На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Моя натура не терпит рутинных будней...

Беседа с артистом Григорием Дунаевым

Григорий Дунаев! Почему мы так мало знаем об этом актёре и человеке?! Да потому, что скромность его не знает предела. Он не навязывает себя никому из ведущих кино и телевидения, он просто делает своё дело – исполняет свой актёрский долг. На протяжении ряда лет помимо своей успешной работы в кино, заслуженный артист России Григорий Дунаев активно и плодотворно участвует в записи «говорящих» книг для инвалидов по зрению. Ярко, на высоком художественном уровне он записал десятки книг и произведений, среди которых «Медовый месяц» Василия Белова, «Злой дух Ямбуя» Григория Федосеева, «Понять-простить» Павла Краснова и многие другие. Своей работой, своим талантом и высокой гражданской позицией артист Григорий Дунаев помогает развитию отечественной культуры, оказывает неоценимую помощь российским спецбиблиотекам для незрячих и школам-интернатам для слепых и слабовидящих детей.

На одной из встреч в Союзе кинематографистов России, народная артистка СССР Любовь Соколова рассказала мне однажды: «Гриша Дунаев – ученик великого актёра и режиссёра Сергея Бондарчука. Я работала вместе с ним, одарённым и светлым человеком, в фильмах «Внимание, всем постам», «Рысь», «На заре туманной юности» – он удивлял и поражал меня своим талантом и совершенством... С удивительной искренностью и любовью он входит в образы: князь Мышкин в «Лунной ночи», лейтенант Рыбачёнок в «Полигоне», Александр Кареев в фильме «На заре туманной юности» и др. Его игра вызывает у зрителей и у меня особые чувства, которые испытываешь при просмотре... Мало того, что он прекрасный драматический актёр, он прекрасно поёт и удивительно читает стихи... Он радует зрителя и украшает наш мир!»

 

Если бы Григорий Дунаев не был заядлым прогульщиком в техническом ВУЗе, то наверняка мы бы не узнали его как актёра?

Мои родители мечтали, чтобы из меня получился хороший инженер, но я не отличался прилежанием и часто прогуливал лекции. Однажды так прогулял, что оказаля на съёмках «массовки». Это был фильм «Центровой из Поднебесья», который и стал моим дебютом. Я оставил один ВУЗ и поступил в другой. На этот раз во ВГИК, в мастерскую Сергея Фёдоровича Бондарчука. Причём никакой у меня «мохнатой» руки не было и в помине. Вот так прямо с наскока пошёл и сдал вступительные экзамены на киноактёра.

Почему же вы всё-таки выбрали актёрское мастерство?

Да потому что эта профессия исключает однообразие, рутину, монотонность... У меня такая натура, которая не терпит рутинности будней. Когда был в школьном возрасте, то одновременно учился в двух физико-математических школах, играл на домре в оркестре, занимался в студиях художественного слова и изобразительного искусства... А разнообразие жизненных интересов очень помогает в актёрской профессии. Ведь я уже снялся в нескольких десятках фильмов и играл роли от кочегара до князя...

Насколько мне известно, в душе вы комедийный актёр?

Когда я рискнул отправиться на прослушивание во ВГИК, а тогда курс набирал Сергей Бондарчук, я прочитал «Собаку Качалова» Есенина, из прозы – про гоголевского Ивана Шпоньку и его тётушку. Но особенно подкупил всех, пародируя Утёсова, – комиссию трясло от хохота. Вячеслав Тихонов, увидев меня на вступительном показе, посоветовал мастеру курса: «любопытный парень, стоит взять»...И взяли. Мне легко удавались пародии на Леонида Утёсова, Евгения Леонова и др. А спустя четыре года играл в в спектаклях «Правда хорошо, а счастье лучше», «Святая святых», «Чайка» и др. А на экране дебютировал в фильме своего учителя «Красные колокола». Правда, на первой своей съёмке, работая в паре с самим Франко Неро, от волнения забыл текст...

Теперь мало кто видит отечественные картины. Вы снимаетесь много, но Вас не узнают на улицах и не просят автографы... Но Вас знают по многочисленным, запоминающимся ярким работам в кино, которых уже больше пятидесяти у таких режиссёров как С. Бондарчук, С. Ростоцкий, В. Наумов, И. Таланкин и др. Назовите эти фильмы.

Армейскую службу я проходил в Театре Советской Армии и снимался в фильмах: «Дополнительный прибывает на первый путь», «Нужные люди», «Сильнее всех велений», «Звездопад», «Покаянная любовь», «Тайны мадам Вонг», «Честь имею», «Тегеран-43», в американской ленте «Пётр Великий», в российско-чехословацкой «Встань и иди!», «Штурм будет стоить дорого»,»Идиот», «Полигон» и др. Долго перечислять...

Но всё же роли, по которой бы Вас запомнили, Вы не сыграли, хотя на экранах Вы появляетесь часто и во многих фильмах?

