На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Информация  
Версия для печати

В полете он был свободен как птица

8 апреля ушел из жизни летчик-испытатель Петр Остапенко. 11 апреля его похоронили на кладбище в Жуковском, ставшем некрополем авиаторов

Летчики-испытатели, люди особого склада, профессионалы риска. Они первыми поднимают новую машину, учат ее летать, выявляют и исследуют скрытые от создателей черты ее характера и обуздывают его. Петр Максимович — один из этой отважной когорты — Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР. Он испытывал все МиГи, начиная с МиГ-21. Лучшей рекомендации не надо.

Остапенко родом с Кавказа. Мальчишкой видел воздушные бои над Тереком. Видно тогда решил стать летчиком, и после войны, как пришел срок, поступил в Армавирское высшее летное училище. В 1951-м окончил училище, рвался воевать в Корею, но его оставили летчиком-инструктором учить летать курсантов. В училище Петр познакомился с Сашей Федотовым, будущим знаменитым шеф-пилотом ОКБ «МиГ». В 1958 окончил школу летчиков-испытателей (ШЛИ). Его не хотели принимать: возраст вышел, уже 30 лет, опоздал почти на два года. Но Петр долго упрашивал начальство ШЛИ, и они сдались. Испытательская работа влекла его.

В ОКБ «МиГ» он пришел испытывать самолеты в тот же год, что и Александр Федотов. Начал с Миг-21. Правда, пришлось испытать и МиГ-19 с ЖРД.

Потом испытания и доводка МиГ-23. Первым поднимал самолеты короткого взлета-посадки МиГ-23-31 и МиГ-23-01, когда на них не было крыла с изменяемой стреловидностью.

Любимым самолетом стал МиГ-25. «Наверное, — говорит Остапенко за его скорость». Петр Максимович увереннее чувствовал себя в воздухе, чем на земле. Так и подмывало завертеть самолет в немыслимом каскаде фигур. Этот азарт сделал для него чем-то обыденным и рекордные полеты. Восемь мировых рекордов установил Остапенко. Среди них один абсолютный. И соответственно, Петр Максимович стал мастером спорта международного класс. На уникальном перехватчике МиГ-31 Петр Максимович демонстрировал чудеса перехвата. «В полете я думаю, что я птица, я свободен, — говорит Петр Максимович. — Мы крутим и вертим самолеты, в этом наша работа. Решения порой надо принимать мгновенно».

Жизнь летчика зиждется на кончике крыла. Тонкие грани опасности и риска порой отделяют его от трагедии. Доводилось не раз катапультироваться, один раз с 70-метровой высоты. В тот раз жизнь ему спас взрыв самолета. Взрывная волна наполнила купол парашюта. Преследовали травмы, даже на земле. Сбила машина. Генеральный конструктор Ростислав Беляков сказал ему: «Петро, за тобой «Косая» ходит». В 1981 году в 53 года ушел с летной работы. Но в авиации остался. Работал в РСК «МиГ» и по-прежнему испытывал самолеты, только на земле.

Ветеран-испытатель мечтал увидеть в небе истребитель МиГ пятого поколения. Его мечта сбылась наполовину. В 2000 году многофунциональный истребитель «1-44», который должен был стать ответом американскому «Рэптору» F -22, совершил два полета. Но самолет появился не в то время, и не в том месте, и потому стал ангарным экспонатом. А в Китае спустя десятилетие показали истребитель пятого поколения J -20 очень напоминающий «1-44».

Петр Остапенко испытал 64 типа самолетов и их модификации. Это МиГ-21 и МиГ-23, МиГ-25 и МиГ-27, МиГ-31 и МиГ-29, ставшие эпохальными вехами в истории мировой авиации. Вместе с ними Петр Остапенко вошел в историю и заслуживает памяти доброй и долгой.

Валерий Родиков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"