На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

«Дедовщина» и добрый жанр

Очерк

Эдуард Анашкин «Дедовщина» и добрый жанр

 

Писатели, пишущие для детей, так увлеклись развлекательностью, что некому стало учить подрастающее поколение разумному, доброму, вечному. Оттого-то и подростковая одинокость порой выливается во всевозможные группы смерти. Общество старается бороться с этими группами, но ведь самым эффективным способом борьбы с ними являются литературные произведения, прочитав которые, наши дети поняли бы – жизнь, несмотря ни на что, прекрасна. И они, как бы им порой не было грустно, не одиноки в этой жизни. Некому как-то стало учить детей любви к жизни в то время, как сама жизнь мало поводов для оптимизма дает. С ностальгией вспоминаем старые добрые мультики про того же ежика в тумане, который несмотря на свою одинокость, умел дружить и радоваться миру…

Про этого ежика, ставшего образом детства для нескольких поколений детей России, вспомнилось мне, когда я открыл книгу московского детского писателя Светланы Вьюгиной «Тайна зеленых ежиков». Доверительное повествование о дружбе и о том, что самое большое счастье – иметь друга и любить родную землю. Сначала открыть для себя и полюбить двор, где ты растешь. Потом село, куда приехал в бабушке погостить. Влюбиться в город детства, ведь его населяют прекрасные люди и забавные животные… Мир доброго детства вовсе не так прост и уж конечно, вовсе не банален, как порой его пытаются представить нашим малым читателям некие «продвинутые на темной стороне луны» деятели литературы. Кот Васька, который дружит с курами и охраняет их, своего рода уникальная личность. Да что там? Настоящий супергерой! Ведь обычно коты курам не товарищи. А добряк Васька, влюбленный мир, показывает, что дружба и забота о тех, кто слабее себя, и в мире животных существует. И это одно из тех маленьких чудес, которые вроде бы лежат на поверхности, но их все равно надо открыть для себя. Детская любовь к цирку, когда каждый поход в цирк становится для ребенка не просто событием, но вехой его внутреннего становления… Добрый мир Светланы Вьюгиной, где даже встреча с муравейником наводит на глубокие и отнюдь не детские размышления о том, что даже самые маленькие создания-муравьи могут выстроить огромный дом-муравейник, если живут в ладу друг с другом.

А ведь эти размышления и выводы, сделанные в детстве, способны помочь ребенку стать полноценной личностью, а не объектом манипуляций со стороны политологов и прочих промывателей мозгов… Выдающийся современный литературный критик Вячеслав Лютый как-то обмолвился о том, что как бывает от природы поставленный голос, так и душа бывает «поставлена» от природы. А я бы добавил, что поставить душу без назиданий и наставлений способны только писатели «доброго» жанра, какому верна на протяжении всей своей творческой биографии Светлана Вьюгина.

Если всю детскую литературу разделить на поучающую и развлекающую, то я бы засомневался, к какой из этих категорий причислить творчество Вьюгиной. Конечно, она учит детей доброму отношению к жизни. Но делает это так интересно и увлекательно, что наука приобщения ребенка взрослому миру становится наукой самой занимательной. Добрый детский мир, где даже кровожадная акула на поверку оказывается добрым дельфином, помогающим девочке вернуться к берегу. Лягушонок и васильки в поле… Маленький человек и открывшийся мне огромный добрый мир, пронизанный солнцем и любовью, расцвеченный радостью первооткрывания и откровения. Мир, где даже зелёные ежики каштанов живые и имеют свою тайну. И эта тайна светлая, в отличие от мноих других тайн темных, что в изобилии предлагают сегодня детям России, приучая их к зазеркальям вместо того, чтобы приобщать к реальной жизни.

Книга Ивана Тертычного «Бабушка, дедушка и я», повествующая о мальчике-подростке с весьма символичной фамилией Чудов, еще раз подтверждает правильность того, что преемственность поколений, столь важная и для семьи, и для государства, проходит не по линии «отцы и дети», а через поколение – от дедов к внукам. Давно уже наш гениальный писатель Иван Сергеевич Тургенев подметил вечный конфликт отцов и детей. Конфликт, в наше время усугубленный тем, что занятые тем, как прокормить детей, родители не всегда имеют возможность подумать о духовном пропитании своих отпрысков. И тут миссия бабушек и дедушек просто неоценима! Именно они первыми знакомят внуков с «преданьями старины глубокой», пусть даже эта старина измеряется всего лишь десятком-другим лет. Задумайтесь, ведь почти у каждого писателя, человека, призванного духовно питать народ, есть своя Арина Родионовна. Я и сам на сегодня трижды дедушка. И, положа руку на сердце, могу сказать, что дедушка я гораздо более внимательный к духовным потребностям внуков, чем был отцом, более занятым не столько духовным, но телесным пропитанием детей. Это не наша вина, каждого в отдельности, что мы, будучи родителями, сутками пропадаем на работе. Это вина цивилизации, где проблема «отцов и детей» – проблема постоянная и вечная, лишь видоизменяющаяся в соответствии с изменением эпохи. Как говорят в народе «Как ни хороши дети, но внуки-то лучше».