В свою бытность знаменитый Сергей Параджанов утвердил меня в свой последний фильм «Исповедь» на роль... себя в молодости, Видимо, увидел что-то от себя в те годы, когда я делал первые шаги в кино. Четыре дня, проведённые на съёмках у Параджанова, останутся у меня на всю жизнь Здесь была задана тональность очень высокого существования в искусстве, высокой требовательности к себе. Тот фильм, которому предстояло стать лебединой песней великого художника экрана, не состоялся, был закрыт в связи со смертью мастера. А я лишился шанса, который несомненно вывел бы меня на новую орбиту. Несколько лет назад известный актёр и режиссёр Никита Михалков пытался пробить фильм об Александре Грибоедове. Я был утверждён на главную роль. И теперь по заказу НТВ покажут 4-х серийный фильм «Кавказская война». В фильме воссозданы эпизоды ареста Грибоедова за связь с декабристами и его пребывания на Кавказе, и в прошлом веке считавшемся «горячей точкой».

При многогранном актёрском диапазоне у Вас преобладают исторические роли...

Да. Мне посчастливилось сниматься в картинах поистине фундаментальных, у знаменитых режиссёров. Сам я верен историческому жанру и классическому направлению в искусстве. А сегодня я вижу цель в просвещении, уделяю особое внимание созданию на телеэкране хроник жизни выдающихся людей России. Мы сняли 52 картины «С чего начинается Родина» о героях двух Великих Отечественных войн, представителях культуры и искусства, меценатах, учёных. В их числе М.И. Кутузов, Г.К. Жуков, И.С. Конев, М.В. Ломоносов, Л.Н. Толстой, В.М. Васнецов, П.М. Третьяков, С.П. Королёв, К.С. Станиславский и др. Есть желание ещё рассказать о многих судьбах...

Но самая главная и яркая страсть актёра Дунаева, конечно, поэзия?

Пушкин ещё в юности пришёл в поэзию, до своей дипломатической карьеры. Сегодня бывает наоборот: российские дипломаты в период службы становятся поэтами... Идея создать аудиоальбом «Поэты-дипломаты», в котором я читаю стихи поэтов разных эпох, пришла ко мне после исполнения роли Грибоедова в фильме «Штурм будет стоить дорого». При содействии Совета ветеранов Министерства иностранных дел России был выполнен компакт-диск под названием «Поэты-дипломаты России» Это подарочное издание включило в себя поэзию не только поэтов-дипломатов Пушкина, Тютчева, Кантемира, Майкова, Грибоедова, Батюшкова, Фонвизина, Огарёва, Венивитинова и др., но и поэзию наших современных российских дипломатов Примакова, Лаврова, Бессмертных, Сорокина, Русакова, Маслова, Ковалёва, Стрижова и др.

Григорий Александрович, как-то случайно в наших беседах мы коснулись темы «Русская идея», «национальная идея», что бы это значило в Вашем понимании?

Русская идея есть идея сердца. Она утверждает, что главное в жизни есть ЛЮБОВЬ и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа. Эту идею русско-славянская душа, издревле и органически предрасположенная к чувству, сочувствию и доброте, восприняла исторически от христианства... Сердцу нельзя приказывать любить, его можно только зажечь любовью. Поёт душа настоящего русского человека, которого неизменно отличали такие черты характера как патриотизм, высокая нравственность. Читая и слушая такие стихи невольно входишь в мир тех ощущений, которые охватывали автора в момент написания этих строк, невольно поддаёшься тем же мыслям и чувствам, а искромётный юмор заряжает оптимизмом. Побольше бы таких, чтобы их читала молодёжь. Ведь это наша русская основа, – это наглядное пособие жизни русского человека, его неподдельных, настоящих чувств, желаний и действий...

Однажды в Доме учёных на вечере, посвящённом А.П.Чехову, Вы порадовали слушателей не только великолепными стихами русских поэтов, но и запели, смутив даже члена комиссии по культуре Российской Федерации при ЮНЕСКО Владимира Соколова, который во всеуслышание заявил: «я не припомню киноартистов, которые так гибко умеют использовать разные жанры, отдавая предпочтение русскому фольклору!» – Как Вы восприняли сей комплимент?

Он в тот же вечер вручил мне грамоту... Меня это не удивило. У меня десятки всевозможных грамот, благодарностей, дипломов, наград... Но больше всего мне памятны награды и дипломы лауреата Всемирного Русского Народного Собора и Союза писателей России за исполнение роли ведущего в серии фильмов «С чего начинается Родина» на Всероссийском фестивале духовности и культуры «Бородинская осень». За вклад в патриотические традиции Отечества я был награждён медалями «За укрепление Государства Российского», «Генералиссимус Александр Суворов», Золотой Есенинской медалью, памятной медалью имени Чехова и это ещё не всё. Можно перечислять долго...

В фильме «На заре туманной юности», рассказывающем о молодых годах поэта Алексея Кольцова, Вы исполнили два романса Евгения Доги. А какой же Ваш основной музыкальный жанр?

