На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Информация  
Версия для печати

Во славу Бориса и Глеба

Праздник русской словесности и культуры

Когда праздник проводится впервые, всегда есть опасения, что первый блин окажется комом, а второго не будет вовсе: не хватит «теста», то есть денег, иссякнут силы организаторов, окажется равнодушной к начинанию публика, – да разве мало существует причин для того, чтобы что-то не проводить?

7 августа в Борисоглебске завершился II Фестиваль русской словесности и культуры «Во славу Бориса и Глеба». По сути, этот культурный смотр – результат частной инициативы местных любителей поэзии. В России подобные замыслы энтузиастов часто глохнут, вязнут в киселе всеобщего разгильдяйства. А в Борисоглебске получилось совсем по-другому – так ведь и в прошлом году даже летние пожары не отпугнули любителей поэзии.

Что-то, похоже, есть в этом городе, в его атмосфере, позволяющее не только расцвести творчеству, но и заинтересовать им, например, местных чиновников. Не удивлюсь, если они здесь и сами все втайне пишут стихи. После фестиваля, почти наверняка, – начнут.

На суд жюри в этом году было подано более трёхсот заявок от профессиональных и самодеятельных поэтов – из Воронежа и сельских районов области, Москвы, Рязани, Новосибирска, Тулы, Волгограда, Мордовии. Открытие новых имён – одна из главных задач этого творческого смотра. За тем, что происходит в августе в Борисоглебске, пристально следят и руководители литературных журналов: приехали для этого на фестиваль, например, из Москвы прозаик Сергей Котькало – главный редактор журнала «Новая книга России» и православного обозрения «Русское воскресение», из Воронежа поэт Иван Щёлоков – главный редактор журнала «Подъём» и его ответственный секретарь, литературный критик Вячеслав Лютый… В прошлом году эти издания нашли здесь новых авторов.

Любому подобному творческому смотру важно показать свои истоки. Год назад в Борисоглебске, у храма Бориса и Глеба на Старособорной площади, состоялась закладка аллеи русской культуры.

Первыми деревьями здесь стали яблоня с родины Алексея Прасолова, липа с родины Алексея Суворина и сирень из музея-усадьбы Сергея Рахманинова. А в первое утро второго Фестиваля «Во славу Бориса и Глеба» появилась липа в честь 75-летия со дня рождения выдающегося поэта Николая Рубцова.

– Почва здесь тяжёлая, – признался организатор фестиваля, борисоглебский поэт и врач Фёдор Григорьев. – На этом месте располагался при советской власти подсобный цех по литью металла. И деревьям теперь сложно расти на этой земле, они болеют. Но мы очень надеемся, что они примутся, прорастут корнями. Не будет нас, не будет даже и наших детей, а эти липы будут шелестеть своей листвой, олицетворяя имена прекрасных русских людей.

– Николай Рубцов в своей книге «Сосен шум» писал о Липином боре на берегу Белого озера, – напомнил пришедшим председатель фестивального жюри, секретарь правления Союза писателей России Александр Бобров.– Но тот бор назван в честь легенды, там, на суровом белозёрском ветру, липы и не растут, всё больше сосны. А здесь, на юге России, заложена такая аллея, где появилась теперь и липа в честь Николая Рубцова. Сейчас он – самый издаваемый и самый покупаемый в России. Он ушёл в народ и воспринимается наравне с Сергеем Есениным и Алексеем Фатьяновым. Это выдающееся явление русской культуры, русской духовности и поэзии.

Открытие праздника словесности и культуры состоялось в конференц-зале гимназии №1 – из стен которой, кстати, вышло немало актёров, учёных, литераторов. После приветственных слов, песен и танцев слово взял Александр Бобров, для которого Борисоглебск – один из любимейших городов России – ещё с тех пор, как Александр Александрович в армии служил.

– На сайте «Стихи.Ру» публикуются более четырёхсот тысяч поэтов! А если все стихотворные порталы взять – более миллиона. Сейчас в Смоленской области меньше народу живёт. Хорошо бы, если бы они читали больше, – сказал председатель жюри фестиваля прежде, чем прочитать несколько своих стихов и поэтических пародий.

А затем в гимназии состоялась презентация альманаха молодых поэтов и прозаиков Борисоглебска. Инициаторы литературного праздника, кстати, воспринимают это событие как одно из последствий его появления в городе: «После первого фестиваля многие борисоглебцы стали издаваться. Словно ящик Пандоры открыли!».

Дальнейшая программа проходила сразу на двух площадках. В городском парке культуры и отдыха выступали поэты и барды Борисоглебска и Воронежской области. А пятнадцать финалистов фестиваля жюри слушало в музее-усадьбе Сергея Рахманинова, что в Ивановке Тамбовской области. С Тамбовщиной Борисоглебск связан корнями, он ведь и воронежским-то стал сравнительно недавно.

В Ивановке гостей приняли радушно: вкусно накормили, приготовили для них музыкальную программу. Сначала в музее звучала классика – молодые музыканты, скрипач Александр Попков и пианист Игорь Паршин играли произведения Фрица Крейслера, Роберта Шумана и, конечно, – Сергея Рахманинова; Елена Старкова исполнила несколько романсов Николая Римского-Корсакова.