С возрастом мы понимаем хрупкость и быстротечность жизни. И стараемся вниманием к внукам компенсировать то недовнимание, что проявляли к детям вовсе не по злому умыслу, но по причине хронического недосуга. И я рад, что моя внучка Таня, ныне заканчивающая Самарский государственный университет, выросла на книгах Светланы Вьюгиной, на Православной Азбуке Владимира Крупина, что она читала книги Ивана Тертычного и всех тех немногих сегодня писателей, что приводят человека к жизни реальной, а не уводят во всевозможные зазеркалья. Главный герой новой книги Ивана Тертычного, как я уже упомянул, имеет символическую фамилию Чудов. По сути, каждый из нас есть воплощенное Божье чудо уже самим фактом своего появления на свет. Да и всей дальнейшей жизнью, которой в идеале мы стараемся воплотить Божий замысел о нас, потому что каждому из нас Бог непременно дал какие-то таланты и способности. Важно их понять и осуществить. А понять их, убегая от жизни в зазеркалья, просто невозможно.

Собственно, история происхождения фамилии стала для главного героя новой книги Ивана Тертычного тем звеном родовой цепи, благодаря которому стоящий накануне своего 14-летия парнишка приобщается к истории своей семьи. И через семью – ощущает себя неотъемлемой частью огромной страны. Заданный отцу вопрос, откуда у нас такая необычная фамилия, был отцом, как водится, в силу занятости переадресован деду. И дед, как носитель-хранитель уникальной информации о предках, становится для мальчика, ранее воспринимавшего деда лишь на бытовом уровне, почти эпической фигурой. Вырастает до былинных высот. Дедушка мыслит не просто узкими семейными категориями. Рассуждая о происхождении фамилии Чудов, он попутно открывает внуку те тайны слова, о которых редко кто из нас задумывается в бытовом обиходе.

Рассуждая о происхождениях русских фамилий, дед выдает внуку целую галерею портретов русских людей, с их исконным укладом и привычками. Как же не хватает сегодня нашим детям такой вот «дедовщины», пронизанной добром и заботой!.. У каждого из нас есть такие отправные моменты в жизни, когда мы ощущаем себя не просто людьми, но людьми русскими, частью огромной страны, частью не только настоящего, но и прошлого, будущего своей родины. Не только малой, но и большой. Это и есть момент таинства рождения личности. Насколько несчастен тот, кто этого не испытал, настолько счастлив тот, к кому это пришло через родных людей. Иван Тертычный глубоко проникает в психологию ребенка, у которого немало явно автобиографических черт. И это с одной стороны удивительно для писателя, человека, чьи детство и юность остались в прошлом. Настолько и неудивительно, что чистый душой Иван Тертычный сохранил детское восприятие жизни.

Иван Алексеевич не зря в свое время работал заместителем главного редактора журнала православных народов «Россия молодая». Не зря не только потому, что в этом журнале с легкой отеческой руки Ивана Алексеевича были напечатаны многие мои рассказы о детдомовском детстве. Не зря не только потому, что на страницах этого журнала я впервые прочел рассказы для детей Светланы Вьюгиной. Не зря потому, что «Россия молодая» помогла Тертычному сохранить в себе молодое восприятие жизни, что впоследствии вылилось в замечательную прозу для детей и юношества.

Традиции чтения во многом в современной России утрачены. Что уж говорить о чтении семейном! И хорошо, что есть писатели, эти традиции возрождающие. Писательская чета Вьюгина и Тертычный – из этой категории. Им противостоит в борьбе за читателя отлично отлаженная и хорошо проплачиваемая структура вненационального чтива для молодого поколения, призванного увести детей от реальной жизни во всевозможные виртуальные мифы и, как следствие, всевозможные подростковые группы смерти. Ибо отцы-основатели этой структуры поставки развлекательно-отвлекательного чтива для молодого поколения понимают, что борьба за души людей начинается с детства.

Вьюгина и Тертычный ни с кем не борются. Они честно делают свое дело. И я уверен, что ребенок, прочитавшие их книги, получает некую прививку от всех сомнительных видов досуга. Потому что Светлана Вьюгина и Иван Тертычный сами любят жизнь, обладая талантом видеть доброе и красивое в повседневной непростоте нашей жизни. И этому же учат своих читателей.

…Вспомнилось, как однажды Светлана Васильевна поддержала меня. Она, женщина гораздо младше меня годами, тогда поступила по отношению ко мне, почти как к ребенку. Заметила, что волнуюсь перед долгожданной встречей с Валентином Григорьевичем Распутиным. И тактично предложила сопроводить меня на эту встречу… Доселе благодарен Светлане Васильевне за то, что эта встреча прошла так хорошо и душевно. Валентин Распутин подарил мне тогда аж две свои книги с авторафами. Вот также Светлана Вьюгина и Иван Тертычный своими книгами сопровождают своих растущих читателей в непростые моменты их жизни.

Когда мы с женой бываем в Москве на Всемирном Русском Народном Соборе в Храме Христа Спасителя, то встречаемся с этими чудесными людьми, талантливыми писателями Вьюгиной и Тертычным. Бываем в гостях у наших друзей на улице Удальцова. Хлебосольные, радушные и умные, эти люди словно распространяют вокруг себя свет доброты и понимания, которого так не хватает сегодня всем, а детям в особенности.

Эдуард Анашкин (Самарская область)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"