На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Резолюция секции «Язык и литература: история и современный русский мир»

XVIII Всемирного Русского Народного Собора

Мы, участники секции XVIII Всемирного Русского Народного Собора «Язык и литература: история и современный русский мир» отмечаем, что в канун Года литературы что-то изменилось, происходит что-то очень важное...  Люди внезапно повернулись к  традиционным ценностям, к патриотизму, к классике – чувствуется, что есть такая потребность в настоящем (в подлинном), люди вдруг смутно ощутили, что это столпы, которые нас держат.

«Патриот» – это уже не ругательство, классика – уже не «отстой».

Но всё подлинное продолжает уничтожаться. Вначале, в 90-е – открыто  и яростно, по-шариковски,  а теперь умно: на словах «подымают», но на самом деле продолжают добивать, подменяя подлинное какими-то ужасающими суррогатами (в литературе, театре, опере и пр.).

Нам говорят: классику современный человек не может воспринять иначе, как в каком-то «модном»  (читай, «извращённом»)  виде. Финансирование может получить только «креативный» Пушкин, «просто Пушкина» читатель/зритель не воспримет, как нас убеждают.

Почему не воспримет? Потому что делают всё, чтобы не воспринял.

Начинается это со школьной скамьи. Нам всё чаще говорят: нельзя читать классику в 15-16 лет – в этом возрасте такие сложные вещи воспринять невозможно, их надо минимизировать в школьной программе или давать как-нибудь «креативно». Но Рэмбо умер в 17, а Лермонтов – в 27 – почему ТАК писать, будучи, собственно говоря, подростком, было можно, а читать теперь в том же возрасте это уже нельзя?

Почему современный молодой человек к этому возрасту оказывается не в состоянии воспринять те сильнейшие впечатления, которые способны подарить ему высочайшие творения литературы, – вопрос отдельный.

«Классика» продолжает являться синонимом «устаревшего». И от всех тщательно скрывают – на сокрытие этой тайны тратятся огромные деньги! – что на самом деле, классика – это вершина, до которой уровень современной культуры просто не состоянии доползти. В 90-е говорили: «Не больно-то и нужно!»,  а теперь – как не признать, нужно…,  но проще и доходнее приспустить её вниз.

Вот и приспускают, называя охранителей подлинной культуры ретроградами, бесполезными и случайно заглянувшими в нынешний век. (У них, «бесполезных», отбирают средства к существованию, направляя миллионы тем, кто умеет качественно «приспустить»).

По большому счёту, это война, которая теперь ведётся очень по-светски – теперь Пушкина уничтожают под лозунгом «Пушкин наше всё».

Идёт оно – неприметно, помаленьку. Вначале, к примеру, голых Руслана и Людмилу подавали только в Большом, Мариинка держалась «стойким оловянным солдатиком».  Теперь уже и в Мариинке появился «Онегин», которого критики в рецензиях обозначили как «секс в яблоках». Не забудем, и во МХАТе им. А.П. Чехова влюблённая Татьяна валяется на сцене, суча ногами и наигрывая при этом на гармони. Примеров несть числа.

В результате, вместо того чтобы поддержать культуру, историю, её подсекают под главный корень, – говоря словами Розанова – лишают человека того абсолютного, «что он способен всем сердцем своим, или сознанием понять как единственное для себя ценное».

Зрителя, читателя приучают к суррогатам, которые этого абсолютного лишены по определению.  Это очень опасно – тот же Розанов считал, что без этого не может продолжаться история.

Но всё происходит сегодня исподтишка – у Союза писателей не отберут здание в открытую – просто попросят съехать на время ремонта…, а там предложат заместо ненужных писателей креативный проект.  В Год литературы не будет недостатка в ярких событиях – фестивали, выставки, конкурсы и ярмарки…,  только, как решили, не будет больше Союза писателей.

Метафора нынешнего времени: в Год литературы Шолоховский центр собирались заменить ПЕН-центром.

Музей Максимилиана Волошина хотят сделать «курортом для богатых» …

К чему приведёт эта линия, которую проводят так последовательно –  постепенно отвоевывая пространство классики и заполняя его «безвоздушным (бездушным) пространством»? 

К изменению нашего культурного кода. Что это значит для России и для её мощи? Казалось бы, Далила всего-то обрила Самсону голову…

Этого не случилось в советское время, но это происходит сейчас, неприметно для многих – в том-то и хитрость, и сложность ситуации. С этим надо что-то делать.

Делать не только потому, что ещё чуть-чуть, и будет поздно. А ещё и потому что  – что-то такое сделала сегодня с русскими душами Украина – сегодня голос охранителей русской культуры могут услышать.

Участники Всемирного Русского Народного Собора считают необходимыми следующие меры:

– Прекратить бездумное копирование европейских стандартов образования, репертуарной и издательской политики, не отвечающих традициям национальных интересов.

– Рекомендовать включить подлинный классический компонент в стандарты и программы по литературе и русскому языку в России, основываясь на традициях отечественного образования XIX-XX вв., увеличить в школьных курсах количество часов и материала, посвященного изучению классической русской литературы и литератур народов России.

– Отмечая Год литературы, не превращать его в год монополистов книжного рынка, которые ни коим образом не связаны с процессом творчества;

– Подготовить на всех уровнях достойную встречу 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, юбилея М.А Шолохова, 250-летия со дня кончины М.В. Ломоносова не на региональном уровне, как это было с 300-летием со Дня рождения нашего национального гения, а на общенациональном, как основоположника нашей академической истории, грамматики и классической поэзии.

– Правительству и депутатам Государственной Думы РФ в рамках Года литературы изменить свое отношение к традиционной культуре страны, которую они представляют, и принять необходимые правила для защиты традиционных ценностей в школе, театре и кино, оказать нормальную экономическую поддержку школам, творческим союзам и театрам, что стоят на защите национальной культуры. 

Пресс-служба Союза писателей России


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"