На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Да храни самобытный язык!

Выступление секции «Язык и литература: история и современный русский мир» XVIII Всемирного Русского Народного Собора

Всё, что сказано было на секции о ситуации с нынешней системой образования, с преподаванием в школе литературы и русского языка, с состоянием русской школы в целом, не просто волнует, а отзывается в сердце болью, потому что понимаешь: не будет исправлена эта ситуация, будущего у России нет. А какое будущее у нас, пишущей братии, когда человек читающий становится редкостью? В лучшем случае грядущим поколениям понятны будут разве что примитивные тексты в комиксах, а труд прочитать русскую классику окажется неподъёмным. Разве не преступлением было уничтожение школ в деревнях в последние годы? Почему при советской, столь ненавидимой либералами и демократами власти, школы открывались в маленьких деревеньках для нескольких детей? Многие великие советские учёные, военачальники, писатели учились в таких школах. Мы каждый год говорим об этой беде, а ничего не меняется. Вопросы, которые задаём, становятся риторическими. Их никто не слышит.

Второй год наша писательская организация реализует проект «Видеоэнциклопедия “Литературный Север”». Это циклы видеосюжетов о ныне живущих поэтах и прозаиках. В этом году был снят цикл о поэтессах Архангельского Севера. Мы сняли шесть сюжетов, и четыре из них – о жительницах северной глубинки. Героини рассказывают о своём детстве, о родителях, об учёбе в школе. Вот поэтесса Татьяна Полежаева с восторгом говорит о годах учёбы в леспромхозовской школе, о великолепных учителях, которые преподавали в ней. А откуда у мамы поэтессы Галины Рудаковой (Галина родилась в деревне Кургомень Виноградовского района) такая любовь к литературе? Мама по профессии зоотехник. «Вечером, перед сном, мать обязательно читает, обычно “Роман-газету”. А чтобы я не скучала, читает вслух… Бабушкины песни и сказки, мамино чтение (а я просто заслушивалась) заронили в душе любовь к слову. Вот мама два вечера подряд читает бабушке вслух роман “Евгений Онегин”. Я с интересом слушаю, и в памяти навсегда останется “Сон Татьяны”…». Это отрывок из книги воспоминаний Галины Рудаковой «Бабушкины обереги». А где мама училась? В сельской школе, после школы – учёба в сельхозтехникуме. В доме – шкаф с книгами. Выписываются журналы. Бабушкины песни, сказки, удивительная северная говоря и мамино чтение, – всё это ложится на благодатную почву. И вот появляется на свет Галина Рудакова – «русская крестьянка и большой русский поэт», как написал о ней Юрий Линник (Петрозаводск).

 

Осеннего солнышка взгляд отрешённый,

Да тучи, что движутся медленным стадом.

Мы с мамой жнём жито и ставим суслоны,

И полнится сердце покоем и ладом.

 

Откуда она, красота неземная? –

Ведь голы поля и обкошены склоны!

По этой земле, что такая родная,

Идём, отдавая земные поклоны.

 

Срезаем серпом золотые колосья,

Наклонно снопы прислоняем друг к другу.

Под крышей они, словно братья и сёстры,

Обнявшись, стоят после долгой разлуки.

 

И мама под шорох жнивья напевает

(Хоть редко теперь её вижу весёлой)…

И поднята ветром пернатая стая

Под неба осеннего скомканный полог.

 

Напоминаю, что почти все героини видеосюжетов и родились и живут в деревнях. Например, дом, где с детства и по сей день живёт Ольга Корзова, поэт, хорошо известный за пределами нашей области, до четырёх месяцев в году может быть отрезан от большой земли. На лодке, единственном транспорте, в эти месяцы через реку не перебраться. Но, живя в маленькой деревеньке, Ольга Корзова ощущает себя полноценным гражданином своей страны. Её знаменитое стихотворение «Да, может быть, в стране моей содом…», которое можно прочесть на многих сайтах, говорит о мировоззренческой зрелости поэтессы, о её глубоком видении происходящего в России. С любовью вспоминает поэтесса о детских годах, которые прошли в окружении книг (домашнюю библиотеку начал собирать ещё дед, мать продолжила). А теперь всё чаще слышишь: «Что вы, мы дома книг уже не держим!»

