На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Надо отстаивать наш путь в образовании

Беседа с ректором МГУ

Виктор СадовничийXIV Международных  Рождественских образовательных чтениях принял участие ректор Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова, президент Союза ректоров России, академик РАН Виктор Садовничий. После недавнего праздничного богослужения в храме мц. Татианы в день ее памяти Святейший Патриарх Алексий поблагодарил академика Садовничего за его «усилия в деле возвращения этого храма приходской общине». «Мы с большим удовлетворением, — подчеркнул Предстоятель Церкви, — восприняли единодушное избрание Вас вновь ректором Московского государственного университета. Желаем, чтобы помощь Божия и в дальнейшем сопутствовала Вам в тех трудах, которые Вы несете во благо российской науки, во благо Московского университета».

Виктор Антонович, знаменательно, что день рождения Московского университета, который с нынешнего года празднуется как государственный праздник — День российских студентов, приходится на день памяти св. мц. Татианы. Как сказалось возрождение Вашего домового храма на жизни Университета? Насколько оно было значимо лично для Вас?

— Я считаю, что возрождение храма св. мц. Татианы было большим событием не только для Московского университета, но и для всех студентов России, чьей небесной покровительницей является эта святая. Когда мы на ученом совете МГУ 11 лет назад принимали решение о Татьянинском храме, нами двигало соображение, что по традиции в Московском университете всегда была домовая церковь.

Первые два-три года робко, а потом все увереннее и увереннее, наш возрожденный храм стал участвовать в духовной жизни Университета. Всякое было за это время. Но неизменно одно — все больше профессоров, преподавателей и студентов становятся прихожанами нашего храма, приходят сюда, чтобы приобщиться к вере, успокоиться, побыть наедине с Господом. Это означает, что усилия по воссозданию домовой храма были не напрасны.

Сейчас община очень интересная, в храме венчается много студентов. И храм, как ему и подобает, стал очень красивым.

На душе здесь хорошо даже тем, кто особо верующим не является. В этом, по-моему, и есть значение Церкви — приютить каждого: и тех, кто верит, и тех, кто, может быть, только еще хочет верить, и тех, кто просто зашел ознакомиться с памятником архитектуры.

Действительно знаменательно, что престольный праздник нашего домового храма совпадает с днем рождения Университета. Мы делаем одно и то же дело воспитания: Университет светскими способами, а Церковь — духовными, верой.

Какие наиболее яркие моменты запомнились Вам в связи с Татьянинским храмом? Как Вы восприняли, что отныне Татьянин день стал государственным праздником?

— В начале 1990-х в Доме культуры МГУ, который многие годы занимал здание храма, была, увы, довольно неприличная обстановка,  и это постоянно муссировалось в прессе.

Когда же я первый раз зашел сюда сразу после возвращения домового храма МГУ Церкви и увидел его внутреннее убранство, то был поражен, как преобразилось это здание, которое я хорошо знал еще со своих студенческих лет.

Второй момент, который мне запомнился, — это освящение храма Великим чином.

Третий — нынешнее Патриаршее богослужение в день памяти св. мц. Татианы.

Большой радостью для нас стало и решение президента России Владимира Путина об объявлении 25 января общегосударственным праздником. Слияние духовности и государственности — путь, по которому должно идти наше Отечество.

Можно ли сказать, что в России своя система образования, моделью которой является МГУ?

— Образование в моем понимании — это фундаментальная университетская подготовка. На протяжении всей истории Московского университета продолжается некая дискуссия.  Идет борьба двух мнений. По одному из них, университет должен заимствовать, копировать другие системы и таким способом быстро выйти на передовые рубежи.

Я же придерживаюсь позиции,  что наша отечественная система образования — выдающаяся. Она доказала свои преимущества, свою жизнестойкость на протяжении столетий, является одной из лучших в мире, и, конечно, надо отстаивать наш путь в образовании. МГУ — это не просто учебный и научный центр. Это часть нашей отечественной культуры.

Но как поддерживать сегодня традиции отечественного образования?

— Это невозможно лишь с помощью учебников или даже самых современных информационных технологий. Нужна полноценная университетская среда, где есть ученые, которые занимаются наукой и обучают студентов.

