На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Колонка комментатора  
Версия для печати

Претенденты на наследство

Современная Россия и Хазарский каганат: исторические параллели

Крушение империи — всемирно-историческая трагедия, одним из последствий которой становится дележ имперского наследия. Так было после смерти Александра Македонского, когда его полководцы занялись переделом эллинистического мира. Священная Римская империя Карла Великого распалась на ряд независимых государств, а потомки по всей Европе почти тысячелетие пытались реставрировать политическую структуру средневековья. Борьба вокруг испанского наследства тоже свидетельствует о том, сколь много наследников объявляется у рухнувшей великой державы.

Не избежала такого развития событий и наша история. Павшее под ударами татаро-монголов Древнерусское государство, которое вполне можно считать протоимперией, пытались восстановить Новгород, Тверь, Москва, и эти попытки нередко перерастали во взаимоистребление частей русской этнической общности.

После падения Российской империи хищники из Антанты, Японии, Германии, США бросились подбирать осколки империи и преуспевали в этом деле вплоть до окончания гражданской войны, когда на руинах обескровленной страны появилась империя советского типа.

И сейчас, когда советская империя распластана на государства-новоделы, находится множество захребетников, считающих возможным прийти к нашему пепелищу, чтобы править и владеть всем, что по крупицам собирали наши предки. Об одном из множества претендентов здесь и пойдет речь.

Поиски прародины всегда благородны и увлекательны. Учитывая же то обстоятельство, что евреи на территории нынешнего Израиля автохтонным населением не были, а получили землю хананеев и филистимлян по обетованию и в результате войн до полного уничтожения аборигенов, можно с пониманием и сочувствием отнестись к нынешним попыткам части израильской общественности обнаружить прародину в Прикаспии, Нижней Волге и Прикубанье. Этот географический ареал расселения древних иудеев ничем не хуже и не лучше прародины ариев, находимой некоторыми специалистами-эзотеристами в Заполярье с тенденцией найти центр арийской цивилизации в районе Новой Земли и Таймыра.

Впрочем, не будем заблуждаться по поводу прародины. Для древних евреев она локализуется то ли в районе Ура (Месопотамия), откуда Авраам со своим племенем откочевал в Египет, спасаясь от голода, то ли в бескрайних песках Аравийской земли, если иметь в виду семитскую основу иврита. Эта географическая неопределенность, надо сказать, мало интересует иудаистскую гебраистику — в конце концов, дело не в том, где кочевали семитские бедуины (люди пустыни), а в Земле Обетованной, которую они захватили и на которой потом воздвигли храм Соломона. С этим храмом связано для иудеев их царствие на земле и пришествие мошиаха.

Как бы ни разнились мнения иудаистов-фундаменталистов и сионистов о способах собирания евреев на Обетованной Земле и что бы ни говорили о восстановлении храма Соломона, принципиально важно для еврейской этнической мифологии само наличие Земли Обетованной (в нынешних границах Израиля или на пространстве от Нила до Евфрата — здесь значения не имеет) и храма Соломона — единственно возможного места пребывания Яхве. Вся остальная земная твердь и все вместе синагоги — всего лишь временная необходимость, и не более того. При таком ортодоксальном понимании географии и святилища поиски прародины в Хазарии не более чем этноисторическая любознательность людей, захотевших что-то узнать о месте временного поселения далеких предков.

Но и здесь не все так просто, как кажется иногда специалистам, много рассуждающим о Хазарии вообще и хазарском владычестве над восточными славянами и Киевской Русью в особенности. Уже само появление евреев (иудеев) в низовьях Волги и на Северном Кавказе породило массу гипотез (интересующимся этой проблемой следует обратиться к работе И. Берлина «Исторические судьбы еврейского народа на территории русского государства». Пб., 1919 г.), среди которых есть и такие, которые выводят генетические корни современных евреев из принявших иудаизм славян (версия Гумпловича). Более популярна гипотеза А. Кестлера, изложенная в книге «Тринадцатое колено», по которой все восточно-европейские евреи, значит, абсолютное большинство евреев мира, — потомки хазар, откочевавших на запад после разгрома Святославом их каганата.

Проблема эта чрезвычайно щекотливая. С одной стороны, поиски частью еврейской общественности Израиля земли своих славяно-хазарских предков в бывшей Хазарии вполне понятны и благородны. С другой стороны, получается полный конфуз с родством с древними евреями времен исхода, судей, царей и пророков, поскольку славяно-хазарские предки никакого буквально отношения к Аврааму и его семени не имели.

