На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Изучение исторического и культурного наследия Древней Руси

Выступление на секции XXIII Всемирного Русского Народного Собора в Союзе писателей России

В Институт славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина (ИСК) в 2016 году в связи с оптимизацией высшего образования была реорганизована Государственная академия славянской культуры. При поддержке администрации Университета Институт славянской культуры сохраняет основные концептуальные положения образовательной программы Академии, обращенной к духовным истокам единства славянских народов.

Подготовка по специальности «Теория и история искусств» была открыта в 1994 году в соответствии с действующим на то время образовательным стандартом. В рамках составленного на его основе учебного плана будущие историки искусства изучали все разделы истории мирового искусства и его теоретические основы. В соответствии с общей концепцией образования и воспитания много внимания уделялось раскрытию духовных основ русского и славянского искусства. В связи с этим в учебном плане была сформирована система предметов и программ, в совокупности раскрывающих все аспекты изучения исторического и культурного наследия Древней Руси, заложившего основы духовности русского искусства в последующие времена.

Среди предметов данного цикла студентам читались теоретические курсы, такие как «Библейская археология», «Раннехристианское искусство», «Искусство Византии», «История живописи Древней Руси», «История древнерусской архитектуры», «Иконография», «Современная икона», «Основы реставрации темперной живописи». Также студенты два семестра занимались практическим изучением технологии иконописи в курсе «Основы иконописи». Полученные знания дополнялись факультативными занятиями «Иконопись и реставрация темперной живописи» и «Певческая культура Древней Руси». По древнерусскому искусству студенты писали курсовые и семинарские работы, успешно защищали дипломы.

Абитуриенты, поступавшие на данную специальность, сдавали экзамены по русскому языку и литературе, иностранному языку и истории России. Экзамен по истории России включал  вопрос по истории русского искусства. Таким образом, первокурсники были, в основном, подготовлены к восприятию достаточно сложных проблем истории искусства и, главное,  древнерусского искусства.

С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. Зачисляя абитуриентов на первый курс на основе полученных ими баллов ЕГЭ, преподаватели не имеют представления об уровне их подготовки в области искусства, так как предмета «История искусства» в школах нет, а «Мировая художественная культура» преподается далеко не в каждой школе и уровень преподавания по данной дисциплине оставляет желать лучшего. Поэтому в большинстве случаев студенты совершенно не готовы к восприятию истории искусства и пониманию основных проблем, которые рассматривает искусствоведение. К тому же большая часть молодежи далека от правильного понимания духовных традиций и древнерусского искусства.

После 31 декабря 2010 года большая часть вузов перешла на двухуровневое образование и квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских высших учебных заведений в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами. Таким образом, все базовые знания, необходимые для будущего искусствоведа, студенты должны освоить за положенные бакалавру четыре года вместо пяти лет в специалитете. Рассчитывать на последующее обучение в магистратуре не приходится, потому что в магистерской программепредполагаетсяузкая специализация в соответствии с авторскимипрограммами, что очень важно и интересно для будущих искусствоведов, но не компенсирует недостаток базовых знаний историка искусства накапливающийся за четыре года обучения в бакалавриате. В этой системе двухуровневого образования особенно страдают предметы, связанные с рассмотрением духовных и философских вопросов искусства.

В учебном плане бакалавриата по направлению «Теория и история искусств» набор изучаемых предметов остался таким же, но уменьшилоськоличество часов, отведенных на изучение предметов, поэтому отдельные важные темы преподаватель вынужден давать студентам в сокращенном варианте. В Институте славянской культуры эти недостатки компенсируются за счет мероприятий дополнительного образования, проведение которых было организовано и расширено в последние годы.

Большое значение для возрождения интереса молодежи к христианским традициям и формирования нравственной атмосферы в учебном заведении в целом, что очень важно при изучении духовности в искусстве,имеет наметившаяся в наши дни тенденция к восстановлениютрадиции создания домовых храмов при светских учреждениях высшего профессионального образования.Эта традиция возниклавместе с формированием системы высшего профессионального образования в России и первый домовый храм был открыт в стенах первого в России высшего учебного заведения – Московского университета.  5 апреля 1791 года в круглом помещении правого (восточного) крыла старого здания Университета была освящена домовая церковь во имя св. Татьяны в память дня основания Университета.

