На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Информация  
Версия для печати

Державная

«В дни лютых скорбей и злых обстояний…»

В нашей истории 15 марта (2 марта по церковному календарю) особый день, исключительный. В этот день в 1917 году свершилось лермонтовское пророчество: «Настанет год..»… Мы с детства помним странные стихи: «Настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадёт; забудет чернь к ним прежнюю любовь, и пища многих будет смерть и кровь…» Почему-то воспринималось – в общем контексте трактовок – как призыв автором желаемого. Совсем не сразу открылось: автор в ужасе от картины увиденного. Поражает, что шестнадцатилетний мальчик обрисовал (какими словами мог, такими и обрисовал) сцены русской катастрофы, которая случится через 87 лет – крушение человеческих и заповеданных законов, голод, и – что более всего поражает – очертание одежды, в коей «явится мощный человек», – плащ «с возвышенным челом». Так собственно выглядит башлык горца, который отчасти и прообраз будёновки.

И вот – свершилось.

«Кругом измена и трусость и обман!» – записал в дневник Государь Николай Александрович в четверг 2-го марта 1917 года. В этот день, который принято считать последним днём русской монархии, в России был запущен механизм самоуничтожения народа и державы; со своих осей на огромных скоростях сорвались шестерни, винты, валы, гайки; они и доныне посвистывают, рикошетя, кроша и раскалывая – судьбы и территории. Историческая Россия, – которую враги ненавидели – если взглянуть на суть – за народное христолюбие и за православное царство, устроенное для охранения этого святого чувства, – погибла. «Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. Она подменена в несколько месяцев. От её умного, даровитого, гордого народа – осталось что-то фантастическое, варварское, грязное и низкое», – так описал катастрофу внимательный русский человек – художник Михаил Нестеров.

И пища многих стала – смерть и кровь.

В этот же день произошло удивительное событие, свершилось чудо.

В Донесении Священному Синоду об обретении иконы Божией Матери «Державная» митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин) (позже патриарх Московский и всея России) сообщал: «…2-го Марта с.г. явилась к приходскому священнику крестьянка Бронницкого уезда, деревни Починок, Евдокия Андрианова, проживающая в Перерве, и сообщила о своих двух сонных видениях, бывших: одно – 13 Февраля, в чистый Понедельник, ей было сказано: «есть в Коломенском большая черная икона, её нужно сделать красной и пусть молятся»…» Сюжет второго видения – 26 февраля – напрямую как бы не имел отношения к обретению «Державной», однако существенным в нём было: «белая церковь» и то, что торжественно восседавшая в этом храме Женщина, рядом с которой «по сторонам присутствовали два иеромонаха» величественно вышла из храма, причём «самый выход был как бы из подвала, а не из парадного хода храма». Далее владыка Тихон сообщает: «Выслушав заявление Андриановой, священник пригласил её в храм, где показаны были ей все иконы, находящиеся на своих местах в ризах; осмотрев их, Андрианова спросила, нет ли где ещё икон? На этот вопрос – священник приказал церковному сторожу и бывшему в храме прихожанину принести из подвала самую большую икону; когда её принесли, то на ней от осевшей пыли не было видно лика, тотчас же промыли икону и на ней оказалось изображение: «Царицы Небесной, восседающей на Царском Троне, в руках имея скипетр и державу в красной мантии, на голове корона, на коленах Божией Матери - Благословляющий Спаситель». Андрианова, находя, что эта икона вполне соответствует её видениям, тотчас же попросила отслужить молебен, - и с этого времени стала разноситься слава об иконе среди всех окрестных жителей и весьма многие прибегают к помощи Царицы Небесной…»

По дневнику Государя мы видим, что он был огорчён 13 февраля, в первый день Великого поста, не попав утром в церковь из-за дел, но был в церкви вечером. В последующие дни он бывает на службах почти ежедневно, иногда ездит к обеим службам. 25 февраля, в субботу (в Могилёве): «…В 2½ заехал в монастырь и приложился к иконе Божией матери. <…> В 6 ч. пошёл ко всенощной». На следующий день, в воскресенье, 26 февраля: «В 10 час. пошёл к обедне». Вечером Государь ездил в какую-то часовню, расположенную на Бобруйском шоссе. 27-го февраля: «В Петрограде начались беспорядки…»

Очевидно, тот факт, что раба Божия Евдокия спросила о других иконах, свидетельствует о том, что видение было столь ярким и сильным, что она нисколько и не сомневалась – икона находится именно в этой «белой церкви» (шатровый храм в Коломенском трудно спутать с другим). Об этом говорит и то, что она сразу же, лишь икона нашлась, попросила отслужить молебен.

