На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Информация  
Версия для печати

Судьба школы Николая Костомарова

Открытое письмо митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому Сергию, губернатору Воронежской области Алексею Гордееву.

Уважаемые Владыка Сергий и Алексей Васильевич!

В селе Юрасовка Ольховатского района есть примечательное здание старинной школы. Построена она была в конце девятнадцатого века по завещанию и на средства нашего знаменитого земляка Николая Ивановича Костомарова.

Это известный историк, этнограф, писатель, уникальный мыслитель XIX века. Его имя стоит в одном ряду с такими столпами отечественной исторической науки, как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский.

Создание трудов, освещающих малоизвестные страницы прошлого, всегда оставалось главным делом в жизни Н.И. Костомарова. Но своей задачей учёный ставил не скупое изложение найденных в архивах сведений, а воссоздание яркого, образного, «живого прошлого», доступного и понятного каждому читателю.

По единодушному мнению современников, Костомаров распространил исторические знания так широко, как никто до него. Работы учёного «читали с увлечением даже и те, кто никогда на своем веку не развернул ни одной книги по русской истории». Настольной для многих стала его «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей».

Костомаров с детских лет и до глубокой старости был верующим, православным человеком, убеждённым гуманистом, не приемлющим жестокость, насилие, кровопролитие. Ратовал за равноправие всех народностей и рас, за свободное и независимое развитие всех славянских народов.

Детство будущего историка прошло в воронежской слободе Юрасовка, где украинские и русские народные традиции тесно переплелись. В зрелом возрасте он вполне мог видеть в своём рождении в русско-украинском пограничье Божий промысел, предопределивший связь дальнейшей его судьбы, как с Россией, так и с Украиной.

Творческое наследие Н.И. Костомарова преодолело рубежи Российской империи, снискало общеславянское признание, вошло в сокровищницу ценнейших достижений мировой культуры. В 1967 году 150-летие со дня рождения учёного по решению ЮНЕСКО широко отмечалось во всем мире. В России в последнее десятилетие издано наиболее полное собрание сочинений историка (в 18 томах). В Украине вышли две обширные энциклопедии жизни и творчества Н.И. Костомарова (на русском и украинском языках).

Николай Иванович до последнего часа не забывал родную, затерявшуюся в Чернозёмных степях слободу. Ей он завещал свои сбережения на учреждение народной школы. Спустя девять лет после кончины историка, в 1894 году, в селе построили добротный кирпичный дом под крытой железом шапкой-крышей. Новоселье в нём справило училище Министерства народного просвещения, названное именем Н.И. Костомарова. Столетие школа была родимым домом для многих поколений сельских ребят. Но построили новую школу, а старая осиротела.

К началу двадцать первого века старокирпичное строение, где стены – как в крепости, чуть ли не в метр толщиной, превратилось в дом без окон, без дверей. А это единственный в округе, свидетель давней эпохи. Здесь поселилось запустение. Хозяевами стали тут дождь-снег с ветрами. Они довершали разорение. Гибнущий дом удивлённо глядел на село широко раскрытыми пустыми глазницами окон и словно не понимал: неужели он стал бельмом в сельском глазу, неужели земляки хотят, чтобы на его месте быстрее остались лишь развалины?

Случись это, и уже ничто не будет напоминать о том, что Юрасовка – особенное село, родина известного человека.

Не случилось.

Газетные статьи о доме «без окон, без дверей», напечатанные в воронежских областных газетах «Коммуна» и «Воронежский курьер», были прочитаны в кабинетах власти с пользой для дела. Нашлись в бюджетном кошельке деньги – школу снаружи отштукатурили, покрасили, сменили крышу, вставили новые окна и двери. Старинный особняк засиял «пасхальным яичком». Он не рушится, что само по себе неплохо. Но внутри ремонтные работы приостановились опять на годы. Памятник архитектуры не просто местного или областного – отечественного значения – по-прежнему у всех на виду стоит посреди Юрасовки сиротой. Хотя на завершение его восстановления требуются не такие уж большие средства.

Дело не только в деньгах. Встал вопрос: как должен дальше послужить дом людям? Ранее вынашивалось предложение открыть в нём филиал Острогожского историко-краеведческого музея. Тут же обоснованно высказывались опасения: в глубинке «зарастёт к нему тропа». А здешние жители считают: в селе есть всё: школа, клуб, библиотека. Нет лишь храма, который некогда разрушили на атеистических ветрах. И стояла церковь рядом со старинной школой. Почему бы не передать её епархии и открыть в ней православный молельный дом с мемориальной комнатой, посвящённой историку. Это был бы лучший подарок к приближающимся датам – 195-ти, а затем и двухсотлетию со дня рождения нашего великого земляка.

Татьяна Малютина, кандидат исторических наук, Пётр Чалый, член Союза писателей России


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"