Беседа с композитором Вячеславом Овчинниковым (1936-2019)
Предлагаемая беседа с великим русским композитором Вячеславом Овчинниковым состоялась в 1999 году, в переломное время для нашего Отечества. Встреча с этим удивительным – лёгким, ярким, весёлым, живым, умнейшим и образованнейшим глубоким человеком была для меня радостным и большим подарком судьбы. С первой минуты знакомства в огромной, как мне показалось, квартире, в доме, что в двух шагах от Белорусского вокзала, не возникло никакого ощущения холодной отчуждённости от встречи с небожителем, спустившимся с Олимпа, где только что его собеседниками были гении всех времён и народов – музыканты, художники, поэты, философы… Нет, в этой огромной комнате с её творческим беспорядком, с книгами, нотами, видеокассетами на столе, на стульях, на полках – возник необычный человек, в каком-то синем (тёмном) халате, с красивой артистической шевелюрой и белым полным лицом, – очень похожий на знаменитый портрет Бетховена, о чём я и сказал Овчинникову, что его развеселило и, кажется, приятно порадовало.
Кстати, на большом телевизионном экране шла запись фильма Сергея Бондарчука «Война и мир» с музыкой Вячеслава Александровича. Не знаю, к моему ли приходу он включил эту запись или просто, отвлекшись для встречи от работы, заполнял свободное время просмотром этой классической во всех смыслах (художественной и музыкальной) работы. Была ещё открытая бутылка красного вина и я не отказался от предложенного мне бокала… В такой артистической атмосфере и проходила наша беседа.
При всей глубине и серьёзности ответов маэстро, он потрясающе, с какой-то детской непосредственностью (свойство гениев!) реагировал и на вопросы, и на собственные воспоминания, смеялся, шутил, приводил хулиганские случаи из жизни (которые мы оставляем за скобками). Это, конечно, с одной стороны, было свойством его характера, темперамента, а с другой стороны, думаю я, и желание выговориться, хоть как-то эмоционально восполнить эту фактическую невостребованность его таланта, его возможностей, его эстетических и художественных, философских идей. И в этом трагизм русского художника, истинного патриота в нашей стране во все времена. Кто жил тогда, помнит, каких и какого уровня артистов, музыкантов, лжепророков и хохмачей, разрушителей страны, русофобов всех калибров, поддерживала власть, отдавая им всё время телеэкранов, эфиров радио, газет, журналов, отодвигая и задвигая тех, чьё сердце болело и страдало болью и страданиями нашей Родины. Что, в сущности, продолжается и сегодня, а если и пробиваются под видом патриотов с бутафорскими крестами единицы, то лишь как новая карьеристская карманная номенклатура, которая сметёт на своём пути любую Татьяну Доронину, Татьяну Петрову, Евгению Смольянинову, любой Кубанский народный хор, какою бы народной любовью они не были окружены и защищены…
Трагизм этой беседы и в том, что спустя двадцать лет, она остаётся такой же современной по глубине поднятых в ней проблем, касающихся русской культуры, Отечественной истории. Свидетельство тому ещё и то, что недавний уход Вячеслава Овчинникова прошёл незамеченным для наших телеканалов, эфиров, изданий. Его не хоронили с воинскими почестями и с оружейными залпами на самом главном кладбище страны, как хоронят ныне обычного хохмача, каких на одесском привозе пруд пруди.
Из-за отсутствия информации, я сам лишь недавно узнал, что не стало Вячеслава Овчинникова. В память об этом замечательном музыканте и удивительном человеке я перечитал и предлагаю читателям нашу с ним давнюю беседу, которая сохранила его голос, его юмор, его мысли о судьбах нашей Родины, об искусстве, о его современниках, которыми действительно может гордиться Россия.
***
Однажды Станислав Ежи Лец мрачно пошутил, сказав, что в каждом времени есть своё Средневековье. Но у каждой медали, как известно, имеется обратная сторона. Таков закон равновесия, и потому обратной стороной мрачного Средневековья является ослепительный свет Ренессанса. И если искать аналогии таланту и темпераменту нашего современника, композитора и дирижёра Вячеслава Овчинникова, то уж точно не в нашем «Серовековье» (назовём его так, сколь это ни прискорбно), а в Возрождении, среди сильных характеров и мощи духа.
