На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Резолюция секции «Русская идея в истории и современной литературе»

ХХI Всемирного Русского Народного Собора

Мы, участники секции ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития», понимаем историю, литературу, культуру России и русского народа как целостное явление, сложившееся на основе Православного миросозерцания и миропредставления, положительного опыта духовной, бытовой и творческой деятельности русского народа на протяжении всей своей истории. Мы признаем примат культуры над экономикой и политикой, считаем, что положительно духовно-культурное бытие народа обеспечит его материальное процветание.

Одна из важнейших задач — поддержание традиционных форм вероисповедания, с приоритетным отношением к Православию в качестве духовно- и государствообразующей Веры, ставшей фундаментом созидания государственной идеологии и формирования базовых ценностей русской культуры. Мы признаем необходимость и всемерно развиваем братское единство Православия с традиционными религиями России (исламом, буддизмом и др.) во имя общего процветания российского народа.

Сегодня Собор осуществляет всестороннюю деятельность, направленную на возрождение, сбережение и развитие ценностных, культурно-иерархических нравственных категорий и принципов в общественном сознании. Необходима непримиримая и беспощадная борьба с разлагающей общество всеядностью, смешанностью моральных установок, проповедью “равноправия” мнений и явлений суб- и псевдокультурного рода в отношениях с исторической культурой России.

1. Участники Собора считают необходимым обеспечение твердой государственной политики в области культуры, совершенствование и укрепление государственных и общественных форм поддержания культурной деятельности, всех традиционных и положительных видов творческих объединений деятелей культуры, стремящихся к упрочению духовной целостности и политической монолитности русского общества.

2. Участники Собора считают, что народ обязан отстаивать приоритетное положение русского языка в сложившихся формах употребления, ибо русский язык не только “средство общения”, но и носитель Божественной предопределенности в объединении народов в Российское государство, выразитель смысла духовной, предметно-бытовой и политической общности граждан России.

3. Участники Собора добиваются цензурных ограничений в области культуры, направленных на устранение из произведений литературы и искусства безнравственного, богохульного и порочного содержания. Общество может быть здоровым и иметь перспективы возрождения, опираясь на чистые нормы поведения и высоконравственные образцы художественного творчества.

4. Участники Собора добиваются утверждения в обществе уважительного отношения к опыту отечественной истории и ее наследию. Идея “связи времен”, защита целостности культурного достояния должна быть воплощена в поддержке библиотек и музеев, сохранении архивов, сбережении памятников архитектуры, культурных и этнографических заповедников, всемерном развитии исторической науки и искусствознания. Всемерная поддержка лучшим образцам культурного творчества, воспитывающего народ в духе державного патриотизма и национальной преданности.

 5. Один из самых реальных путей вывода России из системного кризиса — максимальное и скорейшее развитие сферы науки и образования, которые в результате способны превратить нашу страну в ведущую мировую державу. Наука и образование — это отрасли стратегического значения для народа и Российского государства в XXI веке. 

6. Российская система образования (даже в нынешнем ее состоянии) обладает специфическими чертами, свойствами и особенностями, которых нет в образовании других стран. Вполне логично предположить, что эта специфика российского образования является следствием неких глубинных черт национального характера, выработанных в ходе тысячелетней истории русского народа. Акцент в данном случае делается именно на русском народе потому, что именно русский народ во все времена был государствообразующей нацией, составлял большую часть населения России, да и сегодня русские — это 85% всего населения современной Российской Федерации.

7. Для того чтобы Россия смогла осуществить прорыв в области науки и наукоемких технологий, необходимо не просто сохранить, но развить и приумножить национальные особенности российской системы образования. Именно этот фактор способен обеспечить подъем России во всех остальных областях, а вовсе не попугайское подражание системам образования иных стран. Национальные особенности российской системы образования заключаются в следующих условиях:

— Доступность, всеобщность, обязательность и максимальная государственная поддержка. Эти принципы стали завоеванием не одного столетия развития отечественного образования. К примеру, в конце прошлого века (с 1880 по 1897 гг.) годовое количество только учащихся гимназий возросло с 75 до 220 тысяч (почти в три раза!), а к концу века в России было уже более миллиона (!) людей с гимназическим образованием. Причем дети дворян составляли меньше половины гимназистов (и студентов, кстати). В годы Советской власти шло неуклонное увеличение статуса обязательного образования — от начального до десятилетнего. И то, что в последнее время мы год за годом отказываемся от уже достигнутых высот, свидетельствует лишь о болезненном состоянии нашего общества. Полный перевод образования на “рыночные отношения” разрушает систему образования, а, по большому счету, отнимает у государства и народа его будущее.