А затем на веранде дома великого композитора выступили барды из Москвы и Тамбова. Ярким и запоминающимся оказался концерт елецкого ансамбля казачьей песни «Червлёный яр». Чтобы принять участие в фестивале, коллектив приехал с гастролей в Сербии.

Звучали песни, то веселившие публику, то трогавшие до самых глубин души. Особенно сильное впечатление произвели проникнутые чувством, если угодно, трагического достоинства рекрутские песни. Рекрутов, как известно, забирали в царскую армию на долгий срок – домой они часто возвращались, когда уже никого из родных в живых не осталось, не имея возможности завести семью. Да и то – лишь те, кто выжил на войне.

В какой-то момент «Червлёный яр» пригласил на сцену одного из лучших исполнителей на елецкой рояльной гармони Анатолия Королькова. Он хорошо известен любителям гармони по всей стране. При этом Анатолий Иванович не только сам концертирует, но и детей учит играть на елецкой рояльной гармони – прямом предке современного аккордеона.

Подобный концерт для ивановского музея, кстати, не уникален. В уютной усадьбе, расположившейся довольно-таки далеко от областного центра, едва ли не каждые выходные то бардовская песня звучит, то народная, а то и джаз.

Думаю, опыт основателя этого музея Александра Ермакова следовало бы внимательно изучить его коллегам из районов Воронежской области. Чем, в конце концов, наша Рамонь или Новоживотинное хуже?

Когда мы вернулись из Ивановки в Борисоглебск, уже стемнело, но на главной городской площади как раз начал собираться народ, чтобы стать зрителями большого концерта – кстати, с участием и уже упомянутого «Червлёного яра».

Участники, трогательно волнуясь, читали стихи о России и любимом городе, исполняли песни о тихом Доне и тёще. Слушатели всех принимали тепло, реагируя на искренность и не обращая внимания на какие-то стилистические изъяны. Некоторые бардовские сочинения, похоже, уже стали местными хитами, судя по тому, как дружно подпевали зрители.

Утром следующего дня кто-то из гостей отправился на экскурсию по историческим местам Борисоглебска, кто-то – на встречу с представителями журнала «Подъём». А в фойе драматического театра имени Н.Г.Чернышевского уже начали сдвигать столы, чтобы за них могли сесть для раздачи автографов поэты, которые привезли свои новые сборники. В их числе – победитель прошлогоднего фестиваля, воронежец Алексей Ряскин.

Собственно, сертификат на выпуск книги и стал для него одной из наград.

– Это мой второй поэтический сборник, и в этот раз я взял большую смелость и сам выбирал стихи. Первый мне помогал составить замечательный поэт и человек, многим помогавший обрести путь в литературу, Станислав Никулин, которого в этом году не стало. Нынешний получился, на мой взгляд, очень неоднородным. Есть в нём и нетипичные для меня стихи, и те, которые я люблю, и те, которые можно назвать экспериментальными. Мне за эти стихи не стыдно.

Вышли новые книги и у Фёдора Григорьева, и у Александра Нестругина из Петропавловки.

После встречи с читателями в библиотеке имени Виктора Кина подоспели в театр к коллективной презентации со своими сборниками и представители «Подъёма» – Иван Щёлоков с Вячеславом Лютым. За автографами поэтов выстроилась очередь, как за дефицитом в советском магазине, и всем желающим стихов на этот раз, увы, не хватило. Всё-таки нечасто встретишь столь материальное свидетельство любви к поэзии.

У большинства же нынешних участников фестиваля собственные книги – пока впереди. Но уже сейчас многим из них фестиваль помог. Наверняка, и новые стихи родились благодаря борисоглебским впечатлениям.

Гран-при в номинации «Поэзия» в 2011 году снова получил Алексей – на сей раз Алексей Шевченко. Родился и как поэт состоялся он в Россоши. Закончил Воронежский государственный педагогический университет, учительствует в Москве. Выходя на сцену за наградой, он признался, что прежде в подобных поэтических смотрах не участвовал, для него конкурсы не были самоцелью.

Мне же Алексей потом рассказал, что о существовании этого фестиваля узнал случайно: кто-то из друзей – причём не россошанских, а московских, прислал Интернет-ссылку.

Сборник, который Алексею как лауреату предстоит издать, у него, кстати, уже собран.

– Фестиваль прошёл замечательно! – поделился со мной своим мнением Алексей Ряскин, когда отшумел праздник. – Заметно развитие по сравнению с прошлым годом. Повысился уровень стихов.

Возраст участников, кстати, посолиднел. Хотя победил, как и в прошлый раз, молодой человек. И это здорово, что организаторы обращают внимание и стремятся помочь молодым дарованиям.

– В Воронежской области это один из самых сильных поэтических турниров. Я бывал, например, на «Оскольской лире» – оказалось, по организации борисоглебский фестиваль на уровень круче. Удалось послушать, чем занимаются коллеги, в том числе сверстники. Это огромный опыт, хороший толчок и для собственного творчества. Приеду домой – и над многими вещами задумаюсь, – признался молодой воронежский поэт Родион Прилепин – один из авторов, чьи стихи были высоко отмечены на борисоглебском смотре словесности «Во славу Бориса и Глеба».

* «Коммуна», №120 (25748), 11.08.11г.

Виталий Черников


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"