У Вячеслава Овчинникова гармоническое, моцартовское начало не только в характере, но и в судьбе. Мало кто знает, что часть его произведений, написанных в девятилетнем возрасте, звучит в киношедевре С. Бондарчука «Война и мир», для которого Вячеслав Овчинников создавал музыку.
В 12 лет он написал балет «Дюймовочка». В 14, по настоянию Давида Ойстраха, переезжает из родного Воронежа в Москву и поступает в музыкальное училище при консерватории.
В 1961 году в исполнении Большого симфонического оркестра под управлением А. Гаука состоялась премьера его Первой симфонии. После исполнения этого сочинения в Германии музыкальный критик Йорг Моргенер писал: «Первая симфония является внезапным ярким всплеском юного гения, студента... В своём произведении молодой автор показал виртуозную технику, как у Сибелиуса, Малера, искусство оркестровщика, как у Рихарда Штрауса, Равеля и Шостаковича — всё в потрясающем самобытном выражении».
Лучшие музыканты мира, оркестры многих стран исполняют произведения Овчинникова. Он автор четырёх симфоний, симфонических сюит и поэм, оперы и балетов, хоровых, вокальных, инструментальных и камерных сочинений.
Его работы в кино отмечены международными наградами, — в том числе и самыми престижными: «Оскар» (США), «Золотой лев» (Венеция, Италия). Он награждён Большой Золотой медалью Английского Общества Международных премий за музыку к кино и балету. Королева Тайланда вручила ему свой орден. А в 1996 году народный артист России, композитор и дирижёр, лауреат международных и всесоюзных конкурсов Вячеслав Овчинников, отметивший своё шестидесятилетие, был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством».
— Вячеслав Александрович, буквально все, без ложного преувеличения, признают, что в детстве вы были ребёнком вундеркиндом. Однако Лев Толстой сказал однажды: «Не верю я этим вундеркиндам, ничего путного из них не выходит!..»
— И я в них тоже не верю! Но что в вундеркиндстве хорошо, так это раннее проявление способностей. И если есть прекрасные учителя, школа, есть кому правильно вести ребёнка, то из многих выходит толк. Такая школа была у нас в Воронеже. Замечу, что воронежцы большие патриоты, и это доказала война. Они возвращались в ещё не разминированный город сразу же после освобождения его от фашистов. А после войны происходил бум духовного возрождения, и люди, кто безногий, кто полуслепой, приезжали учиться и учили. Вот и мой учитель по скрипке Потапов вернулся с фронта без ноги. У нас каждый воронежец знает своих знаменитых земляков — Кольцова, Никитина, Веневитинова, Станкевича, Бунина, Платонова, Ге, Крамского... И гордится ими. Когда в Воронеж приехал работать В.П. Бронин, ученик Ойстраха, он удивился, какой высокий уровень был в музыкальной школе. Некоторые наши учителя позднее стали профессорами — кто в Московской консерватории, кто в Гнесинском институте, кто в училище. При таком уровне вундеркизм не так опасен.
— С какого же возраста вы ощутили страсть к музыке?
— Мне было всего два года, когда обо мне заговорили. Мамины знакомые...
— Раньше, чем о маленьком Моцарте?..
— В отличие от Моцарта, нот я не знал. И никто меня не приобщал профессионально, но всех поражала моя музыкальная память. Я знал все тогдашние пластинки наизусть. И не только «Утомлённое солнце», или что-нибудь вроде «Дождь идёт», «Я возвращаю ваш портрет», шлягеры тех лет, под которые наши папы-мамы танцевали. В доме были и большие пластинки, например, Шестая симфония П.И. Чайковского.... Я их знал все до малейшей нотки. И когда однажды гость родителей нечаянно разбил их, я ужасно горевал и плакал. Для меня это было первое большое горе в жизни. Ведь слушал не просто темы, как слушают обычно неподготовленные люди. Я любил замечать развитие, разработки, где сталкиваются разные темы, что, как правило, приходит с возрастом и опытом. Именно с тех пор запоминаю всё с первого раза и на всю жизнь. Я всё наизусть дирижирую.
— Счастье, что у ваших родителей оказалось необыкновенное чутьё и они смогли заметить и поддержать ваши способности...
