На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Русь моя, проснись и пой

Очерк

В его детстве тоже была табуретка. Только не поднимали мальчика на нее, не просили прочитать стихотворение, а усаживали, на колени водружали гармошку и становились вокруг:

– Ну, давай играй.

И маленький Саша, только-только перешагнувший порог школы, уверенно начинал пальчиками бегать по клавишам. Мелодия за мелодией, русская  вперемежку с мордовской, гуляли по избе, вылетали на улицу, и соседи останавливались:

– Опять Сашок наяривает.

А мальчик не столько на клавиши смотрел, сколько на родителей: нравится ли? Нравится, по глазам видно, по чуть заметной ласковой улыбке матери.

– Композитор у Бардиных растет, ей Бог, композитор, – гуляла молва по Чукалам.

А Чукалы – большое раскидистое село, что затерялось в мордовских перелесках, да какое там перелески – за горизонтом расстилаются столетние леса. Седые. Грибные. Непролазные.

Рядом с улицами просторные пруды с многочисленной рыбешкой, ухоженные огороды. Много света и простора, а в праздничные вечера от избы к избе бегут-торопятся песни, одна одной лучше, одна одной краше.

Захочешь не слышать – не получится, а уж коли душа такой родилась, что на каждый музыкальный звук отзывается, как у маленького Саши Бардина, тут и говорить нечего. Да что сказать? Народ деревенский – он умственный народ, тут же разглядит, кто на что горазд, тут же вывод сделает: если сказали «композитор», значит, не быть у Бардиных комбайнера или механика.

– То, что на человека влияет окружающий мир, это и проверено, и доказано, и по-другому быть не может, – говорит теперь, по прошествии многих лет, настоящий композитор и певецАлександр Бардин. – Всегда буду благодарить Бога, что я родился и вырос именно в деревне. То, о чем пою сегодня, я это видел своими глазами, а не прочитал об этом. Я бы не сказал, что наше село выделялось особой песенностью. У нас был обычный дом культуры, в котором многие годы пел народный хор, в нем участвовали мои родители. Но я тогда был еще маленький, об этом знаю в основном из семейного фотоальбома. Но любовь родителей к песне передалась и мне.  

На семейных праздниках песен всегда звучало много, но вот у моего отца самая любимая песня «Уголок России». И каждый раз, когда он ее пел, его самого пробирало до мурашек и до скупой мужской слезы. И все окружающие, я в том числе, всегда находились под впечатлением. Естественно, все это не могло не повлиять на мое будущее, на мое отношение к народной песне. Родителям и родине за это низкий поклон.

Это теперь он так говорит, а тогда и знать не знал, и ведать не ведал, что настанет день, иАлександр Бардин– умелец играть на многих народных музыкальных инструментах, петь многочисленные народные песни – отправится в Москву получать музыкальное образование.

В то время, когда деревенский гармонист-подросток наяривал по вечерам танцы и припевки, в тысячах верстах от Чукал, в далеком алтайском селе Бурла, что  означает Волчья яма, жил-поживал другой Саша по фамилии Лихацкий. Хоть и неуютное название селу досталось, жили в нем, да и сейчас продолжают жить, удивительные люди. Трудолюбивые. Талантливые. Совестливые.

Семья Лихацких не была исключением. Но все-таки она отличалась от других: уж как любили в этом доме песню. Да и как не любить, если воздух прозрачен, если воды родниковые, степи бескрайние.

Глава семьи Лихацких, имея за плечами высшее техническое образование, взял и поступил на заочное отделение Барнаульского музыкального училища. Над ним, взрослым человеком, отцом, никто не смеялся. Здесь издавна повелось: и в радости песня, и в горе она добрая успокоительница. Да, шукшинские места, золотухинские, потому Саша и засыпал, и просыпался под звуки баяна.

– Отец знал множество песен, его постоянно приглашали в сельский ДК на разные выступления, которые у нас проходили достаточно часто, да и дома ни один праздник не обходился без песен, – неторопливо и тепло говорит теперь певецАлександр Лихацкий. – Когда мне исполнилось четырнадцать, мы переехали в Барнаул. Отец сразу отвел нас с младшим братом в фольклорный центр к своей давней знакомой Ольге Алексеевне Абрамовой, директору центра, и Игорю Анатольевичу Сазонтову, который с нами занимался. Здесь я научился танцевать,  играть на народных инструментах  и узнал много новых народных песен, за что им теперь несказанно  благодарен. С особенной теплотой и благодарностью вспоминаю педагога Барнаульского музыкального училища Фаину Петровну Пьянову, она многому меня научила.

