На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Без Бога мы — ничто

Беседа с корреспондентом «Церковной православной газеты» Украинской Православной Церкви

Ваше Блаженство, в этом году (18 марта) исполнилось 47 лет принятия Вами монашеского пострига. Вспоминая тот знаменательный день Вашей жизни, хотелось бы коснуться темы монашества. О нем рассуждают по-разному: одни говорят о постоянной молитве, другие — о посте на всю жизнь, третьи — о служении Богу и ближнему, иные — о нестяжании, отречении от всех мирских благ. По Вашему мнению, что же такое монашество? Как правильно жить в монастыре, к чему должен стремиться монах?

Монах — это человек, который ради служения Богу и ближнему берет на себя труд поста, молитвы, отречения от мирских благ. Однако не нужно думать, что монашество сопряжено только с ограничениями, скорбями и лишениями. Монашество — это блаженство. Идя по пути ограничений, монах достигает истинного блаженства, счастья. В самом корне слова «монах» содержится указание на то, что человек в одиночку может достичь счастья, став на путь Христовых заповедей. В Нагорной проповеди Господь наш Иисус Христос указывает нам путь достижения блаженства. Монах идет по этому пути, отрекаясь от всего, что может отвлечь его от цели.

В монастыре нужно нести послушание, жить не по своей воле, а согласно тому, что требует монастырский устав и благословляет священноначалие. Вследствие борьбы с грехом появляется осмысление того, кто ты есть на самом деле. Человек опытно осознает, что без Бога он — ничто. Это осознание своего ничтожества и полной зависимости от Бога называется нищетой духовной, которая и является первой ступенью блаженства. То есть, человек, пришедший в осознание своей духовной нищеты, оказывается не несчастным, а блаженным.

Монахи, достигающие следующей степени, начинают плакать о своих грехах, о том, что ими они оскорбляют Бога, Его милосердие. Бог ведь есть Любовь, Он делает человеку только добро, а за добро нельзя оскорблять никого. Когда монах об этом плачет, мы думаем, что он несчастлив, а он на самом деле блажен, потому что Бог сказал: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

На более высокой ступени — ступени кротости — монах уже ни к кому не питает чувства ненависти, злобы, недоброжелательства, он всех уважает, всех почитает, как носителей образа Божия. На этой ступени монаха тоже ожидает блаженство, потому что Господь говорит: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Следующая ступень духовного совершенства — монах полностью вручает свою волю Богу, не хочет ничего своего, ищет только воли своего Творца, ищет Божией правды. Этот человек блажен, потому что Господь говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».

О тех, которые даже к своим врагам проявляют жалость и милосердие, никому и никогда не мстят, Господь сказал: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Монах достиг чистоты сердца, когда в душе у него утихли все страсти, все пороки, все нечистые желания. Он оказывается тоже блаженным: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

А в момент, когда человек наполняется Божиим миром, он становится миротворцем. Такой человек может не выступать на круглых столах, на переговорах, не призывать с разных кафедр или трибун людей к миру, он сам становится носителем мира. И все, кто его видит, кто с ним общается, озаряются тем Духом мира, который от него исходит. Об этих людях Господь сказал: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».

Еще более высокой ступени на пути совершенствования монах достигает, когда переносит всякие неправды и клевету, не оскорбляется этим, не восстает. Он знает — если Бог попустил, значит, нужно терпеть и за все Его благодарить! А о таких Господь говорит: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».

И самой высокой степени совершенства монах достигает, когда терпит гонения, преследования, терпит все ради Христа. Если монах терпит, когда его гонят не потому, что он вор или преступник, а потому, что он последователь Христа, служитель Божий, что он отрекся от мира и посвятил свою жизнь Богу, то он — блажен.

Так что монашество является путем достижения блаженства. И блажен тот человек, который избирает этот путь.

Так ведь это — очень сложный путь…

Да, но при этом Господь посылает много утешений. Каким бы этот путь внешне не казался жестоким, суровым и тесным, на самом деле в том небольшом пространстве, в котором живет монах, есть много духовно сладкого, блаженного, даруемого Богом. Как могли бы жить преподобные, которые заключали себя в пещеру и годами находились во тьме и тесноте, если бы не имели утешения от Святого Духа? В тесноте и скромности святые нашли для себя то, что мы не можем найти в мирском просторе и роскоши. Они нашли Бога, Который утешал и наполнял их Своею благодатью. И они уже ничего другого не хотели.

А мирской человек может подражать святым? У него ведь свои заботы — работа, семья, дети, родители…

Разумеется, мы, обычные люди, не можем быть полностью похожи на святых. Но в чем-то мы можем и должны им подражать. Мы, живущие в миру, должны стараться переносить без ропота и нареканий все, что Бог посылает. Не нужно доверять своим чувствам, испорченным грехом, и роптать. Гораздо лучше — предаться воле Божией, благодарить Его за все и помнить о том, что Бог является Любовью и абсолютным Добром. Поэтому когда от Него исходит горькое, то и оно приносит блаженство и радость, если мы это принимаем с благодарностью.