Мы можем себе представить, как это было. Проживала Евдокия Андрианова в своём доме в слободе Перерва, вблизи железнодорожной станции и Николо-Перервинского монастыря. Расстояние между Перервой и Коломенским – не рукой махнуть, идти много километров – и через Москву-реку, по снегу и льду; (модно посмотреть по современной карте Москвы – расстояние примерно между станциями метро «Печатники» и «Коломенское»), она шла в чужой приход. Если и знаком был священник, нужно было улучить момент, рассказать, объяснить так, чтобы прочувствовал и не отмахнулся. Исполнила.

Русский народ воспринял обретение «Державной» как милость и утешение, дарованные Царицей Небесной, принявшей на Себя символы царской власти – скипетр и державу, тем подарив надежду на Воскресение России. В Акафисте иконе Божией Матери «Державная» слышим: «В дни лютых скорбей и злых обстояний явила еси нам, Владычице… Под державным бо покровом Твоея благости Российская страна созидашеся, и врата адова не одолеша Православныя Церкве Христовы…»

Было собрано 1500 рублей, икону отреставрировали в иконописной мастерской Алексеевского девичьего монастыря и поместили в вызолоченный иконостас. Владыка Тихон сообщал: «Означенная икона Богоматери, по усердию богомольцев, ныне износится не только по окрестным селениям, но и по Московским женским монастырям и приходам для возношения молений пред Нею». При этом владыка констатировал: «О чудесах же от иконы не было заявлено». Народ шёл к иконе с покаянием, в котором лишь и может быть спасение Руси…

Когда идёт речь о судьбоносных днях, против воли обращаешь внимание и на такие мелочи (если это мелочти), как географические названия, на «говорящую» топонимику. Впрочем, иногда даже и «кричащую»: поезд Государя был заблокирован на станции «Дно». В картине того же дня видим: Евдокия Ивановна пришла в Коломенское из слободы Перерва. Перерва – железнодорожная станция, поблизости – старинный Николо-Перервинский монастырь, ныне Патриаршее подворье (резиденция патриарха с XVII века). В слове «перерва» нам слышится «разрыв», в малороссийском варианте – перерыв, перемена, вариант по Далю – прорыв старого русла (от этого и название слободы, расположенной близ старого русла Москвы-реки)…

Словно бы какой-то пророческий текст проступает к нам обрывками в названиях.

Село Коломенское – древняя вотчина, наследственное владение Московских великих князей, затем царей. По видению Евдокии Андриановой здесь в белой церкви «в стене образовалась брешь, куда пошла ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ», покидая храм. Кому интересно, сообщим, что икона в Коломенское попала (в неизвестное время и по неизвестной причине) из иконостаса одной из церквей Воскресенского монастыря Кремля (монастырь, усыпальница великих княгинь, пострадал во время боёв в 1917 году, взорван в 1929-м). Икона написана не позднее конца XVIII века. Сюжет «Державной» не похож ни на какие иные Богородичные иконы. Владыка Тихон отметил: «икона имеет отчасти сходство с изображением иконы «Киево-Печерския Божия Матери». В Киев эта чудотворная икона была привезена из Константинополя строителями Успенской церкви в 1073 году. Она пропала после взрыва Великой церкви в 1941 году. При некотором сходстве на Цареградской иконе нет символов царской власти.

В марте 1917-го многие рукоплескали «отречению царя». Но были ещё значительные силы, которые готовы были с оружием в руках умереть за Государя и историческую Россию.

Конечно, в те же дни и месяцы гибли и не изменившие присяге. Тысячи приняли мученический венец. Генерал граф Фёдор Артурович Келлер был убит петлюровцами в Киеве 8 декабря 1918 г .

Генерал граф Фёдор Артурович Келлер, чьё имя священно в патриотических кругах, в марте 1917-го отбил в Ставку телеграмму, ставшую легендарной: «Третий конный корпус не верит, что Ты, Государь, добровольно отрёкся от престола. Прикажи, Царь, придём и защитим Тебя». Его подчинённые с ликованием одобрили зачитанный текст. «Ура, ура! — закричали драгуны, казаки, гусары. — Поддержим всё, не дадим в обиду Императора!..» Начальник штаба Алексеев утаил послание. Генерал Келлер один из совсем немногих генералов, которые отказались изменить царской присяге. Генерала Келлера и двух его адъютантов расстреляли в Киеве вблизи памятника Богдану Хмельницкому, у стен Святой Софии. Теперь, проходя под булавой Хмельницкого, мимо Софии (в которой пока и молиться-то нельзя), православные поминают раба Божия Фёдора и его сподвижников…

К этой площади, к этому памятнику традиционно приходят крестные ходы, совершаемые в Киеве 15/2 марта.

Вероятно, не меньший подвиг, чем генерал Келлер, совершила на своём месте своею жизнью крестьянка Евдокия Ивановна Андрианова, о которой известно, что в 1937 году она служила уборщицей в церкви во имя Живоначальной Троицы в селе Карачарово (ключевые слова не «служила уборщицей», но «в церкви».

В Акафисте иконе Божией Матери «Державная» звучит рефреном молитва, ею здесь и закончим: «Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго».

Олег Слепынин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"