На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Наши песни просты, но не лживы,

И трудами наполнены дни…

При всем обилии литературно-художественных журналов в России (редкий, уважающий себя, регион и город сегодня не имеет литературного издания!) не так много в России журналов, обладающих «лица необщим выраженьем». Когда читаешь журнал «Сура», издаваемый в Пензе, становится ясно: главный редактор этого журнала человек не только системно мыслящий и разносторонне талантливый, но и глубоко разбирающийся в культуре. О чем бы ни рассказывал журнал «Сура» своим читателям – о театре, интересных людей, этнографических исследованиях, музыке – журнал всегда опосредованно говорит о литературе, как основе основ любой культуры. «Сура» – не просто литературное, но литературоцентричное издание, не вырывающее литературу из контекста жизни и культуры, не отделяющее отделяют Слово от Жизни. И это, конечно, заслуга в первую очередь главного редактора – Бориса Шигина. Судя по его биографии, Шигин очень разносторонний и «широкоформатный» человек. Интеллигент в шестом поколении, который осознает свою глубокую корневую связь с предками и ответственность перед ними за то, как живет.

Слава Богу, родители живы,

Слава Богу, что видят они:

Наши песни просты, но не лживы,

И трудами наполнены дни.

Ведь они нас учили тому же,

Их запомнилась тихая речь:

Затянуть ремешки можно туже,

А вот совесть и честь – поберечь…

Филолог по образованию, Борис Шигин долгие годы работал на Пензенской студии телевидения, где прошел путь от редактора передач для молодежи до главного редактора авторских программ. Сегодня образ тележурналиста ассоциируется с бойко тараторящим суетливым телеведущим, не шибко обремененным нормами русской лексики и элементарной этики. Шигин своей работой и творчеством в качестве тележурналиста напрочь опровергает этот расхожий образ. В годы, когда литература была свергнута с ее законного государственного идеологического пьедестала (куда немедленно водрузила свои оголенные телеса культура-поп) Борис Шигин не пошел, как многие его коллеги в России, по пути наименьшего сопротивления, опуская требования творчества до потребы публики. А сделал на Пензенском телевидении серию замечательных литературных передач, став автором телепроектов «В присутствии Пушкина», «Тарханы с Тамарой Мельниковой», «Мой Лермонтов», «Семейное чтение»…

Кто осенью бывал в Тарханах,

Тот суть поэзии постиг.

Спит Михаил Архистратиг.

Там пруд на зорьке коченеет,

И отражения моста

То вдруг трепещут, то немеют,

Как у любовника уста…

…Свернешь на тихую тропинку,

И глядь – кремнистый путь блестит.

Посвящения выдающимся отечественным поэтам прошлого занимают очень значимое место в творчестве Шигина-поэта. К чести Бориса Владиленовича, он не эгоцентрик в творчестве, как большинство поэтов. Видимо, открытость на талант и стала одной из составляющих успеха Шигина в качестве главного редактора журнала. Она же помогает Шигину ощущать себя современником всех выдающихся поэтов прошлого. Для Бориса Шигина наши классики – не бронзовые кумиры, а доселе живые люди, к которым можно прийти со своими болями и радостями:

Над рекою повис снегом вышитый вечер.

Как на Мойку, 12 мне идти не спеша?

Может быть, для меня это – главная встреча,

И от мысли такой ускоряется шаг…

Многие стихотворения Бориса Шигина отмечены печатью лирической созерцательности и некой философской отстраненности. Но на самом деле внутри этих стихов бьется острый пульс современности – не той современности, что сиюминутна и преходяща, а той, что ощущает биенье пульса эпохи:

Так и живу, мне большего не надо.

Не надо быть участником парада.

Я шумной вечеринке предпочту

Общенье с другом или же собакой,

Что, в общем-то, одно и то же… Дракой

Меня уже давно не зазовешь

Решать непримиримый спор. Все ложь,

Все суета сует и искушенье…

Держать руку на пульсе времени Шигин умеет, ибо принадлежит к людям, которые любят учиться. Учеба Бориса Шигина не ограничилась студенчеством и самообразованием. Был Институт повышения квалификации Гостелерадио СССР, Пензенский госуниверситет, где Шигин - доцент одной из кафедр. В 1982 году Борис Шигин стал членом Союза журналистов СССР. В 2001 году был принят в Союз писателей России. Пензенский литературный журнал «Сура» возглавил в 2003 году, после чего журнал резко пошел в гору… По правде сказать, Шигин самый разносторонний из героев моих эссе. Поэт, журналист, бард, ученый, главный редактор литературного журнала, общественный деятель (член Общественной палаты Пензенской области)… Что немаловажно, шигинская разносторонность успешна, словно в сутках у него по крайней мере 29 часов. Шигин – лауреат премии Союза журналистов СССР, трех премий Губернатора Пензенской области за достижения в области журналистики и литературы. Дважды лауреат Всероссийской литературной премии им. М.Ю. Лермонтова: в 2007 году за вклад в культурно-просветительскую деятельность по формированию единого культурного пространства на территории Пензенской области, и в 2008 году за книгу стихов «Пока решает третья Парка». Награжден большой золотой медалью российского Фонда мира за благотворительную деятельность в рамках международной программы «Русская инициатива»…Став главным редактором «Суры», сделал журнал центром притяжения литературных и культурных сил Пензенской области. На базе «Суры» работают литературно-творческие клубы «Берега», «Прозаик», «Поющие поэты». Выступил инициатором культурно-просветительской программы «В русле «Суры» и приложения в журналу «Библиотечка Суры». В качестве руководителя Центра поддержки русского языка и чтения на территории Пензенской области Борис Шигин проводит большую работу по обережению государственного языка России. А вот у нас в Самаре, насколько я в курсе, аналогичным областным центром руководит не писатель-словодержец, первоноситель и хранитель языка, а дама-библиотекарь.

