На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Информация  
Версия для печати

XXI век – за тобой. И надолго

О IV научно-практической конференции, посвященной творческому наследию Ю.П.Кузнецова

В тяжелейшие для Родины годы рубежа тысячелетий до сердца народа вдруг стали доходить слова ободрения. Как жены мироносицы, две замечательные женщины – вдова поэта Батима Каукенова и директор Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России Алла Васильевна Панкова – стали делать все, что могли, чтобы люди помнили, вспомнили, а, в основном, узнали творчество русского гения, которого давно пора поставить в один ряд с Пушкиным и Есениным – Юрия Кузнецова.

Помогали им «отрок Светояр» – Евгений Богачков, помогала дочь Аллы Васильевны Ирина – и вдруг стал шириться круг энтузиастов, и 17-18 февраля в Московском Литературном Институте им. А.М. Горького прошла уже четвертая конференция, посвященная поэту.

Открыл конференцию выдающийся ученый-литературовед и педагог, ректор Литературного Института Б.Н.Тарасов. Он сказал, что явление такого поэта, как Ю.Кузнецов, еще не знает своих берегов, и отметил, что законченный поэтом Литературный Институт стал для него настоящим домом, где до сих пор с большой благодарностью его бывшие ученики вспоминают о его уроках. Б.Н.Тарасов назвал Ю.Кузнецова уникальным поэтом метафизического значения.

Профессор В.И.Гусев считает Ю.Кузнецова последним нашим общенациональным поэтом и относит его к линии Тютчева-Блока. К тютчевской традиции также возводят Кузнецова секретарь Союза писателей России Андрей Воронцов, критик Инна Ростовцева, Сергей Куняев. Когда-то, в начале творческого пути поэта, когда еще трудно было предвидеть его духовное и художественное развитие, с тютчевской традицией его попытался связать В.Кожинов. На самом деле, в своих художественных исканиях, в стремлении сделать политическую лирику близкой сердцу каждого русского человека, Кузнецов следовал, конечно, по стопам Пушкина, отталкиваясь от таких его стихотворений, как «Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Он между нами жил», «Полководец», «Пир Петра Первого». Что касается Тютчева, то его Кузнецов упрекал за «косноязычие», под которым следует понимать неумение найти дорогу к сердцу народа:

  Не зря в глухом пренебреженье

  К святым распевам старины

  Он лютеран богослуженье

  Любил смотреть со стороны.

Свою миссию Ю.Кузнецов видел и в том, чтобы приблизить к современному читателю классические произведения. Известно, что он мечтал заново перевести Гомера. Доклад профессора Тверского университета В.А. Редькина был посвящен «сотворчеству» Кузнецовым «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона. В этом переводе докладчик увидел предтечу поэмы «Путь Христа» и обратил внимание на очень смелый прием – Ю.Кузнецов изменил жанр произведения, превратив его из публицистического «Слова» в поэму. О сложной системе оптических линз в поэзии Кузнецова, включающей в себя и небо, говорил В.Ю.Винников из газеты «Завтра».

Ответственный редактор журнала «Подъем» В.Д.Лютый посвятил свое выступление художественным чертам поэмы Кузнецова «Рай», обратив внимание, что мистический божественный мир пронизан всепрощением Божиим и что у Кузнецова можно из Ада попасть в Рай, где искушение может испытать только плотский человек.

Вообще в связи с творчеством Кузнецова многие выступающие поднимали кардинальные вопросы бытия. В.И. Ггусев определил народ как создателя материальных и духовных ценностей, а С.А. Небольсин, анализируя стихотворения Кузнецова «Федора» и «Анюта», выделил два качества русского народа: с одной стороны, крылатость, полет, с другой – гениальную способность саботировать все ложное и фальшивое, зовущее якобы вперед.

Геннадий Иванов заметил, что если Владимир Соколов «устал от двадцатого века», то «Кузнецов нашел калитку, через которую смиренно вошел в XXI век».

