На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Строили коммунизм, а построили Россию

Выступление на секции XХII Всемирного Русского Народного Собора «Литература подвига — залог единства народов»

Когда мне предложили написать к столетию ВЛКСМ книгу «… но чтоб не обычный свод имен, дат, орденов Комсомола, цитат – а в твоем «перезагрузочном» стиле» – я заново перебрал список своих бесед. Отправной точкой стала малоизвестная оценка роли комсомола в Великой Отечественной войне, переданная в 1972г маршалом Г.К. Жуковым Валерию Николаевичу Ганичеву, в то время директору издательства «Молодая гвардия». Маршал был в опале, но потому – более волен в оценках, не связан выверенными тезисами. И как рассказал мне В.Н. Ганичев, «Свой главный вопрос Маршалу Победы я тогда всё ж задал:

Георгий Константинович, так почему мы все же победили?

Члены делегации навестившей Маршала Победы были от постановки вопроса в ужасе: «Что значит – почему?» Да еще с такой приставкой: «всё же»! Возможный ответ тогда был один, утвержден заранее: «Руководящая роль партии. Передовой социалистический строй»…

Но Жуков тогда задумался, очень надолго… наконец ответил:

Да… вопрос! Действительно, почему? Немецкие генералы – лучшие. Мы у них учились. Прусские офицеры – военная косточка, каста отборная. Немецкий солдат приучен воевать и побеждать… Но мы победили… потому что у нас был хороший, идейный молодой солдат!»

Маршал имел ввиду молодой рядовой-сержантский состав нашей армии, в большинстве воспитанников комсомола, насчитывавшего в 1940г – 10,3 млн человек…

А рассказывая об Ударных комсомольских стройках, Студенческих Строительных Отрядах вспомнил давнюю беседу с философом Александром Зиновьевым, его знаменитую констатацию: «Це­ли­лись в ком­му­низм, а попали в Россию». Так сокрушенно он выразил итог долгой антисоветской борьбы некоторых сограждан и, до момента прозрения в эмиграции, своей в том числе. Помню, как беседуя с настоящим философом и сам становишься «микро-Сократом, толичку Платоном», настраиваешься на философское: «познай себя». И вместо подбора какого-нибудь лихого вопроса: «А с тем прицелом-выстрелом по коммунизму: вышел недолёт или перелёт?» – задумываешься. Как трудно бывало порой отделить одну «цель» от другой.

Ведь нельзя было обойти и критику тех строек, «трудовых вахт». Например, Егор Гайдар: «Байкало-Амурская магистраль – характерный пример социалистической «стройки века». Дорогой, масштабный, романтический. Подкреплённый всей мощью советской пропаганды, экономически абсолютно бессмысленный».

Доказывать, что БАМ ныне – столп страны, кормилец, в том числе Москвы со всеми населяющими её экспертами, политологами… сегодня уже наивно, слишком легкодоступный факт. Знакомые студенты МИИТа 1970-х строившие БАМ, сегодня разрабатывают и реализуют на его основе план «Восточный полигон», один из главных экономических моторов России 21 века.

В принципе понятно: критикам не нравился комсомольский, коммунистический антураж, «красные знамена» над теми стройками… Если Днепрогэс, БАМ подавались как «шаги к победе коммунизма», а её, как известно, не случилось, то – «абсолютно бессмысленно». Тут мне и вспомнилась теза Зиновьева. Переиначив её: «Строили коммунизм, а построили Россию» – я получил некую логическую закольцованность с исходником. Так и назвал главу своей книги.

Поправка: география тех Строек охватила не только Россию – все 15 республик В Средней Азии: гигантские ГЭС, Канал им.Ленина, зазеленевшая Ферганская долина. Прибалтика (Ново-Таллиннский порт), Украина (практически вся), Грузия, Азербайджан, Армения… Какие бы лозунги, портреты там не развешивали на стенах, сами стены до сих пор: «Made in USSSR», так что цельтесь точнее!

Лично побеседовать мне довелось с участниками двух крупнейших комсомольских строек – выстроивших современную Россию. Север Западной Сибири («Тюменский Север») – стал сырьевой и финансовой* опорой социалистического лагеря, «Варшавского договора», СССР, сегодня – Российской Федерации. Здешние примерно 500 нефтяных, газонефтяных и нефтегазоконденсатных месторождений, содержат 73% текущих разведанных запасов нефти России, 60% всего сырьевого потенциала России.