— А вы знаете, я ведь не должен был появиться на свет. Вот вам Божий промысел в чистом виде, или, как говорится, судьба. В семье у нас рождались только девочки, и поэтому у папы возникдаже спор с мамой — родиться мне или нет. Мама не хотела больше детей. А папа утверждал: будет мальчик! И убедил. После меня, правда, ещё две девочки родились. (Смеётся). А папа до сих пор жив, ему уже 93 года... /Беседа состоялась в 1999 году. – Г. К./ Он ко мне всегда благоволил, но и строго наказывал. А любовь к музыке у меня от мамы...
— Как настоящий вундеркинд вы, конечно, давали жару своим родителям?
— Вообще, я был отчаянным... Помню, на Дальнем Востоке, где мы жили с отцом, кадровым военным, в гарнизоне единственным нашим развлечением был клуб. Мы ходили смотреть трофейные фильмы, нам их тогда много засылали. В то время Япония уже готовилась к войне. Мыжили отрезанными от людей и от мира, как бы на правах заложников. И вот мы сидим с мамой в пустом зале. Вдвоём, раскачиваясьв ритме штраусовской музыки из фильма «Большой вальс», и я, шестилетний мальчишка, вдруг заявляю: «Мам, я буду гениальным композитором!..»
— Так проявилось ваше честолюбие?
— Нет, никакого тщеславия и честолюбия я всю жизнь терпеть не мог. Я могу быть скромным сколько угодно, но если что-то необходимо преодолеть, то уж меня не удержать, тогда я хочу стать первым!
— А как вы работаете?
— У меня всю жизнь такой ритм: работаю двое суток, потом сплю, двое суток работаю и сплю. Однажды у меня был период, когда я одновременно к четырём фильмам музыку писал — «Андрею Рублёву», «Войне и миру», «Первому учителю» и ещё к фильму Геннадия Шпаликова «Долгая, счастливая жизнь». Не спал четверо суток, ночью писал музыку, днём дирижировал, а это три оркестра: Большого театра, затем радио, потом филармонии. Они-то отработают и уходят, а я остаюсь обессиленный, вплоть до того, что меня подкалывали кофеином, чтоб не свалился...
Я годами не выхожу из дома. Вот за последнее время вышел два раза в Кремль по важному поводу: один раз на презентацию альбома Присекина, на мой взгляд гениального художника, и ещё когда мне Президент орден вручал.
— И всё-таки, писать музыку, сочинять – для вас тяжёлый труд или наслаждение?
— По-разному... Конечно, когда ставлюперед собой цель непременно сесть и начать с какого-нибудь вымысла, над которым «слезами обольюсь», это тот самый путь, который порою ни к чему не приводит. А иногда при людях или один внезапно начинаю импровизировать. Вообще творчество — вещь необъяснимая. Как будто что-то включается. Или не включается. Но часто меня выручает память. Я очень много помню незаписанных произведений. Надеюсь, со временем все их удастся записать.
И, конечно, главное — труд, жуткий труд. А сколько труда технического! Вот, например, я сейчас являюсь автором нового произведения для фортепьяно — альбома для детей и юношества. Ещё не решил, какое количество, но приблизительно 30 пьес. Сюда входят и сочинения, которые в детстве написал в девятилетнем возрасте. Одно из них вы слышали наверняка, если смотрели «Войну и мир». Мазурка в третьей серии — это и есть третье сочинение, написанное мной в жизни.
— Сегодня как вы оцениваете свою детскую музыку?
— А что, она вполне годится для такого альбома, где как бы идёт развитие шаг за шагом. И знаете, что там есть? Индивидуальность. Нас всё время в консерватории, в училище мучают педагоги — форсируют процесс, якобы способствуют обретению самобытности. А ведь самобытность, оригинальность — это то, что нам дано от рождения, то, от чего нельзя избавиться. Да и специально искать не надо.
— Все проходят через разные увлечения, через «болезнь роста». У вас так было?
— Я бы сказал не «болезнь роста», а то, что называется «неправильный взгляд на ценности». Что, кстати, значительно опасней. Не избежал я и подражания. По мнению Римского-Корсакова, лучше, если музыка похожа на что-то, чем ни на что. Нас же учили, чтобы мы ни на что не были похожи. Это заблуждение. Мы должны походить на наших отцов, праотцев, прадедов. Естественный процесс. Ведь мы ничего не создаём на пустом месте...
— Я так понимаю, что вас учили формальной изощрённости, современной выразительности средств?..
