земле вечно. Мазепинство — проявление сатанизма в украинской истории. Уже раз наказанного, но то лишь «промежуточный хеппи-энд». Наше дело — побеждать это зло».

Такое понимание не дает нам повода для пессимизма, а напротив, побуждает к активному действию.

Однако на что же может рассчитывать страна, в которой детей учат на примерах предательства и пособничества фашизму? Каково будущее у этой страны? Как случилось и в чем тут попущение и назидательный урок всем нам, что восторжествовала идеология мазепианства, которую в новейшее время проводили в жизнь «лидеры нации» Л. Кравчук и В. Ющенко?

Отчего сегодняшняя власть, вроде бы оппонировавшая названным предшественникам, не делает ничего, чтобы выстроить, в частности, в отношении Мазепы идеологически правильную парадигму, основанную на суждениях отечественных и зарубежных историков, мыслителей, словесников? Не может быть, чтобы иудин комплекс Мазепы стал неотъемлемой и основной частью малороссийского менталитета.

Ангелина Демьянок


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"