Пока получается, что ни поиски прародины, ни этногенез не позволяют с достаточной степенью корректности объяснить хазарские интересы части израильской общественности. Тогда, может быть, надо оставить «души прекрасные порывы» и обратиться, как учил Карл Маркс, к практическому интересу, который, по тому же Карлу Марксу, есть душа еврейства? Не может ведь быть так, что возвышенности нет, а практический интерес к Хазарии все возрастает. Что-то тут есть и где-то зарыто...

История Хазарского каганата покрыта мраком, что оставляет огромное пространство для любых исторических и теологических домыслов. Более или менее достоверно можно судить лишь о том, что, во-первых, хазары не были семитами; во-вторых, иудаизм был принят только хазарской знатью; в-третьих, если верить хазарско-испанской переписке, власть Хазарского кагана была номинальной, а полнота власти была у иудейских первосвященников. Не менее важно и уже исторически подтвержденное обстоятельство о нахождении Хазарии на одной из магистралей Великого шелкового пути, во всяком случае, на стратегически и экономически ключевом пространстве между Средней Азией и Восточной Европой, что позволяло контролировать и извлекать прибыль из этих двух политико-экономических регионов средневековья. Заметим, не производительный труд (об этом убедительно рассказано на археологическом материале С.А. Плетневой. «Хазары», М., 1986 г.), а посредничество и пошлины определяли благосостояние хазарской знати, в то время как ремесло последовательно и с ускорением вырождалось.

Памятуя о «практическом интересе», попробуем теперь представить, что же в Хазарии могло заинтересовать часть израильской общественности. Нет сомнения, прежде всего. не просто существование иудаизма в иноверной среде, а первенство этой религии и привилегированное положение ее исповедников в социально-политической иерархии хазарской этнической общности (тем более высок был религиозный, политический и экономический статус тех, кто иудаизировал хазарскую племенную верхушку и выполнял при ней роль судей и левитов). Не менее важно, что за пределами Обетованной Земли, где существуют религиозные запреты по поводу процентов и ростовщичества среди соплеменников и религиозная же обязанность трудиться на земле в поте лица своего, в Хазарии дозволялось и поощрялось ростовщичество и сбор мыта (пошлины) среди язычников — «говорящих скотов», если употреблять талмудическую терминологию. И, конечно же, власть: быть иудеем и тем уже стоять над язычниками, быть членом правящего клана и определять политико-экономические процессы, быть левитом и уже поэтому надзирать и направлять научную, культурную и духовную жизнь страны и ее насельников. Как же эту Хазарию не вспомнить, как ею не умилиться и как не возжаждать возвращения тех времен...

Кажется, мы приближаемся к выяснению причин повышенного интереса части общественности Израиля к Хазарии. Это государственное образование с наибольшей полнотой воплотило в себе представления о наиболее совершенном устроении жизни евреев рассеяния. Господствующая религия, господствующее сословие, «нематериальное производство» материальных благ — все это осуществлено было в Хазарии для избранного народа, и неважно, был ли он избранным генетически или же по исповеданию Закона и его толкований. Главное, что это было, и сама историческая быль может стать моделью для современного устроения жизни диаспоры, не ставшей, да, вероятно, не желающей стать алией. Как нам представляется, интерес к Хазарии и есть послание из Израиля всей диаспоре о наиболее совершенном устроении жизни тех, кто помнит о Земле Обетованной, но не может или не желает в нее возвращаться.

Ко всем, конечно, ко всем обращена «благая весть» из Израиля о Хазарии. Но особое внимание именно территории, где она когда-то располагалась, именно стране и народу, некогда отметившим «неразумным хазарам» (какое гениальное определение Пушкиным этого воистину неразумного народа!) за буйный набег (или, по терминологии нынешних хазарофилов, иго). Ну конечно же, как говорят математики, пишем Хазария, имеем в уме Россию! И если мы в России из ума перенесем на бумагу до полного понимания «хазарских розысканий» части израильской общественности, то вот какая получится алгебра со стереометрией в придачу.

Громадное пространство России само по себе является огромной материальной ценностью. Обладание им позволяет контролировать и управлять сырьевыми, энергетическими и промышленными потоками от Тихого океана до Атлантики, в значительной степени влияя на объем, качество и стоимость самих потоков.

К земным и водным пространствам добавляется воздушное. Авиалинии, телеспутники и спутники для компьютерной связи (о которых так заботился находившийся в Москве компьютерный император Гейтс) — тоже системы управления страной, извлечения доходов «из воздуха», манипулирования сознанием населения.

Полезные ископаемые. Повторять об их огромности здесь не приходится. Проблема в их расходовании. При полном безразличии к аборигенам на эксплуатации полезных ископаемых можно сколотить немыслимые капиталы.