Духовным центром Института славянской культуры является домовый храм во имя преподобногоСерафима Саровского, открытый по благословению Святейшего патриарха Московского и  Всея Руси Алексия II 16 февраля 1994 года. Освящение нашего храма было подтверждено Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. В настоящее время духовное руководство храмом осуществляет иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель отдела религиозного образования Московской городской епархии.

В храме многое выполнено руками студентов Института славянской культуры под руководством опытных преподавателей.История создания иконостаса в храме, написание многих икон в домовом храме Института связаны с историей духовной жизни вуза. Особенного разговора заслуживает монументальная композиция на северной стене храма – единственная пока в истории православной монументальной живописи композиция – уникальная роспись «Собор славянских святых».  Идея создания подобной росписи возникла в трагические для всего славянского мира дни, в период  интенсивных бомбардировок Югославии натовскими самолетами. Именно в это время по инициативе студентов и по благословению духовного наставника многих студентов и сотрудников архимандрита Иеронима (Карпова) началась работа над росписью.

Основная идея композиции возникла в результате коллективной работы. Она задумана как традиционный собор святых, но имеет и свои особенности. Сама роспись состоит из 27 фигур особо почитаемых православных святых – не только древних, но и недавно прославленных славянских мучеников, исповедников, апологетов.

Во главе первого ряда находится фигура Иисуса Христа благословляющего, которая является духовным центром иконы. Справа от Спасителя расположены особо почитаемые русскими и болгарами святые, жившие в разное время. Ряд возглавляют известные всем славянам русские святые преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

Вслед за этими святыми стоит преподобномученица Великая княгиня ЕлисаветаФеодоровна, убитая в Алапаевске 5 июля 1918 года. Справа от Великой княгини находятся святой праведный Иоанн Кронштадский – великий русский старец, молитвенно поддерживавший всех православных в тревожное для России время рубежа XIX-XX вв. За образом Иоанна Кронштадского следует образ его небесного покровителя – болгарского святого Иоанна Рильского, жившего в конце XI – начале X в. Известный своими молитвенными подвигами, строгим постническим житием, отшельничеством и безмолвием, он стал духовным наставником всего болгарского народа. Рядом с  Иоанном Рыльским изображен Георгий Новый – христианский подвижник XVI века, особо почитаемый у болгар, македонцев, сербов, русских и украинцев, способствовавший духовному единению этих народов.

Первый ряд слева от центра посвящен сербским святым. Его возглавляет святитель Савва, первый сербский архиепископ. Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности.

Еще один сербский святой, представленный в росписи– святитель Петр Цетинский. Святитель не раз ограждал православную Черногорию от турецкого натиска, хранил и защищал свой народ от захватчиков. Великий молитвенник, он вел жизнь строгого аскета, тратя все личные доходы на нужды своего народа, который считал владыку святым еще при жизни.

Слева от Петра Цетинского на росписи находится святой благоверный князь Лазарь Сербский, живший в XIV веке, в то время, когда турки, завоевав соседние страны, готовились напасть на Сербию. Он способствовал объединению страны, заботился о христианском просвещении народа, строил храмы, монастыри и благотворительные учреждения, добился согласия патриарха Константинопольского на введение патриаршества в Сербии. Во время войны с турками в битве на Косовом поле он был ранен, взят в плен и усечен мечем 15 июня 1389 года.

Вслед за ним на росписи идет святой Владислав Сербский, происходивший из династии Неманичей – внук Великого жупана Стефана Немани, родоначальника династии (ум.1200), и племянник св. Саввы, первого Архиепископа Сербского (ум.1237). Правление Владислава (с февраля 1230 по 1239 год, по другим данным с 1234 по 1243 г.) было исполнено как радостями, как и невзгодами для него и всей Сербской земли. Заботясь о внутреннем устройстве вверенной ему территории, король отыскал серебряные рудники в Сербской земле и разработкой их обогатил страну. Вместе со св. Саввой он построил монастырь в честь Вознесения Господня, получивший наименование Милешевского.

Последним в ряду сербских святых находится архимандрит Иустин Попович (1894-1979), богослов, апологет, родившийся и умерший в праздник Благовещения.