Не очень люблю я слово «бард». По-моему, к Борису Шигину оно не вполне подходит. Поющий поэт – это точнее. «Бардами» обыкновенно называют тех, чьи тексты лежат за рамками литературного обсуждения. Шигин – поющий поэт потому, что его песни можно читать с листа, а не только слушать. Впрочем, даже без музыкального сопровождения слова шигинских стихов льются, певучи, как река Сура, на которой живет поэт и в честь которой назван руководимый им журнал:

Яблочный, да Хлебный, да Медовый…

Ах, какое чудо – слово «Спас»!

Почему же снова плачут вдовы,

В августе кричат в который раз?

Ласточки пугливо улетают,

Осенины – час снимать плоды.

Ну а нас все всходами пугают,

Сорняком подкравшейся беды.

Знать, Преображение Господне

Не для всех великий праздник. Жаль!

Так какое слово мы сегодня

Занесем в российскую скрижаль?

Как же растеряли мы все это –

Эх, полегче что-нибудь спроси.

Горько: молодое бабье лето

Вдовьим нынче стало на Руси.

Какое замечательное слово – осенины. Доселе не встречал такого ни у кого из поэтов! Шигинские поэтические тексты не теряют очарования, даже будучи лишены музыкальных «подпорок». Пусть в вышеприведенном стихотворении это очарование с осенней горчинкой, но это горчинка дорогого вызревшего вина, потому что поэзия самодостаточна. Как человеку читающему, мне не застит взгляд многократное лауреатство Бориса Владиленовича на Всесоюзных фестивалях авторской песни в Москве, Харькове, Калинине, Новокуйбышевске, Пензе. По мне тексты превыше всего! Борис Шигин автор поэтических сборников – «Моим друзьям» (1992г.), «Запечатлеть движения души» (1995г.), «Девятый возраст» (1997г.), «Новый ковчег» (2000г.), «Стихотворения и песни» (2002г.), «Я двух женщин люблю» (2007г.), «Пока решает третья Парка» (2007г.)… Конечно, его стихи рассчитаны на вдумчивого читателя с воображением, потому что приглашают к сотворчеству и нацелены на душевный отклик авторским переживаниям. Парки – это античные древнеримские богини, которые держат в руках нити человеческих жизней и судеб. Именно парки решают – оборвать ту или иную нить жизни или повременить. Не думайте, что парки – это очень далеко от России – и в пространстве, и во времени, хотя в стихах Шигин – типичный русский фаталист, верящий в судьбу почти также, как в России верят в Бога. Такая уж у нас страна, такой ее видит и Борис Шигин:

Я из тех, кто поле не бросает,

Поле боя или васильков.

Ах, Россия, девочка босая,

Раны кровоточат от оков.

Я из тех, кто волю выбирая,

Может жить, мечтая, и в тюрьме.

Ах, Россия, ты как отблеск рая.

Полыхнешь и скроешься во тьме.

Запоешь, да не закончишь песни –

Знать, на веки твой удел таков…

Ах, Россия, грезится нам вместе

Воля рая, поле васильков.

Есть у поэта Бориса Шигина замечательное качество – сохранять в душе детскую и юношескую способность удивляться и принимать мир без опаски – распахнуто, доверчиво. Такой замечательной способностью обладают только детство и юность. С годами мы становимся недоверчивее, предпочитая называть свою недоверчивость мудростью. А вот лирический герой Бориса Шигина готов принять мир таким, каков он есть. И заранее простить этому миру все неизбежные печали. В наше нелегкое время такое качество в поэзии нечастое. Тем более, когда оно сопряжено со столь строгим отношением к себе самому:

Какое прекрасное качество:

Прощать чудакам их чудачества.

Влюбленным прощать

Нерешительность,

А любящим –

Ревность и мнительность.

Неумным прощать неумение,

Беде – холод прикосновения.

Забывчивость – счастью и радости,

А недругу – сплетни и гадости.

Прощать и подонков случается…

Себя только – не получается.

Если вдуматься, умение прощать – это евангельский, небесный дар человеку. Не зря на Руси испокон говорили: «Бог простит». Именно в умении простить и не множить зло заключена настоящая поэзия – и та, что звучит у костра, и та, что разговаривает с нами с книжного листа.

Эдуард Анашкин (Самарская область)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"