 «Сами пишем, сами издаём, сами читаем», – эти горькие слова Ангелины Прудниковой, прозвучавшие в видеосюжете о поэтах города Северодвинска Архангельской области, увы, во многом соответствуют действительности. Не писать писатель не может, издать книгу – с трудом порой, – но возможно. Но если исчезает читатель, для кого писать? Для горстки таких же пишущих единомышленников? Чтение «модных» книг, на раскрутку которых брошены большие деньги, – не показатель.

В этом году совместно с областной научной библиотекой имени Н.А. Добролюбова мы провели вечер «Разноцветье поморской говори», на который собрались писатели из разных районов Архангельской области, хорошо знающие местные диалекты. Присутствовали, конечно, и героини видеосюжетов из цикла «Поэтессы Архангельского Севера». Скоморошины, сказки из репертуара северной сказительницы Марьи Дмитриевны Кривополеновой прозвучали в исполнении фольклорного театра «Сузёмье». Участники вечера рассказывали о своём детстве, о бабушках, хранительницах северной говори, читали свои произведения, в которых удивительные «бабушкины» слова переливались речным жемчугом.

Но под конец вечера выступила Ольга Корзова, о которой я говорила выше. После большого перерыва возобновились занятия в начальной школе. В классе несколько детишек. Ольга с радостью снова пошла работать. Зашёл разговор о Пушкине. Никто из детей не мог вспомнить, как зовут нашего великого поэта.

В последнее время, выступая в школах, я частенько начинала встречи с чтения своих любимых И.Бунина, Н. Лескова, И.Шмелёва, В.Никифорова-Волгина... Кстати, когда активно обсуждались пляски девиц в храме,  читала рассказ «Солнце играет» В.Никифорова-Волгина и очень жалею, что не звучал он в те дни повсеместно. Что-то, может быть, и прояснилось в некоторых головах. Помню, читала в 11 классе «Холодную осень» Бунина. Слушали на одном дыхании. Рассказ ребятам не знаком. Молоденькой учительнице тоже.

В Архангельске когда-то был Педагогический институт, альма матер многих наших северных литераторов, с замечательными традициями, с великолепными педагогами. Теперь его нет. Прошли преобразования, теперь у нас университет. Специальность «учитель русского языка и литературы» то теряется в списки второстепенных специальностей, то в приказном порядке на неё просят обратить внимание руководства вузов. Может быть, в Министерстве образования и сами не знают, что делать? Может быть, мы должны радоваться, что дети ещё помнят фамилию поэта – Пушкин? Ну, знание имени для особо одарённых.

И всё же завершить этот небольшой доклад хочу стихотворением Галины Рудаковой, окончившей в советское время восьмилетку в деревне Топса и десятый класс в селе Рочегда Виноградовского района, зоотехникум в Нарьян-Маре, проработавшей многие годы в колхозе ветеринарным фельдшером, матери пятерых детей, жительницы деревни Ичково Холмогорского района Архангельской области:

 

Север

 

Север. Русло холодной реки.

Здесь неволи душа не приемлет.

Здесь и чудь уходила под землю,

Оставляя свои городки.

 

Когда ты принимал в свой чертог

Новгородцев – ушкуйников ушлых.

Если кто и хранил твою душу,

То какой-то языческий бог.

 

Север. Глушь староверских скитов:

Не свобода – так самосожженье.

Здесь и речки уходят под землю,

Чтоб укрыться от зимних оков.

 

Здесь свобода от царских вериг,

Здесь и пристань отступникам Божьим –

Средь лесов, средь холмов бездорожных,

что когда-то оставил ледник.

 

Ты куда нас, судьба, завела?

Кто владеет сегодняшним миром?

Не остаться б на карте пунктиром…

Здесь вот речка… когда-то была…

 

Север, звучен ветров твоих зык!

Ни к чему тебе самосожженье!

Начинай же своё возрожденье

Да храни самобытный язык!

 

«Она (Галина Рудакова) не любит идиллий и буколик – в её стихах много горькой правды. Но много и света! Он бьёт из двух источников: это сказочное прошлое – и это чаемое будущее.

Оно есть у России.

В этом меня убеждает поэзия Галины Рудаковой» (Юрий Линник).

Елена Кузьмина


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"