А после окончания Барнаульского музыкального училища засобирался в Москву – за высшим музыкальным образованием. Только в Гнесинку, и никуда более. Так решилАлександр Лихацкий, с такими мыслями ехал в столицу иАлександр Бардин.

Они и предположить не могли, что с владимирских просторов примчался в столицу Володя Макаров и уже целый год постигает музыкальную премудрость.

В пятидесяти верстах от Владимира находится районный центр с удивительным названием – Кольчугино. Есть в этом слове какая-то крепкая сила и стать, уверенность и честность. А рядышком с ним поселок Металлист, в которое Володя Макаров переехал вместе с матерью – в своей родной деревушке, где родился, и жить-то становилось некому.

Что ни говорите, а Владимирская земля – целая вселенная. Отсюда и Русь пошла, и царство Русское шествие начинало. А сколько здесь легенд сложено, былин порассказано, песен перепето, богатырей рождено, считай – не пересчитаешь. Это земля русских художников и иконописцев, поэтов и композиторов. И что особенно примечательно – необыкновенный окающий владимирский говорок под стать луговым травам: мягкий, неторопливый, душелюбный. И что еще примечательно: когда владимирцы поют, то вносят в песни такие подголоски, от которых душа радостью наполняется.

Вот среди такого щедрого раздолья и рос Володя Макаров. Помогал в делах матери, совался в любую сельскую работу и делал ее хорошо, только все равно односельчане отмечали:

– Не для деревни рожден парень, жить ему в городе.

А Володя и вправду любил, когда на вечерней зорьке по селу бежала песня, а он сидел, слушал и подпевал. Сначала робко, потом во весь голос.

– Первые народные напевы я услышал от матери, Татьяны Александровны. Она любила вечером, когда я ложился спать, сидеть у окна и напевать негромко, как бы про себя, но как мне это нравилось.

Иногда ловил себя на мысли: что его так беспокоит? А все оказалось просто – трепетная душа просила выхода, и он нашелся – в стихах, сначала робких, а потом уверенных и ярких.

– Будучи студентом музыкального училища, я впервые съездил в фольклорную экспедицию. Это был Меленковский район на Владимирщине. Какова же была моя радость, когда увидел, как люди берегут свои песни – народные, родные. Это же часть их жизни, да и моей тоже. Никогда не забуду, как завуч музыкальной школы Лариса Васильевна Иванова меня спросила: «Что ты хочешь?» Не раздумывая, ответил: «Петь», – рассказывает теперь Владимир Макаров.

И мчались в Москву ребята, в Гнесинку. Саша Бардин вез с собой удивительную энергетику и темперамент народной песни. Саша Лихацкий в багаже своем хранил сдержанность и вдумчивость песни, а Владимиру Макарову хотелось показать в столице, как широко поют в его родных местах, украшая пение сердечными подголосками.

Вот так три голоса, обнявшись в родстве к народной песне, образовали профессиональный коллектив. Как назвать его, долго не думали: «САДко». Да, наверное, это и правильно – уж если посвятить свою жизнь родной песне, значит, и в названии трио должно лежать исконно русское, даже, я бы сказал, старославянское слово. Сирин. Былина. Гусляр. Садко.

На последнем и остановились, и как показывает время, выбор сделан правильно и основательно. Издавна ведомо: голосистее гусляра, чем Садко, народные предания не припомнят.

Работать «народниками» сегодня – дело не престижное. Так считают, по крайней мере, те, кто командует телевидением и радио. Для них прибыль приносит тот, кто ни голоса не имеет, ни слуха, а настойчиво и открыто отодвигает добротную русскую эстраду на задний план, пригвоздив ее непонятным, как и многое по сегодняшнему времени, словечком – не формат. Даже не пригвоздили – распяли русскую песню, и народную, и авторскую.

Страшно: это слушают молодые, с этой песенной «культурой» срастаются, даже и не подозревая, какой  была и какой остается настоящая русская песня.

Каково же бывает радостно, когда среди надоедливого безголосья, которому отведено почетное место во всех эфирах, которому присвоено особое звание – очаровательные, восхитительные, несравненные «звезды», вдруг зазвучит искренний, незамутненный голос, способный на полушаге, на полуслове остановить человека и возрадовать.

Именно так зазвучал голос «САДко» и упал в готовую почву: она ждала живительной влаги, и что особенно отрадно – русскую песню запели молодые русские голоса.