— Для настоящего художника вообще не существует «новых» или «старых» средств. Индивидуальность окрасит в неповторимое самое избитое средство. Определяет же всё — содержание. Если содержание — пустота, ни какие средства не спасут. Вот почему нельзя допускать случайного человека, всякого желающего к тайнам сочинительства. Роберт Шуман в «Советах молодым» предупреждал, что «принцип фуги» может изучить любой, для чего не обязательно быть талантливым человеком, но за ним может легко спрятаться бездарность. Ведь что такое искусство? Выражение национальногохарактера в национальной жизни. А национальность, по характеристике, которую приводит Николай Бердяев, — общность исторического бытия. Только притаких условиях рождается искусство...
— Но ведь оно призвано и развлекать, не так ли?
— Разумеется, танцевальная музыка — одно, и совсем другое дело Бах — это храм, философия. А ещё есть музыка домашнего музицирования, камерная... Всё это — различные проявления нашей жизни.
— А как вы начали работать в кино?
— Обыкновенно, спасаясь от голода во время учёбы в консерватории. Пришлось оторваться от сочинения своих модернистских произведений и по дружеской рекомендации начать писать для кинохроники «Новости дня» какие-то маршики, ещё что-то такое... Потом к моему первому художественному фильму, сорокаминутной короткометражке «Телеграмма». Там, кстати, звучит и моя детская симфоническая поэма «Мцыри», а дирижировал А. Жюрайтис из Большого театра. Потом меня привели к главному редактору киностудии Крюкову, и тот говорит, не то в шутку, не то всерьёз: «Ну, что мы будем делать с этим молодым человеком, он такой талантливый... он у нас всю работу отнимет, если так начинает, что же дальше-то будет? Мы его, пожалуй, не будем приглашать...» И действительно не приглашали, пока я не сделал с Тарковским его дипломный фильм «Каток и скрипка», а с Кончаловским тоже дипломную работу «Мальчик и голубь». Оба фильма получили очень высокие международные премии. Следующим стал фильм Андрея Тарковского «Иваново детство»...
— О таком дебюте можно только мечтать...
— Но я не очень хотел писать для кино, у серьёзных музыкантов это считалось не престижным. Андрон и Андрей меня уговаривали, а я, как плохой и гадкий мальчик, говорил: «Ну, тогда носите мне бутерброды...» Такая игра была. А тут, одновременно с «Ивановым детством», — премьера моей симфонии с Александром Гауком. Тогда очень популярными быликонцерты в первой студии Радио на улице Качалова. Пришли А. Хачатурян, Д. Кабалевский, Д. Шостакович, В. Ашкенази, А. Тарковский, А. Кончаловский, С. Бондарчук. Много народу, композиторы всей Москвы, иностранцы... Успех симфонии был большой. Возможно, желание у С. Бондарчука пригласить меня композитором на кинофильм «Война и мир» появилось именно тогда...
— Вы в кино пишете музыку к конкретному материалу или свободно фантазируете?
— Как получится. Вот, к примеру, снимался бал в «Войне и мире». Сначала Бондарчук выстроил декорации к этому эпизоду, но потом услышал мой вальс...
— Иными словами, вы как бы продиктовали режиссёру иное видение?..
— Да, совершенно другое видение. Прежде действие задумывалось под свечи, а мой вальс неожиданно представил совсем другое, колоссальное зрелище, как это могло казаться юной девушке, впервые попавшей на такое выдающееся событие, как императорский бал. И Бондарчук построил новые декорации. Но так редко бывало. Я, правда, нашёл собственную систему работы с изображением — у меня была своя монтажная и свой вариант «подкладывания» музыки. Я знал технику записывания, посетил высшие режиссёрские курсы. Жалакявичюс, например, мне настолько доверял, что говорил: «Ну, что я приду к тебе на запись, встретимся на перезаписи». Но он обладал абсолютным слухом и мгновенно реагировал, если что не так. И у Тарковского так же. А Кончаловский имеет консерваторское образование.