Без сибирского нефтегаза, сегодня многие весьма успешные москвичи: журналисты, политики, политологи, аналитики, маркетологи… оказались бы – в той же Молдавии, с топорами, лопатами и метлами в руках… в Нью-Йорке – за «баранкой» таксомотора.

В Тобольске, где когда-то собирался, сортировался, хранился Ясак всей Сибири (пушнина, треть государственного бюджета и главный экспортный товар России), был построен, в том числе Аркадием Елфимовым, впоследствии главой города, ныне крупным издателем – Тобольский нефтехимический комбинат – крупнейший в мире комплекс по переработке углеводородов (суммарная мощность газофракционирующих установок сегодня 6,6 млн. тонн в год)…

Геннадий Иосифович Шмаль первый секретарь Тюменского обкома ВЛКСМ, Юрий Константинович Шафраник впоследствии министр топлива и энергетики РФ – из поколения комсомольцев строителей «Тюменского Севера».

В истории было два сравнимых по масштабу «нефтяных бума»: в США и странах Персидского залива. Но западносибирский проходил в неизмеримо более сложных природных и климатических условиях и в более сжатые сроки. Абсолютно несравнимой была и логистика. Броски магистральных нефтепроводов "Дружба" и "Дружба-2", газопровода Уренгой-Помары-Ужгород подали западносибирские углеводороды в Европу.

Сибирские морозы, летние тучи гнуса, тысячекилометровые болота, жизнь в балках и землянках. Молодежь приезжала из республик Поволжья, Северного Кавказа, из Азербайджан, традиционных районов нефтедобычи, и из областей, где о нефти едва слыхали. Не выдержав уникально тяжелых условий, уезжал каждый третий, но оставшиеся выполнили сверхзадачу страны. Составили особую касту строителей, нефтедобытчиков. Начальниками управлений становились люди 25-27 лет, управляющими трестами – в 30-35.Население Сургута менее, чем за два десятилетия выросло с 6 до 250 тысяч человек. Ноябрьска – с нуля до 100 тысяч.

 

Возвращаясь к гайдаро-охаянному БАМу нужно сказать о знаменитом Московском Институте Инженеров Транспорта, в прошлом – Императорском училище. Ныне это Российский Университет Транспорт, один из мировых лидеров транспортного образования.

Стройотряды МИИТа начали работу на БАМе в 1972году – за два года до того, как о нем узнала страна. Секретарь комитета ВЛКСМ МИИТа Борис Лёвин (ныне ректор) и командир стройотряда преподаватель МИИТа Эрнст Спиридонов – из самых первых его строителей. Удивительно, как в конце 1990-х, в период возрождения ВУЗа, пересеклись темы, комсомола, возрождения практики стройотрядов и… религии!

Летом 1997 г. по личной просьбе митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, ранее – выдающегося студента МИИТа был организован студенческий строительный отряд, который на добровольных началах принял участие в восстановлении Иосифо-Волоцкого монастыря. В развитие первой инициативы было сформировано еще шесть студенческих отрядов, общей численностью более двухсот человек, работавших на объектах Московской железной дороги, ремонте студенческих общежитий. В октябре 1997 года на совещании ректоров университетов железнодорожного транспорта по инициативе МИИТа была создана учебно-методическая комиссия МПС РФ по воспитательной работе, руководитель – профессор МИИТа А.А.Выгнанов. В течение нескольких месяцев удалось восстановить многие эффективные формы работы, накопленные комсомольскими организациями вузов.

МИИТ стал инициатором возрождения студенческих отрядов в России. Было направлено соответствующее обращение Правительство Москвы, и в 1999г по случаю 40-летия движения в Государственном киноконцертном зале «Россия» был проведён Всероссийский слет ССО.

Именно так трудами Митрополита Питирима, преподавателей МИИТа восстановилась важная форма воспитания студентов, и шире – преемственность поколений, строивших коммунизм, а построивших Россию.

 

* Одна из форм поддержки друзей по соцлагерю: поставляемую по нефтепроводам «Дружба», «Дружба-2» западносибирскую нефть они получали по самым «дружеским ценам» (рассчитываясь не валютой, а своими товарами) – и с правом перепродажи в Западную Европу.

Игорь Шумейко, писатель, историк


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"