На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Возрождение Тобольска и всея Сибири

Почему Тобольск и вся Сибирь?

В 2004 году в городе Тобольске вышел первый номер альманаха «Тобольск и вся Сибирь» стараниями издательского отдела общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска»

Подробно об этом уникальном издании, содействующем единению духовного и культурного пространства Сибири, рассказал главный редактор альманаха писатель Юрий Лощиц в беседе с Натальей Даниловой.

— Юрий Михайлович, начнем беседу с короткой предыстории возникновения вашего альманаха «Тобольск и вся Сибирь» и его исторически «обязывающего» названия.

— Эта идея возникла в недрах альманаха «Памятники Отечества» В подготовке этого нового проекта активно участвовал Валентин Григорьевич Распутин, именно ему принадлежит эта идея и название «Тобольск и вся Сибирь» и концепция этого альманаха, которая достаточно полно выражена в его вступительной статье к первому номеру «Почему Тобольск и вся Сибирь?».   Прежде всего,   потому что Тобольск как-никак в течение длительного времени был пусть неофициальной, но по сути столицей Сибири. И сейчас такого города, который выполнял бы функцию сибирской столицы нет, и вряд ли такое возможно, потому что сразу же возникнет соревнование и вражда между такими гигантами как Новосибирск или Томск, или Тюмень, или тот же Иркутск. А Тобольск — он такой маленький и вроде бы неказистый по всем статьям, по нынешним особенно, большого города из него не получилось. Но он среди большой восьмерки сибирских больших городов выглядит таким Коньком-Горбунком, который очень удобен для того, чтобы совершать достаточно длительные путешествия по пространствам Сибири. К тому же Тобольск в последние времена, особенно после посещения его патриархом Алексием II , когда он сказал, что Тобольск является по сути третьей духовной столицей России после Москвы и Петербурга, Тобольск в этом смысле как бы набирает снова вес. Там возобновила свою деятельность семинария в Тобольской епархии, и там находится кафедра архиепископа Тобольского, — по рангу   это самое высокое духовное православное лицо в Сибири. И Тобольск, если говорить о его духовном облике, то он и Сибири, и русской православной церкви дал самое большое число святых — семь, связанных с Тобольском или происхождением, или судьбой. Тобольск — это и место, где провел часть своей сибирской ссылки Аввакум, это место, где многие годы жил Юрий Крижанич, это родина того же Петра Павловича   Ершова с его «Коньком-Горбунком», это родина Дмитрия Ивановича Менделеева, композитора Алабьева, в общем, — много городов, в которых можно найти связанные с ними великие имена, но в Тобольске это достаточно емко сконцентрировано. Первый издавался сибирский журнал в Тобольске, первый основан музей, — много первых культурный начинаний Сибири было в этом городе. Через Тобольск проходили все транзиты, в том числе и экономические, на Восток и дальше. Через Тобольск организовывались все казачьи экспедиции по дальнейшему освоению сибирских пространств. Через Тобольск, и такая у него слава есть, проходили транзиты и невольных ссыльных, тот же Федор Михайлович Достоевский, который пробыл в Тобольской пересылке всего несколько дней. С Тобольском связано одно из важных событий его жизни: здесь жена декабриста Фонвизина Наталья Дмитриевна дала ему в напутствие, когда   его отправляли в Омск, Евангелие, которое было ему настольной книгой на всю жизнь, ему жена в последний день его жизни читала отрывок из этого Евангелия.

— Это очень интересная предыстория вашего издания. А что вы можете сказать о самом альманахе? Как он задумывался и как вы его пытаетесь осуществлять?