Промышленность и научно-технический потенциал. В полном соответствии с хазарской археологией уже полномасштабно осуществляется деградация промышленных комплексов, научных центров, технологических разработок. В этом можно (и нужно) усматривать злоумысел, но объяснение всеобщей деградации еще и в том, что при обладании финансово-информационными потоками, дающими немедленную и трудно вообразимую прибыль, вклады в науку и промышленность становятся обременительными и неэффективными.

Силовые структуры. Судя по дошедшим сведениям, Хазария вряд ли обладала собственным сильным войском. Наемничество и стравливание соседей были важнейшими инструментами самосохранения и политико-экономической инфильтрации в сопредельные этногосударственные образования. Наемничество уже сейчас, в форме контрактов, стало реальностью силовых структур. Охранные отряды новых хозяев жизни сопоставимы с любым видом вооруженных сил, по отдельности и вместе взятыми. Что происходит с инфильтрацией — пока не ясно, хотя яснее то, что проект Хазарии для России не предполагает существования «этой страны» как суверенной системы — Обетованная Земля уже политическая реальность, и создавать некий новый управляющий центр не представляется необходимым.

Вот, приблизительно, общие основы и контуры будущей новой Хазарии-России. «Практический интерес» освободил нас от исторической романтики и этноархеологических воздыхании и дал возможность понять, о чем думает и на что рассчитывает часть израильской общественности. И теперь проблема не в том, какой проект для России изготовлен на Ближнем Востоке (?), а в том, почему создание и реализация проекта оказались возможными. Как нам кажется, все это оказалось возможным в силу состояния самого русского народа, спровоцировавшего хазарский и иные проекты перестройки и радикального реформирования России.

С распадом государственной системы защиты населения ощущение покинутости становится естественным отношением к жизни. Радикальное реформирование, лишившее людей перспективы бытия, воспроизвело в психологии и сознании общества безнадежность как повседневное состояние населения.

Казалось бы, уничтожение системы защиты личности и общества должно было вызвать социально-политический протест. Между тем, исключая жертвенный подвиг защитников Конституции осенью 1993 года, массовый протест если и существует, то по поводу невыплаты зарплаты, и дальше этого не идет, что по-своему свидетельствует о разрушении национальных фундаментальных ценностей. Что касается позиции так называемой «системной оппозиции», то ее путь от протаскивания в 1993 году Конституции победившей олигархии до сервильного до бессловесности утверждения Кириенко в качестве главы правительства подтверждает ее статус лакеев режима, полностью принявших правила игры, сфабрикованные подручными Ельцина.

Приходится признать, что одномоментное (по историческим масштабам) упразднение систем защиты личности и общества не позволило людям, социальным группам и классам выработать систему самозащиты. Внутренние механизмы жизнеобеспечения социума и личности не выработали иммунитета в условиях, когда общество и человек оказались «с содранной кожей», и шоковое состояние столь серьезно, что в допустимых пределах, но достаточно корректно можно говорить о состоянии комы, в которую погружена сейчас в России значительная часть населения.

Мы живем в период всеобщей десоциализации — личности, классов и общества в целом. Десоциализация эта преднамеренна, потому что снятие системы защиты произошло управляемо, целенаправленно и с прогнозируемыми результатами для криминально-компрадорских кланов, «мирового сообщества» и авторов проекта Хазария-Россия.

Упразднение общественного сознания из общественной жизни, замена его общественной психологией и прямое воздействие на бессознательное являются открытой формой социального конструирования, где разум не принимается в расчет, мифотворчество становится нормой отношений власти и народа, идеологов и власти, «системой оппозиции» и ее «электората», то есть тех самых обездоленных масс, которые не видят, как «вожди сопротивления преступному режиму» предают эти массы каждодневно и уже в открытую.

Мне уже приходилось писать об охлосе, в который превратилась основная масса русского народа. Охлос знает только ценности желудка и физиологии. Ему наплевать на память предков, идеалы и будущее страны. Он готов вечно жрать, и сам об этом заявил еще в 1991 году, когда никто не захотел сохранить великую державу, зато с вожделением ждали, что через пятьсот дней начнут жрать колбасу двадцати и более сортов.

При таком состоянии общества и при такой социальной психологии проект Хазария-Россия должен был возникнуть. И не только возникнуть, но и начать осуществляться. Почва уже подготовлена.

 

 

***

Можно было бы описать технику и технологию вывода человека и общества из того состояния, в котором они оказались. Однако не инструментарий, а концепция жизни, социально приемлемая цель исторической деятельности и восстановление защитной системы способны вернуть людей и социум к сознательному восприятию мира, где места для вожделений части израильской общественности не остается.

Конечно, освобождение осуществят не правящий режим или «системная оппозиция». Освобождение возможно только и исключительно через диктатуру, в которой равно заинтересованы национальный капитал, обездоленный народ и само государство.

2001 г.

Профессор Эдуард Володин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"