Печально, что сегодня наука России, и в частности университетская, испытывает немалые трудности. Наши научные школы, имеющие мировое признание, к сожалению, плохо поддерживаются финансово. Происходит — пусть не так интенсивно, как в начале 1990-х — и утечка «умов» за рубеж. Если мы потеряем науку в университетах, наша отечественная система образования больше не будет уникальной, лишится того преимущества, которое всегда выгодно ее выделяло.

Таким образом, моя точка зрения неизменна: будущее России – в сохранении фундаментальной науки, высокой планки университетского образования, того интеллекта, который накоплен нацией не за одну сотню лет.

В течение очень короткого периода у нас появилось огромное количество негосударственных образовательных учреждений, фактически не обеспечивающих должного учебного процесса. Выходом из создавшейся ситуации может стать процесс усиления контроля по лицензированию, аттестации и аккредитации данных вузов, а также предъявление к ним высоких требований, чтобы в результате остались лишь те, кто предоставляет действительно качественное образование.

И еще. Я не думаю, что высшее образование можно отнести к сфере услуг. Безусловно, граждане страны должны в той или иной степени вкладывать свои ресурсы в подготовку высококвалифицированных специалистов. Но главным образом это, конечно, забота общества в целом и как выразителя взглядов общества — государства. Ведь далеко не каждая семья — может платить за обучение своего ребенка. Тем более за обучение нескольких детей.

Поэтому я и стою на тех позициях, что образование не услуга. Образование — это стратегическая линия государства, его политика. Во многих  странах мира образование является приоритетом для государства. Думаю, что и в России должно быть так.

Приоритетным на сегодняшний день является вопрос о создании Кодекса РФ об образовании. И связано это с тем, что все законы данной отрасли претерпели дополнения и изменения. Кодекс об образовании упорядочил бы нынешнюю ситуацию.

Как, на ваш взгляд, остановить утечку «умов», удержать в университетских стенах молодежь?

— Для того чтобы молодежь шла в науку и педагогику, нужно несколько условий: иной, чем сегодня, уровень оплаты труда, современное научное оборудование, возможность обеспечить молодых сотрудников жильем.

В Московском университете есть программы поддержки молодежи. Программе «100 плюс 100» уже 10 лет. Каждый год 100 молодых кандидатов наук становятся доцентами без очереди на кафедрах и становятся профессорами также 100 молодых докторов наук. Это задержало отток молодых специалистов в связи с их выездом или уходом на другую работу.

Есть и другая программа, по которой ста молодым преподавателям, научным сотрудникам или аспирантам мы ежегодно присуждаем стипендию по конкурсу. Тем самым мы закрепляем их на кафедрах.

МГУ по-прежнему не учитывает результаты Единого государственного экзамена?

— Считал и считаю, что ЕГЭ у нас в России не может быть единственной формой оценки знаний. Я сторонник творческого подхода в образовании, всегда настаиваю на живом общении с поступающими. И сам следую такому принципу, и коллег к этому призываю: надо понять талант человека, может быть, не очень быстро умеющего отвечать «да — нет», и развить этот талант.

Нельзя предъявлять одинаковые формальные требования к выпускнику платного московского лицея, где преподают профессора, и к выпускнику сельской школы, где один учитель преподает и физику, и математику, и химию.

Предлагаю открыть талант сельского ученика с помощью олимпиад, конкурсов, бесед. С результатами ЕГЭ связано, прежде всего, финансирование: чем больше баллов получит ученик, тем больше денег он будет иметь для обучения. Я же убежден в том, что с помощью тематических олимпиад можно выявить талантливых людей и дать им возможность получить настоящее образование.

Вы проводите предварительный отбор талантов в регионах — можно ли, исходя из этого факта, утверждать, что ломоносовы в России продолжают произрастать именно в глубинке?

Несомненно! В этом году продолжается проект-конкурс «Покори Воробьевы горы», по результатам которого сотни абитуриентов смогут стать нашими студентами.

— Как показывает многолетний опыт, из ребят, прошедших через международные, всероссийские, региональные интеллектуальные соревнования и добившихся там хороших результатов, вузы, в том числе и МГУ, получают самое качественное пополнение. Большинство этих ребят из глубинки.

Олимпиадное движение должно, безусловно, развиваться, но эту систему надо привести в порядок, создать для нее необходимые условия. Видимо, должен быть и независимый общественный совет, который станет тому способствовать. 

Беседу с Виктором Садовничим вел Николай Головкин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"