На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Колонка комментатора  
Версия для печати

Бег на месте

О необходимости русской классики в современной школе

Область отечественного образования, судя по всему находящаяся под фактическим контролем неких сил разрушения, сегодня нередко напоминает сцену оперы в момент, когда действующие лица громко поют: "Бежим, бежим ..." и стоят на месте.

Понятно, что в государстве, претендующем на независимость в условиях агрессивной глобализации и активных усилий международного жандарма подавить самостоятельность и свободу любой страны, не подчиняющейся дисциплине глобального помрачения и насилия, – образование и культура служат центральными целями информационной войны. Поэтому велики здесь наши потери.

Но огромные масштабы урона в этих областях объясняются и тем, что разрушение, согласно законам информационной войны, производится руками самих россиян. Конечно, нашим недругам весьма помогают невежды, люди низкой квалификации. Не обходится, наверное, и без предателей, благополучно и преспокойно действующих в иных "руководящих структурах" и "совершенно невинно" помогающих нашим противникам распоряжениями, несовместимыми с интересами страны своего проживания. Но речь не о них. Мы коснёмся лишь вопросов о сугубо научных причинах успехов разрушителей. Разрушители навязывают современной школе ненаучные или антинаучные взгляды и "теории", сознательно "забывая" простые, основополагающие научные истины.

Напомним: только самостоятельное державное строительство на путях самобытного развития может обеспечить государственную независимость. Образование, соответствующее условиям существования независимой страны, у нас разрушено; современная его система официально ставит иные задачи и цели: воспроизводство потребителя, обучение грамотного исполнителя. Но независимой России нужен не просто "грамотный исполнитель", но человек, воспитанный в лоне отечественной культуры, способный к самостоятельному обретению информации, ориентированный на творчество, обладающий достойной культурой мысли, одухотворённый идеалами добра и созидания. При формировании такого человека нельзя недооценить роли гуманитарных дисциплин в становлении личности, в жизни общества и в научно-техническом развитии. Гуманитарные науки сегодня выступают, как сила, способная влиять на качество, уровень, интенсивность и быстроту научно-технического прогресса, координируя его с экологией в целом. И здесь всякому гражданину независимой страны необходимы личные созидательные качества человека нравственного, духовно богатого, обладающего способностью к самообразованию и творчеству. Это исключает штамповку людей, воспитанных в режиме послушных механических исполнителей. Независимой стране нужны люди творческие...

Не так давно открыта дискуссия по поводу новых школьных программ по литературе. В ней высказывались мнения очень разные. Но судя по содержанию выступлений, весьма многие участники либо не представляют, что такое классическая литература и какова её роль в нормальном развитии полноценного человека, либо не ведают, в чём непременные задачи нормальной средней школы независимой страны.

Не обладая об этом грамотными представлениями, серьёзно рассуждать по поводу современной программы по литературе для школы – бессмысленно.

Позволю себе повторить некоторые азбучные истины. Классическая литература как и всякое истинно высокое  искусство не может устаревать. Говорить, что она "устарела" и "неинтересна" могут только неграмотные или очень малообразованные люди. Их мнение о школьном филологическом образовании не стоило бы и упоминать: оно остаётся за пределами сколько-нибудь серьёзной научной дискуссии.

В связи с этим напомню кое-что из прошлого. В начале ХХ века один из имеющих подобные взгляды, С.С. Юшкевич, писал: "Мы должны испортить русский язык, преодолеть Пушкина, объявить мёртвым русский быт, словом заслонить Русь от современности и русский народ от русского общества, свести на нет русскую оригинальность". Несколько позже невежественные "перестройщики" предлагали "сбросить Пушкина с парохода современности". Чуть позже говорили о "новом искусстве", которое приходит на смену старому...Но в результате – классика осталась и утвердилась, на ней воспитались новые поколения людей высокой культуры...Это помогло России выстоять.

Прислушаемся к мнениям, в которых дана оценка смысла и значения классики. "Русская литература,– писал известный филолог С.А. Венгеров, – была всегда одной из тех святынь, в общении с которой человек становится чище и лучше... Русская литература – центральное проявление русского духа, фокус, в котором сошлись лучшие качества русского ума и сердца".

Конечно, если желать, чтобы современная молодёжь не становилась "чище и лучше", не приобщалась к тому в чём "сошлись лучшие качества русского ума и сердца", то нужно "заслонить" от неё классику. В этом пытались преуспеть недруги нашего народа, но, к счастью, в конце концов не преуспели...

Замечу: верное отношение к классике утвердилось отнюдь не только на русской почве. В середине прошлого века один из ведущих американских учёных заявил, что Россия угрожает Америке..."системой образования". В связи с этим, оценивая гуманитарные успехи советской школы, верховный советник по делам образования США Морис Стерлинг заметил: "Сила нации заложена в её искусстве, музыке и литературе в такой же степени, как в её физике и электронике. Тот, кто полагает, что великая поэзия или знание классической литературы не являются существенными не только для качества, но и для жизнеспособности нации и её культуры (выделено мной – И.В.), пренебрегает уроками прошлого".

Нужно помнить ещё одну прописную истину: только читая отечественную классику, можно достойно овладеть русским литературным языком. Иного пути нет.

Всё сказанное – урок современным невеждам (или недругам?), безграмотно (или убеждённо-враждебно?) отрицающим безусловную необходимость русской классики в современной школе.

Как говорят, пока – всё. Да здравствуют грамотные и  истинно желающие доброго возрождения отечественной школы участники дискуссии!

Ив. Веристин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"