Серьёзным экзаменом для меня стало участие в фестивале «Московская осень», где мне пришлось выступать в сопровождении оркестра русских народных инструментов имени Осипова под руководством народного артиста России Николая Калинина. Успех окрылил. И теперь я часто выступаю с концертами . Исполняю салонные романсы. Однако основой моего репертуара являются русские песни, которые с ансамблем «Русская балалайка» удаётся превращать в маленький спектакль.

Мне помнится Вы принимали участие в создании научно-популярных фильмов. Расскажите об этом. Это ведь очень серьёзная работа.

С 1981 года я принимал участие в создании большого количества научно-популярных и учебных фильмов, работая на киностудии «Центрнаучфильм» с такими известными режиссёрами кино как Александр Згуриди, Илья Коган, Агаси Бабаян, Виктор Ман и другие . Среди работ – главные роли в фильмах «тайны Курильских островов», «Рысь», «Меценат С.И. Мамонтов», «Художник Никас Сафронов» и многие другие.

В один из весенних дней по московскому телеканалу прошла передача журналиста Полушина с Вашим участием о писателе графе Евгении Андреевиче Салиасе де Турнемире. Благодарна Вам за то, что вернули память о нём . Его называли русским Дюма. В моей библиотеке имеется несколько томов этого замечательного и очень интересного писателя. Расскажите немного об этой передаче. Ведь писатель Е.А. Салиас де Турнемир был необыкновенным человеком, даже несколько мистическим классиком...

Эта передача не зря заинтересовала и не только Вас. Любопытно, что в его жизни число 13 играло роковую роль. Граф Салиас родился 13 апреля 1640 года. Графский род впервые упоминается в 13-м веке. Писать он начал в 13 лет, и первый гонорар его составил...13 рублей. Хотя граф родился и умер в Москве и был русским писателем, до середины жизни оставался французским подданным. Его исторические романы читаются взахлёб и публика ждала с нетерпением новых произведений любимого писателя. И он не обманул её – только при жизни было опубликовано 33 объёмистых тома собрания сочинений. Его знаменитый роман «Пугачёвцы» критики сравнивали ни больше, ни меньше как с «Войной и миром». «Крестным отцом» в литературе был Герцен, заметивший в одном из писем к матери графа Салиаса Евгении Тур (тоже писательнице): «Если это писал Ваш сын, то я поздравляю обеих матерей его, то-есть Вас и Россию, с новым талантом...»

 

***

Так вот – в роли Салиаса был Григорий Дунаев. Могу сказать только, что эта передача стала настоящим подарком для моей души. От себя могу сказать, что Григорий Александрович Дунаев делает великое дело, возрождая интерес к именам, которые должны быть «отчеканены золотом» в каждом сердце. Продвигая свои проекты на телевидении, являясь автором и ведущим исторических кинохроник, он создаёт работы, интересные для любого поколения телезрителей. Он живо откликается на любое предложение. Яркая харизма актёра – горящий взгляд, темперамент, внутренняя чистота и одухотворённость, – именно то, что отличает его творческую составляющую, ученика большого мастера Сергея Бондарчука. Будь то большая или малая роль, артист всегда находит способ создать образ искромётный и незабываемый. Выступая на кинофестивале в Воронеже , где впервые был показан фильм режиссёра Василия Панина «Опять надо жить» (по повести Андрея Платонова), завоевавший главный приз фестиваля «Успех», почётный гость фестиваля Григорий Дунаев сказал так: «Успех – это стремление человека к счастью, умноженное на тяжёлый труд, на время, на помощь людей. Успех показывает, что ты адекватно реагируешь на жизнь и твои «системы поведения» работают хорошо. Мы должны постоянно стремиться к успеху, каждую секунду держаться на плаву. Нужно постоянно читать и знать о людях, которые многого добиваются. Ведь к вершине успеха стремятся многие, но доходят, конечно, не все... Но всё равно стремиться надо!»

 

Впервые я встретилась с Григорием Александровичем Дунаевым в Центральном Доме работников Искусств десять лет назад, где он проводил вечер памяти известного вологодского поэта Николая Рубцова. Слушала и удивлялась:

Звон колокольный и окольный,

У окон, около колонн, –

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон...

Удивлялась, как послушны актёру слова поэта, как естественно складываются они в строчки, а строчки плавно переходят одна в другую. У актёра был присущий подлинному таланту тончайший музыкальный слух. Намного позже, встречаясь с актёром Дунаевым на многочисленных творческих встречах, я поняла, как полюбилась ему поэзия наших русских поэтов Тютчева и Фета именно «темой души», вечной, неисчерпаемой, исполненной с предельной искренностью. Отдавая им должное, он с особой признательностью говорит и о «своенравной есенинской музе», которая вызывает у него звучание целого оркестра чувств, музыка которого, очевидно, может сопровождать человека в течение всей его жизни.

Маргарита Николаева, член Союза писателей России


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"