— Сохранить и развить основное содержание образования. Специалистам в области образования хорошо известно, что ни в одном развитом государстве современного мирового сообщества нет столь глубоких и широких школьных программ по самым важным предметам (история, литература, русский язык, математика, физика, химия, биология и др.), какие во все времена существовали в России. Именно эта многопрофильность отечественной школы и создавала тот необходимый культурно-исторический и научно-методический фон, на котором воспитывались специалисты в разных сферах знания, способные к оригинальным, нетипичным решениям. Ведь человек, обладающий знаниями в разных областях науки, видит зачастую те взаимосвязи явлений окружающего мира, которые недоступны узкому специалисту.

— Особое внимание следует обратить подготовку будущей военной элиты, развивать кадетское образование, принять, наконец, Концепцию кадетского образования в Российской Федерации, поддержать Проект «Большая семья».

8. Участники Собора считают, что сегодня необходимо выработать новую философию образования. Ведь сегодня главная беда и отечественного образования, как системы, и отечественной педагогики, как науки – в отсутствии общепринятых философских и методологических принципов. И эта философия образования должна основываться на базовых, выработанных тысячелетней историей развития России, ценностях. Тех ценностях, которые олицетворяют собой архетипические черты российского общества в целом и русского народа, в частности. Ибо главная задача новой философии образования — возвращение в нашу жизнь великого духовного смысла бытия. Это можно осуществить только в русле православного вероучения и с опорой на лучшие достижения русской культуры.

Мы предлагаем три главных принципа новой философии образования:

— Православное миросозерцание, как методологическая основа и системы образования, и педагогики, как науки. В данном случае подразумевается, что Православие — это не просто один из предметов обучения. Все предметы преподаются, как осмысленные сквозь призму православного миросозерцания. При этом, предмет под условным названием “основы православного вероучения” вполне может преподаваться и как отдельный предмет. Более того, вполне возможным, и даже необходимым видится преподавание основ и истории иных религий, но осмысленных с позиций православной методологии.

— Патриотизм, любовь к Отечеству, идея служения Отечеству. Россия по своей природе, географии, истории, складу народного характера — великая держава. Поэтому в общественное сознание и, в частности, в философию образования необходимо возвратить идеал Великой России, великого Отечества, как одну из составляющих общего понятия великого смысла бытия и как высшую ступень выражения коллективистского, общинного характера русского сознания.

— Идеал свободной, нравственно ответственной личности. Истинно свободная личность лишь та, которая понимает пределы своей свободы. Следовательно, настоящая свобода начинается только тогда, когда человек знает о существовании неких очень жестких границ, которые он не имеет право переступать. Границы эти были сформулированы в Десяти заповедях — Божественных правилах человеческого общежития, и Заповедях блаженства, которые принес людям Спаситель, даровавший и “новую заповедь”: “Да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга... Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Иоанн. 13:34; 15: 13). Нравственные заповеди, заложенные Господом в сердце человека, в русском консерватизме всегда считались источником цельности человека. Все остальные свойства человека, в том числе и разум — воспринимались как продолжение его нравственной, Божественной сущности. И недаром русская религиозно-философская мысль с древних времен придерживалась восходящего еще к отцам церкви учения о наличии свободы во “внутреннем человеке” на его спасительном пути к Богу под действием Благодати Святого Духа. Обоснованием подобного понимания сути человеческой свободы стали евангельские слова: “И познаете истину, и истина сделает вас свободными” (Ин. 8:32).

Участники Собора видят будущее России и русских людей в сильном государстве единой многогранной культуры, ясно и всесторонне выражающем весь исторический опыт духовного созидания. Но сила и дух великого духовного и культурного наследия предков должны быть дополнены современным опытом русской жизни в положительном и созидательном смысле ее содержания.


Москва, Комсомольский проспект, д. 13,

1 ноября 2017 года

Пресс-служба Союза писателей России


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"