 

К смирению нужно себя приучать

 

Вы говорите, что нужно предаться воле Божией. Как это реализовать на практике?

В первую очередь, необходимо проявить смирение. Смиряется тот человек, который осознает себя творением Божиим, старается жить по Заповедям Божиим, критически себя оценивает и укоряет, анализирует свои поступки, состояние, чувства и помыслы. Если человек так делает, то он начинает замечать свою немощь в борьбе с грехом, он начинает понимать, что Бог и Его сила побеждают наш грех. Тогда человек начинает предавать себя в руки Божии, чтобы Его благодатью победить грех.

В чем отличие молитвы смиренного от молитвы самолюбивого?

Самолюбивые очень много хотят, а смиренные просят милости. Тот, кто видит себя слабым и немощным, укрепляется Божественной силой. Христос нам заповедал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29). Господь воскрешал мертвых, ходил по воде, кормил несколькими хлебами тысячи человек, исцелял болезни. Такая сила пребывает там, где есть смирение.

Если новоначальному говорить о смирении, то в его духовной жизни могут произойти «перепады давления». До сих пор он считал себя лучше всех, а теперь оказывается, что он — хуже всех. Такие мысли могут привести к унынию и даже к отчаянию…

Смирения не нужно бояться, к нему нужно себя приучать. Когда грешник себя правильно оценивает, Бог проявляет любовь и посылает ему утешение. А если в душе появляются дискомфорт, уныние, отчаяние, тоска — это признак того, что человек возгордился. Гордость отвернула его от Бога, и его душа страдает. Чтобы исцелиться, нужно сопоставить свою жизнь, сравнить ее с Заповедями Божиими, иными словами — нужно поставить себе верный диагноз. Затем надо сокрушаться всем сердцем, помолиться Богу и попросить у Него прощения за свои причуды. Когда человек начинает сокрушаться, Господь его утешает. Очень часто в помощь нашему сокрушению Господь посылает нам скорби и болезни. Когда мы телесно болеем, то идем к врачу, который прописывает лекарства. Горькие пилюли лечат нашу плоть. А у Господа — лекарства иные. Болезни и скорби восполняют недостаток покаяния. Многие грешат сильно, а каются — слабо. Не нужно бежать от Бога, когда Он пытается тебя исправить. Иначе обречешь себя на погибель. Надо с благодарностью принимать горькие «духовные таблетки».

Новый Завет свидетельствует о том, что Милосердный Господь был распят ради нашего спасения. И мы, в свою очередь, призваны к тому, чтобы сораспяться Ему. Как понимать эти слова?

Ко кресту пригвождается тот, кто связывает себя Божиим Законом. Спаситель сказал: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14:21). Евангельские заповеди — это законы любви, и тот, кто этими законами живет, сам наполняется любовью. Когда мы стараемся исполнять Евангельские заповеди, мы начинаем реально любить Бога, и эта любовь к своему Творцу пригвождает нас ко Кресту, то есть делает нас бесчувственными к греховным соблазнам, а также способными всех любить и всех прощать. Те, кто распял себя, достигли святости. Это духовные светила. Они своей любовью к Богу, своей благочестивой жизнью украшали землю, а сегодня являются молитвенниками за всех нас, грешных. В житиях святых немало написано о том, как они служили Богу, сораспинались Христу. Так и мы должны поступать. Связывать себя узами любви следует добровольно, не ожидая удобного случая, а понуждая себя каждый день и каждый час.

Но ведь в таком случае может возникнуть ощущение ограниченности…

Это бывает лишь поначалу. На самом деле ограничивающий себя от греха получает свободу святости. Пространство греха тесное и мрачное, а пространство святости— бесконечное и наполнено счастьем, миром и радостью. В пространстве греха человек вкушает печаль, а в пространстве святости такое утешение, которое нам, грешным, невозможно представить или выразить словами. Речь идет о счастье. Его все ищут, но только по-разному: в богатстве, славе, алкоголе или наркотиках. Но это обманчивый путь, он ослепляет ум и разрушает сердце и душу человека. Как показывает сама жизнь, подлинно счастливыми являются лишь узники священных Заповедей Божиих. Это, в первую очередь, относится к членам Церкви Христовой. Именно мы, православные, имеем такую прекрасную возможность — в трудных жизненных обстоятельствах, в духовной борьбе обратиться за помощью к Самому Богу, молитвенному предстательству Божией Матери, святых. Если будем так поступать, Господь пошлет Свою благодать, поможет искоренить грех, победить немощи, достигнуть подлинного счастья и обрести вечное спасение.

Записал протоиерей Владислав Софийчук

Онуфрий, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"