На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Колонка комментатора  
Версия для печати

Апология Суркова

Взгляд

Реноме у Владислава Суркова незавидное. Каждый готов бросить в политтехнолога камень. При этом всякий не прочь порассуждать на тему «Если бы Сурковым был я». Помните, как в «Литературке»: «Если бы директором был я». Сурков, как принято думать, некогда был идеологом Кремля. Теперь, как принято думать, является директором по проблеме ДНР-ЛНР и по теме «Украина-Россия» в целом. Претензий к нему у всех немало: не всё хорошо и на Донбассе и в отношениях «Украина-Россия». Понятно, – «не всё хорошо» это эвфемизм к слову «швах». Война продолжает убивать и калечить. Это факт, это швах, это дрова (если не устраивает слово «швах»).

Но вот новый этап. После статьи Суркова «Одиночество полукровки (14+)» в него полетел град всего, что летает. Повод дал – кости перемыли. О многом сказано.

Анатолий Степанов замечает, что к статье Суркова «нужно всерьёз присмотреться», предполагая, что статья «претендует на то, чтобы заложить тренд новой идеологии России после 2014 года». Присмотримся.

Владислав Юрьевич, представляется, сказал на самом-то деле то, чего давно ждали, что давно бы хотели услышать и увидеть – хоть и в Конституции! Но не из тех уст прозвучало, не в тех лексических конструкциях было выражено. Возможно, и невнятно, но было сказано о прекращении Россией «многократных и бесплодных попыток стать частью Западной цивилизации». «Сенсация» заявления, собственно, в том, что это прозвучало из Кремля, из-за зубцов и красивых башен... Пути Господни неисповедимы. Что послужило причиной? Отступать стало некуда. Позвонки меж лопаток Суркова ощутили нечто – и камни возопили, в данном случае кремлёвские камни: время пришло. Так сложилась политическая конъюнктура в мире. Сурков так Сурков. Дух дышит, где хочет... Русской историей движет Промысл Божий через тех, кто пригоднее для исполнения Его воли. Ведь и Храм Христа Спасителя, заметим, восстанавливали не те, кто собирал для этого деньги (их украли), а те, у кого не воруют, это было важным условием в этом вселенском деле.

Об особости России говорено прежде множество раз. Можно припомнить великого Николая Данилевского. Он растолковывал, констатируя, полтора века тому назад: «Дело в том, что Европа не признает нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем такое, что не может служить для неё простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды, как извлекает из Китая, Индии, Африки, большей части Америки и т.д.»... Говорил Достоевский, говорили другие. Кто-то яростно оспаривал. Владимир Соловьёв, например, которого упорно называют великим мыслителем. Он видел предназначение святой Руси, ещё и «единственно возможное», в том, чтобы православие и католичество «не исключали друг друга», чтобы «оставаясь православным, быть вместе с тем католиком, и оставаясь католиком – быть православным». Апокалипсис им предсказывался из Азии. Александр Блок через годы вслед за ним мысленно распинался перед Западом: «Пока не поздно – старый меч в ножны, Товарищи! Мы станем – братья!» Оба оказались (во всяком случае, как мы видим ныне) не пророками. Взвинченный ХХI век со всей резкостью сфокусировал наш взгляд, показал, что никак нельзя «оставаясь православным, быть вместе с тем католиком», несмотря на все экуменистические искушения. Дело не только в догматических расхождениях, дело в последствиях, порождённых древними европейскими ересями. Папа Римский в 2016 уверял, что «мы должны извиниться... не только перед геями». Не только – список открыт, далее что угодно, самое звериное, пещерное. Но от этого открестился ещё св. Владимир-Креститель! Папских посланников отправил прочь: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Отцы не приняли, знали об эпохе порнократии на папском престоле. Были и другие причины. Но факт таков. Чистоты и святости русская душа хотела.

Через век (уже после красной болезни) о необходимости отгородиться от Запада ради возврата к русскости говорил Александр Солженицын. О России как об особой цивилизации накануне киевских событий, 8 сентября 2014, говорил Святейший, Патриарх Кирилл:

«...самое главное, что отличает Россию от других стран, это её история, её традиция и система ценностей, которые в этой стране по милости Божией сохранились».

И ещё: «Русский мир – это и есть особая цивилизация, к которой принадлежат люди, которые сегодня себя называют разными именами – и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную».

Мы знаем имена европейцев, американцев, азиатов, людей востока, знаем и полукровок, выросших в своих традициях и Божией благодатью приведённых в русское православие. Некоторые стали наставниками и духовными учителями русских. На помощь святой Руси, которой, как мы понимаем, ещё суждено исполнить грандиозную миссию, призываются Божией волей разные люди.

Говорят, Сурков далёк от православия... Ну да, иначе б не отстучал на клавиатуре дробь, назвав Византию «азиатским Римом». Как знать, что с ним будет потом! Впрочем, спасение его души – его личное дело. К слову, лексика и образный ряд, которые он использует при построении текста статьи, вполне понятны «креативному классу», это их язык. И это плюс (не однозначный, можно б без рэперского матерка). Между делом он вбрасывает, через запятую, весть о Третьем Риме. Может, не зная предмета. Может, и знает, как и то, для кого пишет: «Теперь будут востребованы идеологии третьего пути, третьего типа цивилизации, третьего мира, третьего Рима...»

У Леонида Бородина есть великий роман «Третья правда». Это не правда красных и не правда белых, но Божия правда.

Олег Мономах


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"