На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Информация  
Версия для печати

В полете он был свободен как птица

8 апреля ушел из жизни летчик-испытатель Петр Остапенко. 11 апреля его похоронили на кладбище в Жуковском, ставшем некрополем авиаторов

Летчики-испытатели, люди особого склада, профессионалы риска. Они первыми поднимают новую машину, учат ее летать, выявляют и исследуют скрытые от создателей черты ее характера и обуздывают его. Петр Максимович — один из этой отважной когорты — Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР. Он испытывал все МиГи, начиная с МиГ-21. Лучшей рекомендации не надо.

Остапенко родом с Кавказа. Мальчишкой видел воздушные бои над Тереком. Видно тогда решил стать летчиком, и после войны, как пришел срок, поступил в Армавирское высшее летное училище. В 1951-м окончил училище, рвался воевать в Корею, но его оставили летчиком-инструктором учить летать курсантов. В училище Петр познакомился с Сашей Федотовым, будущим знаменитым шеф-пилотом ОКБ «МиГ». В 1958 окончил школу летчиков-испытателей (ШЛИ). Его не хотели принимать: возраст вышел, уже 30 лет, опоздал почти на два года. Но Петр долго упрашивал начальство ШЛИ, и они сдались. Испытательская работа влекла его.

В ОКБ «МиГ» он пришел испытывать самолеты в тот же год, что и Александр Федотов. Начал с Миг-21. Правда, пришлось испытать и МиГ-19 с ЖРД.

Потом испытания и доводка МиГ-23. Первым поднимал самолеты короткого взлета-посадки МиГ-23-31 и МиГ-23-01, когда на них не было крыла с изменяемой стреловидностью.

Любимым самолетом стал МиГ-25. «Наверное, — говорит Остапенко за его скорость». Петр Максимович увереннее чувствовал себя в воздухе, чем на земле. Так и подмывало завертеть самолет в немыслимом каскаде фигур. Этот азарт сделал для него чем-то обыденным и рекордные полеты. Восемь мировых рекордов установил Остапенко. Среди них один абсолютный. И соответственно, Петр Максимович стал мастером спорта международного класс. На уникальном перехватчике МиГ-31 Петр Максимович демонстрировал чудеса перехвата. «В полете я думаю, что я птица, я свободен, — говорит Петр Максимович. — Мы крутим и вертим самолеты, в этом наша работа. Решения порой надо принимать мгновенно».

Жизнь летчика зиждется на кончике крыла. Тонкие грани опасности и риска порой отделяют его от трагедии. Доводилось не раз катапультироваться, один раз с 70-метровой высоты. В тот раз жизнь ему спас взрыв самолета. Взрывная волна наполнила купол парашюта. Преследовали травмы, даже на земле. Сбила машина. Генеральный конструктор Ростислав Беляков сказал ему: «Петро, за тобой «Косая» ходит». В 1981 году в 53 года ушел с летной работы. Но в авиации остался. Работал в РСК «МиГ» и по-прежнему испытывал самолеты, только на земле.

Ветеран-испытатель мечтал увидеть в небе истребитель МиГ пятого поколения. Его мечта сбылась наполовину. В 2000 году многофунциональный истребитель «1-44», который должен был стать ответом американскому «Рэптору» F -22, совершил два полета. Но самолет появился не в то время, и не в том месте, и потому стал ангарным экспонатом. А в Китае спустя десятилетие показали истребитель пятого поколения J -20 очень напоминающий «1-44».

Петр Остапенко испытал 64 типа самолетов и их модификации. Это МиГ-21 и МиГ-23, МиГ-25 и МиГ-27, МиГ-31 и МиГ-29, ставшие эпохальными вехами в истории мировой авиации. Вместе с ними Петр Остапенко вошел в историю и заслуживает памяти доброй и долгой.

Валерий Родиков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"