— Важно сказать, на мой взгляд о его отличии от других альманахов историко-литературного типа, которые существовали у нас ранее, от того же «молодогвардейского» «Прометея». Я на этом отличии, как редактор,    настаивал, и встретил единомышленника в лице Валентина Григорьевича Распутина. Здесь присутствует заметная, во всяком случае, хотелось бы так думать, что заметная, линия и составляющая альманаха: это рубрика, в которой мы печатаем проблемные статьи, касающиеся каких-то болезненных и острейших вопросов, не снятых временем, современной и не только современной жизни Сибири. Эта рубрика называется у нас «Трибуна». Мы думали и гадали, как ее именовать: «Форум» и т.п., но лучшего названия не придумали. Но главное не в названии, а в том, что здесь мы хотим представить современную идеологию Сибири, потому что она есть, и у нее, насколько я это сейчас себе представляю, есть свое определенное, выразительное лицо. Непохожесть. Эта сибирская идеология (она сложилась не сегодня, у нее уже есть своя традиция, своя классика — это крупнейшие сибирские мыслители XIX века, Григорий Потанин и Николай Ядринцев) состоит в том, что сибиряк чувствует себя каким-то лицом второго сорта в пределах России, и как в прошлом, так и по сей день существуют крайне болевые вопросы, во-первых, Сибирь как колония, как место с которого больше берут, чем отдают. К сожалению, это и по сей день, может быть и в более гипертрофированной форме, чем раньше, существует. Сибирь как место ссылки, как страна с темным каторжным клеймом , а так оказывается непросто от этого клейма избавится, все не удается. Эти две главные позиции, через которые проходит и нынешнее недовольство сибиряков своим положением нищих. И, конечно, концентрация административной власти в европейском центре, в Москве, отсутствие элементарных с современной точки зрения экономических и гражданских свобод для сибиряка. Если бы мы в альманахе уходили от этой злобы дня, то мы бы сразу же облекли себя на какое-то лживое и фальшивое положение по отношению к нашему сибирскому, и вообще русскому читателю. Я мог бы метафорически сказать, в связи с тем, как мы относимся к Сибири: Сибирь и по сей день остается в истории России каким-то подчиненным предложением — подчиненной структурой. Пусть со множеством каких-то эпитетов типа «богатая» и «обильная», и с известными словами Ломоносова о «прирастании Сибирью российских богатств», но все равно она остается этаким громадным придатком. Нет не то, чтобы равенства, но хотя бы пафоса, попытки движения к выравниванию Европейской России и Сибири. И в этом смысле Сибирь — лицо страдательное, и она гораздо меньше известна в пределах России русскому человеку, чем наша Европа. На мой взгляд, Сибирь для нас страна все еще мало открытая, или просто неоткрытая. Имеются в виду, не только какие-то богатства и недра, которые сейчас котируются, а неоткрытость ее духовного потенциала, ее возможностей и ее древнейшей истории. В этом смысле одной из главных задач, которая предстоит перед альманахом, — это попытки преодоления этого разрыва в знаниях и в сведениях о Сибири, попытка донести до общерусского читателя, прежде всего, объемный и обобщенный взгляд на историю Сибири, на нынешний ее день. Может быть, это дело в каком-то смысле неподъемное, и на него можно было решиться только, что называется «очертя голову». Подготовка могла бы растянуться лет на десять и так ничем и не разрешиться. Важно было как-то начать,   и стартовать с представления, что Сибирь заслуживает достойного издания, и в том числе и красивого, насыщенного изображениями, богатого разнообразнейшими темами. Видимо, о том, как это будет получаться, можно будет судить через время, когда выйдет пять, шесть, десять выпусков. Сейчас, как это было задумано, мы идем по мере движения Ермака, его соратников и последователей, с Запада, от Урала   на Восток. У нас вышел первый номер, общесибирский; приготовлен, уже в печати, номер, посвященный Сургуту, одному из древнейших городов Сибири. Сейчас в работе номер, посвященный четырехсотлетию Томска, готовим его к началу сентябрю, отвезем его, даст Бог, томичам к их юбилею. Подготовлен номер, посвященный Тюмени. Есть уже представления о последующих   нескольких номерах, по крайней мере частично, они будут все еще связаны с Западной Сибирью — это север: Салехард, или как он раньше назывался Обдорск, Ямал. Это и юг: Омск, может быть и Курган, отдельно; это и срединная земля: Ханты-Мансийск; и отдельный номер, посвященный знаменитой Мангазее, от которой, к сожалению, на сегодняшний день ничего не осталось, она существовала на реке Таз.

