На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Человек-эпоха

Валерий Николаевич Ганичев – о людях с горящими сердцами, уникальности культуры «русского мира», российской истории и о трагедии разрыва

Сегодня в нашей жизни так часто употребляется слово «патриотизм», что на это сложно не обратить внимания. Однако понять для себя его глубинную суть не так просто. Конечно, любой ответит, что патриотизм – это любовь к Родине, и будет прав. Но что является ядром этого чувства, которое движет человеком, приподнимая его над своими личными проблемами? Как, не отвергая своей уникальности, осознавать себя частью целого, сопереживать, радоваться, соучаствовать в делах на благо своего Отечества, а если нужно, то без условий и оговорок встать на его защиту?

На эту тему мне удалось пообщаться с гостем нашего города Валерием Николаевичем Ганичевым, прибывшим с московской делегацией на празднование 270-летнего юбилея адмирала флота России святого Феодора Ушакова. Валерий Николаевич не скрывает своего восхищения мужеством севастопольцев в былые и новые судьбоносные дни великой истории России.

Валерий Николаевич Ганичев – доктор исторических наук, профессор, председатель Союза писателей России, автор более 100 научных статей и монографий. Он в разные годы был директором издательства «Молодая гвардия», главным редактором газеты «Комсомольская правда» и журнала «Роман-газета». Ганичев является заместителем главы Всемирного русского народного собора, исследователем биографии Федора Ушакова и инициатором его канонизации.

Об этом человеке можно говорить много – о его званиях, заслугах, наградах. Но еще один важный факт: мой собеседник 1933 года рождения, он родом из времени, когда мирное молодое советское государство еще не познало ужасы Великой Отечественной войны. Валерий Николаевич Ганичев – это человек-эпоха, перед глазами которого прошло не только XX столетие с его потрясениями, но и новое время начала XXI века.

– Валерий Николаевич, все мы знаем, что патриотизм – это любовь к Родине. Скажите, пожалуйста, что является внутренней силой этого понятия, его ядром?

– Безусловно, патриотизм зиждется на любви, и даже на жертвенной любви, когда приходит час спасать своих близких, семью, Отечество. Сила патриотизма связана не только с любовью, но и со стойкостью человека, с сознанием его. Ведь вот майдан, например, произошел в немалой степени от полного вандализма людей, не знающих смысла, своей истории, своей культуры. И когда вдруг прозвучали первые лозунги: «Надо запретить русский язык!» — Боже мой! Язык Толстого, Достоевского, Пушкина, Чехова – запретить! Это происходит от незнания своей культуры. Патриотизм должен обладать внутренней тягой к культуре, культуре во всех ее первичных формах и глубинах. Патриотизм — это не математическая категория, в нем многое сложено – события, мужество, стойкость, знания истории своей Родины...

– Насколько в нем отводится роль духовности человека?

– Безусловно, это один из главных факторов, но смотря что понимать под словом «духовность». Вот некоторые наши либералы-писатели призывают: «Нам надо обратить свой взгляд на Запад к культуре» и так далее. Обратить-то можно, но только для того, чтобы лучше заимствовать что-то для себя. У Пикуля есть прекрасная формула, он свои миниатюры подписывал: «За умом и знаниями – в собственную историю». Так и патриотизм тоже должен обратить свой взгляд в собственную историю. Это не значит, что не надо знать другие истории – знать надо, чтобы быть всесторонне развитым человеком, извлекать уроки.

– Валерий Николаевич, Вы посетили очень много стран мира и, конечно, в той или иной степени знакомы с культурой других народов. Вы можете попытаться максимально объективно ответить, в чем уникальность нашей культуры?

– Вы абсолютно правильно заметили, что культуры разных народов – уникальны в своем роде, в своем исполнении, в своей приверженности. Достоевский говорил, что русский человек – православный человек. Но ведь не все люди достигли какого-то воцерковления в этом смысле. Но внутреннее состояние у них все-таки должно быть соответствующее православию, то есть все эти 10 заповедей, которые надо исполнять. И они, конечно, должны быть в приложении к своей Родине, к ее масштабам, к ее просторам, к ее дружелюбию в отношении к другим народам. Мы же не злобливый народ-то.

– Вы считаете, что в этом наша уникальность?

– Да, это одна из уникальностей, которая не всегда напрямую приносит нам пользу, но стратегическую – безусловно!

– Я знаю, что вы переводите литературные произведения с украинского языка на русский, выступаете за воссоединение славянских народов. Что вы скажете о нынешней трагедии разрыва двух братских народов Украины и России, какой выход видите из этой тяжелой ситуации?

– Я хочу сказать, что очень люблю украинскую культуру, язык. Я мову знаю, считаю, что близка она нам. Но те враждебные силы, которые пытаются разрушить, разорвать наши связи, делают это не на этнографической основе, а на политической.

Русская культура впитывает много, она вполне воспринимает другие культуры. Мы не уничтожили ни один народ в период проникновения на северо-запад, так называемой колонизации. Вот я, например, исследовал XVIII век и в нем историю создания Новороссии – так ведь это полностью создано нашими людьми. Воронежские, брянские, курские крестьяне заселяли эти земли, отставники...

– Ну как нам теперь объединяться после такой трагедии, простить ведь трудно?

– Очень надо объединяться вновь – по мелочи, по щепочке собирать людей, отходить иногда от острых тем, которые уже не докажешь. Нужно добиваться соединения на ниве той же культуры, той же песни, того же духа славянского. Шевченко писал, обращаясь к чешскому писателю Шафарику, что надо много сделать для славянского духа. 
Не может быть так, что вот люди пришли и создали историческое общество, и теперь все будут заниматься историей – нет! Историей не будут заниматься! Для этого нужны люди с сердцами горячими, нужен разум, нужны усилия людей и так далее.

Тяжелое предстоит нам время, и я честно жалею тех, кто в это время будет жить. Я знал счастливое, хорошее время, красивое, хотя проблемы были всегда. И будут еще, но преодолеть надо! Других вариантов нет.

– Валерий Николаевич, вы около 25 лет изучали биографию адмирала российского флота Федора Ушакова и затем стали инициатором его прославления в лике святых. Скажите, были какие- то интересные моменты в процессе исследования его жития или канонизации, о чем еще не сказано, не написано?

– Да нет, я думаю, что много было явлений и фактов, о которых необязательно вещать. Например, его брат старший был вообще если не мерзавец, то большой хулиган, за что и был посажен в тюрьму. Семья у них была нормальной. Отец Федора Ушакова – преображенский солдат, жили они на берегу Волги, в общем – бедные дворяне. Федор умел и косить, и дела все сельские делать. На Волге воспитался. Его дядя был настоятелем Санаксарского монастыря и был признан святым подвижником еще в XVIII веке. А сейчас Православная Церковь и Феодора освятила. Вот видите – из одной семьи двое святых!

Священник рассказывал на митинге, что он там был монахом, может быть, я не имею таких документальных данных, и кто их даст. У него была другая миссия – служба на море, морскому делу, Отечеству.

– Значит ли это, что для того, чтобы достичь святости, необязательно идти в монастырь или в священники? Святым может стать любой человек?

– Нет, не любой может стать. Только тот, кто трудится, душевно трудится, духовно трудится. И таких примеров сколько угодно.

Фото Дмитрия Осипенко

* ForPost

Елена Озаренко (г. Севастополь)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"