В центре второго ряда росписи изображена фигура святителя Николая Чудотворца. Справа от него на росписи расположены русские святые: св. патриарх Тихон (Белавин), священномученик Владимир Киевский, священномученик Серафим (Чичагов), святые равноапостольные князья Владимир и Ольга, св. благоверные князья Борис и Глеб. Слева находятся чешские и моравские святые: равноапостольные Кирилл и Мефодий, равноапостольный ГораздI, священномученик Горазд II, благоверные князья Вячеслав и Людмила Чешские, мученик Ростислав Моравский.

Трое первых святых из правого ряда являются исповедниками Русской Церкви периода гонений в XX веке. Святитель Тихон был возведен на патриарший престол после двухсотлетнего синодального периода в 1917 году в необычайно сложный для России исторический момент. Основными сторонами его служения являлись исповедничество, духовное попечение о спасении вверенного ему православного народа, борьба с обновленчеством, которое грозило церковным расколом.

Священномученик Владимир, митрополит Киевский – первый в длинном ряду погибших за веру Христову в период революции. И именно на день его мученической кончины – 25 января (7 февраля) – приходится ежегодное молитвенное поминовение всех исповедников и новомучеников российских.

Серафим Чичагов (1856-1937) занимает место в сонме новомучеников и исповедников российских. В историю русской святости святитель Серафим вошел, прежде всего, как мужественный исповедник и священномученик.

Вслед за новомучениками и исповедниками идут первые русские святые князья равноапостольные Владимир и Ольга, князья Борис и Глеб.

Значение в истории России личности князя Владимира крестившего в 988 году языческую Русь, святой Ольги (в крещении Елены), бабушки Владимира и первой из русских правителей принявшей христианство, благоверных князей Бориса и Глеба (во святом крещении Романа и Давида) -  первых русских мучеников-страстотерпцев трудно переоценить.

Изображенных слева от святителя Николая святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (24 мая) почитает весь славянский мир, а для студентов и преподавателей Института славянской культурны имена Первоучителей славянских имеютособенное значение.

Рядом с Кириллом и Мефодием (и это символично) стоит чешский святой – священномученик Горазд (Матей Павлик), покинувший лоно католической церкви и посвятивший свою жизнь строительству Чешской Православной Церкви (на положении епархии Сербской Православной Церкви). Под руководством святителя Горазда с 1928 по 1942 год включительно было построено и освящено 14 храмов. Жизнь святителя была полна страданий и завершилась мученичеством за Христа в дни фашистской оккупации[1].

«Собор славянских святых»– этовыраженная в художественных образах молитва о мире, единении и братстве народов.

В домовом храме студенты, даже далекие от православной жизни, могут познакомиться с иконами, устройством храмового интерьера, проникнуться его духовной атмосферой, почувствовать церковное искусство как единую системуотдельных видов искусств, что  будет важно при изучении истории искусства в дальнейшем.

В Институте славянской культуры сложилась традиция в день открытия храма 16 февраля проводить Научно-практическую конференцию «Христианская культура и славянский мир».Христианская культура исторически и типологически является фундаментом европейской цивилизации и важнейшей основой бытия славянских народов. Основными направлениями работы конференции являются следующие темы:сакральная тема в истории славянских культур; роль Святой Земли в культурном развитии славян; духовные ценности Афона в русской, славянской культурах; святыни Афона в духовной истории Москвы; традиция основания домовых храмов в России и славянских странах; преподобный Серафим Саровский в культуре и искусстве России; духовные традиции воспитания молодежи; образование как сохранение идентичности и национального самосознания в русской и славянских культурах; современная культура России и славянских стран: новаторство или традиции?  Основная задача конференции – активизировать усилия для сохранения христианских основ культур славянских народов,  для воспитания в христианских традициях молодежи и подрастающего поколения, для сохранения их идентичности в условиях нивелирующего действия современной глобализации.Студенты обязательно привлекаются к участию в работе конференции как слушатели, а в 2019 году несколько студентов стали участниками, выступив с хорошими содержательными докладами.