— Какие особенности содержательной стороны альманаха вы хотели бы отметить?

— На наших страницах будут выступать и выступают историки. Среди них   в первом номере — двое сибирских ученых Елена Дергачева-Скоп и Владимир Алексеев с серьезной работой о тобольском просветителе XVII Семене Ремезове, который был и выдающимся русским картографом и одним из первых летописцев Сибири. У нас будут представлены и уже представлены лучшие образцы сибирской поэзии и прозы, прошлого и современной, в рубриках: «Сибирский изборник», «Малый эпос», «Истории». Причем, не только имена сибиряков по своему рождению, но и тех, кто волей или неволей связал свою судьбу и творчество с Сибирью: Кюхельбекер, Рылеев, Батеньков, Мартынов, Заболоцкий, Гребенщиков, Шаламов, Тряпкин, Распутин, Михаил Тарковский и многие другие. Печатаем мы и путевые записки о Сибири, например, в первом номере опубликованы фрагменты записок 1870 года епископа Никодима «Мое путешествие из Красноярска в Москву» и «Путешествие на Родину» Дмитрия Менделеева. В разделе «Трибуна», о важности которого для альманаха уже упоминалось, напечатаны статьи: Анатолия Омельчука «Великая земля», Кавада Раша «О гранях и межах Сибири», Валентина Зубкова «Мировая помойка», Александра Усса «Сибирь Уходящая». В печати и другие важные и злободневные публицистические материалы, в том числе о грабительском отношении современных нефтяных баронов к богатствам Сибири. Рубрики «Галерея» и «Вернисаж» посвящены изобразительному искусству: от икон и живописи до фотографий начала прошлого века и современных. В первом номере представлены разновременные и разноплановые стилистически статьи, сопровождающиеся интересным изобразительным материалом: Максимилиана Волошина «Суриков. Материалы для биографии» и Александра Быкова «Одинокий лодочник на Иртыше», о современном сибирском живописце Николае Павловиче Боцмане.

— У вашего альманаха очень парадный вид, достойный его богатого содержания. Кто создает его яркий и красочный образ?

— Эта честь принадлежит Александру Федоровичу Быкову, главному художнику альманаха. Он профессионал высокого класса.   Его имя хорошо известно в издательском мире, он сотрудничал с «Советским-художником», «Изобразительным искусством», «Искусством», «Советской Россией» и другими видными издательствами. Лауреат московских, республиканских и международных конкурсов искусства книги.

— В заключение нашей беседы, скажите несколько слов об инициаторах издания вашего альманаха.

— Инициатива принадлежит общественному благотворительному фонду «Возрождение Тобольска», который вкладывает появляющиеся средства в восстановление памятников старины Тобольска и его художественного музея. Они также уделяют много внимания издательской деятельности, за последние десять лет ими издано много прекрасных книг, в их числе двухтомник сочинений Менделеева, факсимильное издание картографического атласа Сибири , принадлежащее упомянутому Семену Ремезову. Возглавляет этот фонд Аркадий Григорьевич Елфимов. Он хорошо работает для альманаха и как фотограф. В первом номере в разделе «События» Аркадий Елфимов представлен своим высокопрофессиональным фоторепортажем «Крестный ход в Тобольске». Его художественные фотографии в качестве заставок украшают многие страницы альманаха.

  — Остается вам только пожелать доброго пути в освоении духовного пространства Сибири и многочисленных отзывчивых русских читателей.

Наталья Блудилина


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"