Лет пятнадцать назад, на фестивале в рязанской стороне, народный артист СССР Николай Васильевич Кутузов сказал мне: «Народная песня лишь тогда жива, и у ней есть перспектива не умереть, это когда ее запевает молодежь». Как не согласиться с мнением того, кто посвятил этому жанру искусства всю свою жизнь.

Трое молодых ребят –Александр Бардин,Александр Лихацкийи Владимир Макаров – как раз и сделали это: они с эстрады запели народную песню. Конечно, не в первозданном ее виде, а переложили на современный музыкальный язык. Не забили ритмами и электроникой, а чуть подправили, осторожно и бережно, ритмичность, и первые же их слушатели, вчерашние сокурсники, не жалели благодарностей.

Первые же гастроли группы «САДко» оказались бурными на аплодисменты, а вслед за этим пошла гулять молва: музыканты берут в полон каждого, кто пришел на их концерт или услышал по радио и телевидению.

«Вот кто-то с горочки спущается», «Хуторок», «Во субботу», «Поезд уходит» – вот небольшая часть народных песен, которым певцы подарили вторую молодость. Слушая их, старшее поколение радуется своей жизни, а молодежь начинает понимать неведомые ей пока родные корни.

А сами-то певцы как себя чувствуют, когда поют народную песню? – спросил я недавно Александра Бардина, и он, не задумываясь, ответил:

– Наверное, надо было бы громко сказать, что в такие минуты во мне просыпаются глубокие патриотические чувства, а я просто пою и радуюсь вместе со зрителями, особенно, если это сельские жители. Хотя я все же еще и учусь у них. Учусь тому, чему не научат ни в каких институтах. Ведь в учебных заведениях могут лишь показать, как правильно извлекать звук или нажимать на кнопочки. А вот делать все это с душой и любовью, этому способна научить только родная земля. И я считаю, что только тот артист, который сумел взять уроки у Родины, может достучаться до сердец слушателя.

Достучаться до сердец – это дорогого стоит, это требует неимоверного труда. А трудиться ребята могут. Честно. Неистово. По-крестьянски. Изведутся, прежде чем вынесут на суд зрителя песню.

– Сцены бывают разные, и порой выступление для небольшого количества людей или у себя на родине намного волнительнее, чем перед многотысячной аудиторией на площади какого-нибудь города. К самому же выступлению или концерту я отношусь как к уроку, на котором почти всегда чему-то учишься, – откликается на слова другаАлександр Лихацкий. – В нашей группе все солисты, и мне нравится, что мы очень разные. Владимир, кроме того, что певец, – это наш поэт, на его стихи Саша столько песен хороших написал.

Они схожи во мнении: им повезло, что рядом с ними Володя Макаров. Он действительно написал немало стихов, которыеАлександр Бардинположил на музыку. И что удивительно: ребята в своих песнях сохранили народную основу, и потому, как только песни зазвучали, слушатели назвали их не авторскими – народными.

«Мокнут розы», «Букет сирени», «Красненькие туфельки» – вот только некоторые из них, а им люди отдают предпочтение, и что особенно важно, свою любовь и признательность.

– Три года назад мы получили свою первую награду – стали обладателем гран-при на конкурсе Подмосковья. Мы победили с нашей собственной песней «Гитара», – рассказывает Владимир Макаров. – Надо сказать, Саша Лихацкий тоже пишет песни, и мы их поем с удовольствием.

В заголовок к рассказу о группе «САДко» я привел строчку стихотворения В.Макарова. Группа согласилась с этими словами, если поет его. Чем больше слушаешь, как это делают музыканты, тем больше понимаешь: в простой и, казалось бы, горькой фразе заложено столько гордости и надежды, что радость берет. Проснись –  сбрось с себя накинутые лихими людьми чуждые вериги. Пой – возроди былую силу и славу великой православной Отчизны.

Не многим сегодня дан талант любить родную землю и радоваться ей, а вот Александру Бардину, Александру Лихацкому и Владимиру Макарову под силу не только гордиться родной землей – они песней славят людей, живущих на ней. И люди это принимают всем сердцем. Об этом красноречиво говорят зрительские симпатии. Где бы сегодня ни  выступала группа «САДко», везде у ребят появляются почитатели их таланта.

Алтай и Сибирь, Мордовия и Поволжье – пути-дороги ведут молодых музыкантов по всей стране, и они рады поделиться своей любовью, своими переживаниями и надеждами с любимым зрителем.

Поет «САДко» – молодая, талантливая группа. Значит, живет и будет жить наша русская песня – яркая оберегательница имперской культуры.

Иван Чуркин (Саров)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"