На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Православие в Эстонии. X-XXI столетия

Имена личные и храмы

7 марта, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, по завершении Литургии в Таллинском кафедральном Александра Невском соборе Владимиру Илляшевичу был передан орден Преподобного Сергия Радонежского 2-й степени, которым его наградил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В грамоте к знаку ордена говориться, что «руководитель Русской писательской организации Эстонии награждается во внимание к трудам во благо Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и в связи 60-летием со дня рождения». 

 

Геннадий Верещагин: Сердечно поздравляю тебя, Владимир Николаевич, с высокой наградой. Оказывается, ты был награждён к твоему 60-летию Святейшим Патриархом Кириллом уже полтора месяца назад… 

Владимир Илляшевич: Спасибо. Хотелось бы выразить глубокую признательность Святейшему Патриарху Кириллу, архиереям и другим священнослужителям, всем братьям и сёстрам во Христе, просто друзьям, кто поздравил и оказался причастен к оказанию столь высокого внимания со стороны Первоиерарха Русской Православной Церкви. Особенно приятно было то, что утром в самый день, 18 февраля, мне был доставлен личный приветственный адрес с поздравлениями по поводу награждения Патриаршим орденом и 60-летия за подписью председателя Отдела внешних связей Московского Патриархата Митрополита Волоколамского Илариона. Это значит, что Московская Патриархия очень внимательна к своим верным чадам, ценит их и поэтому стремится оказывать свои знаки внимания ко времени. Дело в том, что по установленному Святейшим Патриархом общему правилу все церковные награды клирикам и мирянам вручаются в день Светлой Пасхи, за исключением тех, которые связаны с событиями особой значимости в Церкви и с юбилейными датами награждаемых. Это очень мудро и не случайно говорится в народе, что дорого яичко ко Христову дню, когда имеется ввиду, что всё надо делать вовремя. А как награждать людей, юбилейные даты которых пришлись, например, через пару недель или месяцев после празднования Воскресения Христова? Чтобы их наградить, надо ждать Пасху года будущего…? Вот поэтому и есть исключения, касающиеся «круглых дат» и юбилеев. 

Не менее важно и то, что наша Церковь своим вниманием ко мне, на самом деле, отметила роль и значимость Русской писательской организации, ядром которой является Эстонское отделение Союза писателей России. Мне, будучи секретарём СП России, привелось стать его учредителем и пока бессменным председателем с конца 1900-х годов. А ведь именно СП России, этот главный носитель ценностей великой русской литературы, всегда был и остаётся главным общественным партнёром и союзником Православной Церкви. Значимость писательского слова для православной мысли и жизни очень хорошо понимают и чувствуют Святейший Патриарх Кирилл и Выскопреосвященнейший митрополит Иларион – сам человек творческий, выдающийся композитор, но также и глубокий исследователь богословия, истории и писатель-публицист… 

Геннадий Верещагин: Я с трудом представляю себе русского писателя не православным… 

Владимир Илляшевич: Я тоже с трудом представляю, Геннадий Васильевич, если речь идёт именно о русской, а не о какой-либо другой литературе, пусть она хоть сто раз будет русскоязычной. Тебе как поэту и собрату по Союзу писателей России, это ведомо не меньше, чем мне. Между прочим, это касается также писателей и поэтов XX и начала XXI столетий. Даже когда мы говорим о литераторах, декларировавших себя неверующими и даже коммунистами во времена Советского Союза. Здесь можно привести известное выражение Николая Бердяева из 1930-х годов, что русский народ хоть и принял коммунизм, но всё равно …оправославил его, имея ввиду, в первую очередь, не внешние формы и обряды, а сущность своей собственной уникальной системы ценностей. 

Геннадий Верещагин: Интересно, что первой твоей наградой, после Патриаршей грамоты, была медаль Преподобного Сергия Радонежского 1-й степени («золотая»). Орден Преподобного Серия Радонежского 3-й степени тебе лично вручал Патриарх Алексий II ещё в сентябре 2003 года во время официального визита в Эстонию. Теперь – 2-я степень одноименного ордена – от Патриарха Кирилла. Кстати, эта награда весьма почитаема среди православных, так как является одним из двух старейших орденов РПЦ. Он был назван в честь основателя Троице-Сергиевой лавры, мощи которого и по сей день покоятся в древнем Троицком соборе на её территории… Каковы же были труды? 

Владимир Илляшевич: Насчёт трудов ограничусь общей констатацией – имеются ввиду труды, конечно, благотворительные и попечительские. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что Церковь и вера сильны лишь только тогда, когда они истинно народные. Без людей церкви – это лишь «хладный камень». Напротив, лишь с общей искренней молитвой всего церковного народа храмы наполняются благодатью и становятся живыми. Высокомерие и невнимательное отношение к главному, что составляет Церковь, то есть к православному народу приводит к самым печальным последствиям. В их числе можно назвать отчуждение народа от клира, уход людей в другие религиозные организации и это, подчас, как это ни печально, в секты, отсутствие понимания и общения между клириками и интеллигенцией, что страшно обедняет обе стороны. Поэтому наряду с трудами сугубо материального свойства – ремонт и восстановление храмов или проведение церковных мероприятий во благо народа, писатель занимается и духовным трудом, то есть, душой человека. И, конечно, исследованиями истории, обретением знаний, которые необходимо передавать народу и клиру. В этом смысле отмечу лишь то, что в первой половине февраля вышла основательная книга из истории православия Эстонии, которая может послужить хорошим подспорьем, инструментарием доля всех интересующихся долгой, сложной судьбой и сегодняшним днём православия в Прибалтике, начиная с раннего христианства. Я имею ввиду Энциклопедический справочник «Православие в Эстонии. X-XXI столетия. Имена личные и храмы», на который ушло лет десять и который был выпущен из печати за неделю до моего 60-летия. Именно таким образом я решил отметить дату в моей биографии, так как после пятидесяти лет, как мне кажется, праздновать уже нечего, а необходимо лишь оставлять вехи… 

Вопрос: – День Благовещения Богородицы меньше известен в здешнем народе, нежели другие праздники – Рождество, Пасха, Троица… 

Владимир Илляшевич: Тем не менее, это знаменательная дата. Здесь стоит обратить внимание на редакционную статью протоиерея Леонтия Морозкина в мартовском номере нашей газеты «Мир Православия» (www.baltwillinfo.com см. интернет-вариант «Мир Православия») под названием «Изумительная степень совершенства». В ней автор, в частности, пишет: «…Христос Спаситель был чудесно зачат «в тот же день», что и пострадал. Из Евангелия мы знаем, что Спаситель умер на кресте в самый день еврейской Пасхи, в так называемый месяц Нисан, в четырнадцатый день. Если отсчитать тридцать три года от этого времени, то считается, что в год Его зачатия – в год Благовещения Пресвятой Богородице – Пасха, а значит и Благовещение, пришлась на двадцать пятое марта (по нашему церковному календарю), отсюда очевидно, что день Рождества – 25 декабря». Даты отец Леонтий здесь приводит, естественно, в старом стиле, по юлианскому календарю. Стало быть, с учётом нового стиля, т.е. григорианского календаря, речь идёт, соответственно, о 7 апреля – о Благовещении, и о 7 января – о Рождестве. 

Таллин-Пярну. 

Беседовал Геннадий Верещагин, член Союза писателей России


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"