Очень многие выступающие – В.Г. Бондаренко, И.И. Роднянская, М.Н. Аввакумова, Ю.М. Лощиц, И.Н. Тюленев – делились воспоминаниями о Ю. Кузнецове. Как всегда, наиболее интересно в этом жанре выступила ученица поэта Марина Гах, заметившая, что все гении глубоко национальны, ибо понимают народ на генном уровне, и рассказала о трактовке на поэтическом семинаре Ю. Кузнецова понятий Родина – отчизна-отечество.

Очень интересное сообщение – «Ю. Кузнецов о памяти» сделал Евгений Богачков, заметив, что, по мнению поэта, письменность и книгопечатание ослабляют память (можно вспомнить, что действительно у Кузнецова Гуттенберг помещен в Ад).

Интересно выступил и П.В. Палиевский, заявивший, что Кузнецов отторгал от себя Тряпкина и Рубцова, «поэтов русской резервации», ибо понимал Россию как мировое явление, решающее проблемы мирового уровня.

Думается, что Кузнецов прошел сложный путь исканий , в который –когда во благо, когда во вред поэту – вмешивались и некоторые теоретики-литературоведы, соблазнявшие его то мифом, то архетипом, то евразийством. Да, он ездил «во Францию-город», но он же с презрением описывал и Петрарку, с высокомерием отзывавшегося о славянах, а в стихотворении «На Родине Тютчева» говорил:

  Не проворонить бы Россию –

  Родные милые места.

Хотел этого Кузнецов или нет, но он был лидером того литературного направления, которому с легкой руки В.В. Кожинова дали наименование «тихой лирики» и которое, конгениально деревенской прозе, выступило как акт самопознания русского народа в тяжелейший момент его истории. Именно Ю.Кузнецов в максимально концентрированной и гениальной форме выразил то, что пытались сказать и С. Викулов, О. Фокина, В. Соколов, А. Прасолов, А. Передреев, Н. Рубцов, М. Аввакумова.

Еще в 1968 г . А. Передреев писал Кузнецову:

  Ты помнил тех далеких, но живых,

  Ты победил косноязычье мира,

  И в наши дни ты поднял лиру их,

  Хоть тяжела классическая лира!

А в 1997 г . в стихотворении «Классическая лира» Кузнецов скажет, что не видит своих продолжателей. Впрочем, гении ежедневно не рождаются. Даже в России.

А.В.Панкова назвала Кузнецова поэтом надмирной поэзии, которому было понятно прошлое, настоящее и будущее, и выделила главное слово, определявшее характер поэта – независимость.

Эта позиция оказалась очень созвучна мыслям Сергея Куняева, высказанным в докладе «Вадим Кожинов и Юрий Кузнецов – пересекающиеся миры» Докладчик отметил, что хотя Кожинова и Кузнецова многое связывало, но критик не давал себе воли проникнуть в поэтический мир Кузнецова. У него был какой-то предел понимания этого дара.

Не случайно стихотворение 1975 г . «Прощание с Вадимом Кожиновым» в первом варианте называлось просто «Прощание». Представляется, что в какой-то момент Кузнецов сумел выйти из «тумана мировой полукультуры» и стал более крупным политическим мыслителем, чем В. Кожинов, чья основная заслуга перед русской культурой заключается не в историософских построениях, а в его стремлении сплотить и опекать поэтов кузнецовской школы.

После докладов и Круглого стола студенты Литинститута под руководством доцента С.В. Молчановой выступили с замечательной театрализованной постановкой «Юрий Кузнецов и память».

Вообще же, все мы, по мудрому выражению польского профессора Франчишека Апановича являемся очарованными странниками, путешествующими по волшебному миру Юрия Кузнецова. Его чествование превратилось в массовое народное действо, всех участников которого даже невозможно перечислить.

Завершить бы мне хотелось словами одного из учителей Кузнецова критика Ал. Михайлова, вынесенными в заглавие статьи: «XXI век – за тобой. И надолго».

Ольга Овчаренко, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"