На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Струны раненой души

На юбилей Валентина Распутина

Ранней и снежной сибирской весной, 15 марта 1937 года, в поселке Усть-Уда Иркутской области, затерявшемся на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился на свет Валентин Распутин, впоследствии прославивший Приангарье на весь мир. Вскоре родители перебрались в родовое отцовское гнездо – деревню Аталанка. В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек в трудные и голодные годы, но неистребимая тяга к знаниям, недетская ответственность помогли выстоять. Об этом периоде мучительного взросления Распутин позже напишет в пронзительном рассказе «Уроки французского». Прототип героини – реальный, но рассказ он посвятил матери драматурга Вампилова – учительнице и светлой женщине Анастасии Прокопьевне. А потом, когда рассказ перевели и издали, в том числе во Франции, эту книгу в магазине увидела его учительница Лидия Михайловна: «Так вышло, что она жила уже во Франции и совершенно не знала, что ее бывший ученик стал писателем, выпустил рассказ о ней. Тогда она и написала мне…»

В аттестате зрелости Валентина были только пятерки, и летом 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом историко-филологического факультета Иркутского университета с намерением стать учителем. Даже практику на старших курсах проходил – преподавал литературу в иркутской школе. Но еще раньше, чувствуя ответственность за мать и младших (у отца-фронтовика, заведовавшего почтой, срезали на пароходе сумку с казенными деньгами и – Колыма), Распутин подрабатывал на жизнь где только возможно. Стал приносить свои статьи в редакции радио и газет: «Я стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. И вот журналистика увлекла. Тот период – строительство магистрали Абакан – Тайшет, гидроэлектростанций, заводов Иркутска, Братска – будоражил общество, ставил столько острых вопросов…» Еще до защиты дипломной работы был принят в штат иркутской газеты «Советская молодежь», куда пришел и будущий драматург, закадычный друг Александр Вампилов.

Один за другим появились рассказы Распутина «Рудольфио», «Василий и Василиса», «Встреча» и другие, которые автор и ныне включает в издаваемые сборники. С ними он поехал на знаменитое Читинское совещание молодых писателей Сибири и Дальнего Востока, в числе руководителей которого были В. Астафьев, А. Иванов, А. Коптяева, В. Липатов, С. Наровчатов, В. Чивилихин. Последний и стал «крестным отцом» молодого литератора, чьи произведения были напечатаны в столичных изданиях («Огонек», «Комсомольская правда») и откликнулись в сердцах многомиллионного читателя. Как не хватает сегодня таких вот масштабных региональных совещаний! Не с дамами-детектившицами надо руководству страны встречаться, не дурацкие акции «Наших» Комитету по делам молодежи в Москве проводить, а заботиться о талантах из глубинки.

После публикации в 1967 году повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в Союз писателей. Пришли известность и слава. А в 1970 году в журнале «Наш современник» была опубликована его повесть «Последний срок». Она стала зеркалом духовных поисков наших современников. Любовь матери не дает ей умереть, не повидавшись с детьми. По тревожной телеграмме они съезжаются в родной дом. Мать уже и не видит, и не слышит, и не встает. Но какая-то неведомая сила пробуждает ее сознание, как только приезжают дети. Повесть-прозрение, повесть-завет принесла Распутину всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков.

Тогда-то, на пике славы Валентина, я и познакомился с ним лично в 1975 году на Днях литературы в Алтайском крае. Почти тридцать лет прошло, а я как сейчас помню горное утро в пионерлагере селения Ланжерок, которое вошло в популярную песню благодаря молодежному фестивалю советско-монгольской дружбы. Мы проснулись с ним после горячей встречи писателей накануне в отремонтированной комнате на шесть кроватей с казенным плафоном. И Валя в лучах солнца, бившего сквозь незашторенные окна, сказал мне так серьезно и сокровенно, как умеет только он говорить: «Саня, ты молодой. Стихи под гитару поешь. Будут тепло встречать, наливать, хвалить. Никого не слушай – только еще больше работай!» Собственно говоря, сам он и жил по этому завету. Тогда Распутин дописывал повесть «Прощание с Матёрой», которая вышла в следующем году.

А еще через год – поразительная работоспособность и неиссякаемость таланта! – за повесть «Живи и помни» (1977) он был удостоен Государственной премии СССР. В русскую литературу вошел наравне с классическими женскими характерами трагический и светлый образ Настёны – верной жены дезертира. 

Битва за Байкал, публицистическая и организационная, – особая эпопея в жизни художника слова и общественного деятеля. В этой борьбе он так и вошел в перестройку. Годы развала и предательства, навязывания рыночных отношений и безвременья сместили, понизили порог нравственных ценностей. Об этом – повести «В больнице», «Пожар». Люди мечутся в сметенном мире, в путах потребительства и стяжательства. Одна из последних горячо обсуждавшихся работ – повесть «Дочь Ивана, мать Ивана», в которой звучит и приговор «торгашескому» времени, и ставится тревожный диагноз состояния современного человека. Сам писатель сказал так: «Почему повесть все-таки сумела вызвать определенный интерес? Да потому что события в ней – это не частный случай, не вымысел, не сгущение красок, а самая что ни на есть расхожая правда. Правда о том, как человек, которого государство и закон отказываются брать под защиту, вынужден, подобно моей героине, искать справедливости собственными способами. Если есть насилие, есть и жертвы, и не всякая жертва ведет себя, как бессловесная овца».

В 1987 году писателю было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска (1986). Лауреат международной премии имени Федора Достоевского, премии Александра Солженицына (2000), всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005).

В 1989 году Валентин Распутин был избран депутатом союзного парламента, при М.С. Горбачеве вошел в состав президентского совета. Но эта работа не принесла писателю нравственного удовлетворения – политика, как сам он давно понял, не его удел. И на недавнюю встречу писателей с премьер-министром Путиным он не пошел, хотя в сообщении пресс-службы его имя для весомости оставили.

В новой книге «Эти 20 убийст­венных лет», выпущенной издательствами «Эксмо-Алгоритм», собраны интервью Виктора Кожемяко с любимейшим писателем Валентином Распутиным, многие из которых публиковались на страницах «Советской России». Вот уже девятнадцать лет продолжаются эти беседы. Первая из них состоялась осенью 1993-го – вскоре после ельцинского расстрела Верховного Совета. С тех пор из года в год идет пульсирующее обсуждение разных сторон современной российской жизни, среди главных тем которого – нравственное состояние общества и власти, всё углубляющаяся пропасть между богатыми и бедными, трагедия разрушения русской культуры, языка. Беседы образовали две прежние книги – «Последний срок: диалоги о России» и «Боль души» («Алгоритм»). И вот новый сборник, который будет представлен на стенде С-27 выставки «Книги России», где пройдет и презентация сборника авторов нашей газеты «Красные колокола». В день открытия выставки прошла конференция, посвященная творчеству Валентина Распутина, которая наконец-то была представлена Роспечатью как одно из главных событий книжного форума.

Каждое интервью, каждое высказывание Распутина – злободневное, насыщенное – воспринимается как вскрик раненой души, мудрое предостережение и приговор воцарившемуся строю. Он совершенно чуждый для русского человека. Над страницами книги снова думаешь о судьбе России, ее непутевости: ведь царящее безобразие и позор мы сами допустили.

Александр Бобров


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"