Я иногда такие штуки вытворял!.. Вот сейчас в Европе есть метод «алеаторика», якобы Пендерецким открытый. А я задолго до него записывал с оркестром, который играл без нот. Нужно только в памяти держать все функции оркестра. Это как рожковый оркестр. Принцип такой: у каждого музыканта своя функция, и он играет в нужный момент. А тут оркестр в сто человек. Я им распределял все функции, потом как на живом органе играл — нажимал на клавиатуру, и все инструменты играли – по моему сигналу. Но это возможно только в таком синтетическом шоу, как кино... Вы, конечно, удивитесь, но я утверждаю, что кино — не искусство. Так же как футбол, хоккей, фехтование может быть всего лишь на уровне искусства. Кино — это шоу. А шоу — это жанр. И кино тогда достигает наибольшего своего воздействия, когда не порывает с жанром. Потому самые великие фильмы – великие шоу. И самые большие режиссёры – великие шоумены: Бондарчук, Форд... Бондарчуку нет равных – он знал законы жанра, и, может быть, изнутри, потому что он был ещё и актёром. Даже Тарковский, будучи очень образованным и очень посвящённым в законы кино, с изменой жанру что-то утратил. Последнее его шоу – «Андрей Рублёв». С точки зрения зрелища – фильм сделан на высоком уровне и смотрится, особенно иностранцами, которые не понимают наших споров, исторических и национальных...
— Вы своим наблюдением что-то очень важное отрываете в понимании природы кино, а главное, в причине его массовости на протяжении вот уже ста лет...
— Скажу ещё жестче. Кино не то что не искусство, оно остановило культурный процесс в мире. Отчего мы киноманы? От того, что лодыри, кино — наслаждение лодыря. Если книга, стихи требуют «грамоте знать», а ещё, кроме того, надо осмыслить прочитанное или услышанное в музыке, увиденное в галерее, в кино ничего такого не требуется. Даже когда вы в кинотеатр идёте — вы же там мороженое, конфеты едите, обнимаете свою спутницу, три сеанса с ней сидеть будете, если она вам нравится. И вот вам уже подсовывают комиксы, так что и Толстого читать не надо. Культурный процесс остановился. Когда-нибудь люди опомнятся: «Мы же вобезьяньем веке живём! А ведь где-то у нас есть ещё нетронутые ценности. Слава Богу, что они остались нетронутыми! Вернёмся к ним!..» Вернулись — а чувства уже атрофированы, воспринимать нечем...
— Но пока ещё не всё потеряно, надо что-то делать, ведь вопрос культуры – вопрос будущего страны, нации...
— Сегодня, как никогда, важна воспитательная роль искусства, как бы азбучно это не звучало. Мир XX века — мир, накапливающий материальные и научно-технические средства и теряющийнечто важное и незаменимое — первозданную ценность бытия.
Человек уже не ищет идеала. Ему не нужна культура, которую он заменил суррогатом. Человек уходит из человека, уступая место вандалу. Некультурный человек — он только в беду заведёт. И себя, и семью, и детей, и страну. И тут очень важно правильно подойти к образованию.
— Однажды вы сказали: «современники» переболеют «современностью», варвары уйдут?.. Что вы имели в виду?
—Речь о вечных, непреходящих ценностях. Потому что понятие современности условно: в одно время всегда живут несколько эпох. И они одинаково могут себя проявлять. Скажем, сегодня живут и Данте, и Кольцов. Просто в силу разных обстоятельств кто-то
больше востребован, кто-то меньше. С точки зрения искусства, в нашей истории заложены все эти возможности бытия и действия. Звёздное небо над головой сегодняшнего творца такое же, какимоно было над головой Данте. Что касается варваров, то под ними я подразумеваюразрушителей. Скажем так, припомнив Шумана, это те, кто прячется за «принцип фуги»...
— И всё-таки, чего более всего не хватает нам сегодня в нашей жизни?
—Я считаю, что все всё понимают, не хватает только самопожертвования. Мы говорим, что всё плохо, а кто виноват — молчание. Или говорится на том уровне, когда слова не имеют значения, а когда уровень повыше — рот замыкается. И со стороны священников, я считаю, пока ещё нет, к сожалению, самопожертвования.Чтобы духовный авторитет священников стал велик, нужно самопожертвование.Нужны такие люди, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский. И самое главное — жить не по лжи.
...Самопожертвование — и нравственный, и духовный, и гражданский подвиг, но ещё и труд, который, несомненно, включает в себя все эти понятия.
Вячеслав Овчинников с 1988 года нигде не выступает. Последний фильм, к которому композитор писал музыку, — «Борис Годунов», законченный в 1986. Но можно ли эту невостребованность назвать бездействием? Простоем? Выходят видеокассеты с фильмами, в которых звучит музыка Овчинникова. Переиздаются кассеты и диски. Всё это не делает его миллионерам. «Серовековье» плохо ценит своих мастеров.
1999 г.
Геннадий Красников
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"