На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Уроки Страхова

Об известном русском писателе XIX века

Николай Николаевич СтраховЭтому выдающемуся русскому философу, литературному критику, публицисту, члену-корреспонденту Петербургской Академии наук принадлежит неоспоримо важная роль в духовной атмосфере России второй половины XIX века. Проблемы, которые интересовали Николая Николаевича Страхова (1828-1896), касались основ человеческого бытия. 175-летие со дня рождения ученого-патриота (эта дата, увы, осталась в тени!) – еще один повод обратиться к его наследию.

Парадоксально, но в наше время стоят те же проблемы воспитания, образования, что и во второй половине ХIХ века, которые пытался решить Страхов. У Николая Николаевича мы находим критику современной ему педагогики, рассматривавшей процесс обучения механически. Учебные заведения, считал Страхов, подобны машине, в которой все задано и рассчитано: определены предметы для изучения, методы преподавания, время для каждого предмета...

В эту машину, "заводимую посредством жалованья и других подобных средств", вводятся, в необходимом объеме, материал, ученики. Через известное время из учебного заведения должны выйти ученики, получившие определенные навыки и знания.

В основе такой педагогики, справедливо считал Страхов, лежит некая концепция человека, в которой "живые души рассматриваются как однородный сырой материал". Она не учитывает индивидуальность каждого учащегося. Кроме того, в этой педагогической антропологии сознание человека рассматривается как пассивный результат внешних воздействий механистического подхода к индивидууму.

Человек же, по мнению Страхова, обладает способностью к саморазвитию, избирательному восприятию внешних воздействий. Это — самое сложное существо в мире. Человек относится к социальной форме материи. Прежде, чем стать членом общества, он должен пройти процесс социализации, сформироваться как личность. Человека необходимо воспитывать, образовывать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество. Сложность состоит в том, что результат трудно предугадать и почти невозможно исправить.

Значительное место в широком спектре научных интересов и направлений деятельности Страхова занимала философия. По его собственной оценке, "философия между науками есть самая высокая и трудная", что объясняется ее особенными свойствами.

Другими словами, именно философия соединяла моменты строгой науки и поэтического вдохновения, что, прежде всего, занимало Страхова — литературоведа, тонкого ценителя художественного слова, друга Фета, Достоевского, Льва Толстого.

С именем Страхова связан тот период в становлении русского самосознания, который был назван почвенничеством. Он обосновывал религиозно-идеалистическое воззрение на мир, неославянофильскую доктрину, антропоцентрическую идею о человеке как центре мироздания.

Период почвенничества был важнейшим, переломным для России. Тогда-то и произошел решающий переход от славянофильства (имевшего огромную духовно-историческую ценность, но еще связанного со “всечеловеческими” иллюзиями) к самоутверждению русского духа на национальной почве. За непосредственное, самое горячее и плодотворное участие в этом повороте Николай Николаевич Страхов ненавистен врагам России по сей день.

Есть мыслители, у которых надо не искать готовых решений, но учиться самостоятельному поиску верных ответов на самые трудные вопросы. Николай Страхов занимает почетное место среди таких мыслителей — подлинных учителей, вечных спутников русского человека на пути к самому себе.

Николай Головкин


 
Ссылки по теме:
 

  • Страхов Николай Николаевич. Биография

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"