Определяющее значение в формировании менталитета славянских народов оказало духовное и культурное общение со Святой Землей (Палестиной). В связи с этим одним из важнейших направлений научной работы Института является подготовка и проведение ежегодного, начиная с 2011 года, круглого стола «Святая земля в славяно-русской традиции». Во время проведения круглого стола предлагаются к обсуждению следующие актуальные вопросы: роль Святой Земли в культурном развитии славян; разные пути приобщения славянских народов к христианству; основные вопросы изучения раннехристианского искусства; деятельность ИППО и РДМ на Святой Земле, непреходящая роль создания «Русской Палестины»;деятельность архимандрита Антонина (Капустина);топография и святые места Палестины в культуре и искусстве славянских стран;образ града Иерусалима в культуре славян и Руси; Новый  Иерусалим под Москвой как трансляция Святого града на Русскую землю;Святая Земля в её культурно-историческом и духовном развитии; трансляция образов Святой Земли на культуру христианских стран, их отражение в различных видах искусства;паломничество на Святую Землю в историческом, духовном и культурном аспектах;традиционные промыслы народов Палестины в контексте влияния христианской культуры.В последние годы участниками круглого стола стали также наши студенты, выступившие с интересными докладами. По результатам конференций издаются сборники докладов, рецензируемые в базе РИНЦ.

Установленная с момента создания Государственной академии славянской культуры в 1992 годутрадиция проведения ежегодного Торжественного молебна на начало учебного года в день Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября в Успенском соборе Московского Кремлясохранилась и распространилась в настоящее время на весь Университет. Теперь в этот день, кроме первокурсников и преподавателей Института славянской культуры в Успенский собор приходят многие преподаватели и студенты РГУ им. А.Н. Косыгина, чтобы еще раз побывать в духовном центре России, посетить старинные соборы Кремля, прикоснуться к истории и духовной жизни страны.

В целях возрождения интереса молодёжи к традиционным народным промыслам,  как хранителям духовности русского народа, а также более глубокого изучения основ иконописного мастерства кафедра общего и славянского искусствознания организует мастер-классы, для проведения которых приглашаются мастера, специализирующиеся в разных ремеслах.

Давние хорошие отношения установились с мастерами золотного шитья из отделения золотного шитья и декоративно-прикладного искусства Торжокского педагогического колледжа им.Ф.В. Бадюлина. Уже несколько лет под руководством преподавателя колледжаСоколовой Ирины Алексеевны они приезжают в Институт славянской культуры с выставкой изделий учащихся колледжа и знакомят наших студентов с основами традиционного золотного шитья.Золотное шитье, которое в истории русской культуры применялось, в основном, при создании церковных тканей и облачений, в настоящее время возрождается в мастерских при некоторых монастырях и храмах и привлечение к этому искусству молодых людей, конечно, очень актуально.

Большим интересом у студентов пользуется знакомство с различными техниками традиционной вышивки, основные приемы которой демонстрирует мастер Корнилова Ольга Вячеславовна.

Также практический и научный интерес вызывают работы преподавателя Института славянской культуры Михайловой Галины Ивановны. Кроме демонстрации виртуозного владения техникой            вязания крючком, Галина Ивановна представляет на мастер-классе свои работы, выполненные по образцам орнаментов деревянных резных наличников древнего города Торопца Тверской области. Материалы по наличникам были собраны во время студенческих практик, которые несколько лет проходили в Торопце. На основанииих тщательного изучения мастером были разработаны схемы переноса приемов архитектурного декора в декоративно-прикладное искусство. Таким образом,преподавателями кафедры с участием студентов был разработан один из возможных способов восстановления утраченных традиционных промыслов, что очень важно для возрождения художественного пространстваисторических городов России.

Большой интерес не только у юношей, но и у девушек вызвало участие в наших мастер-классах  выдающегося мастера резьбы по деревуКонышкина Василия Ивановича. Работая по благословению священноначалия, Василий Иванович уже изготовил полные иконостасы для многих церквей. Возрождая традиционное русское мастерство резьбы по дереву, он возрождает также и традицию русской резной деревянной иконы, чем всегда славилась русская церковная культура. На мастер-классах студенты увлеченно пробовали резать по дереву, осваивая это сложное, но увлекательное занятие.

И конечно, особенно важными являются мастер-классы старшего преподавателя нашей кафедры Людмилы Николаевны Бородиной по основам иконописного мастерства. На мастер-классы могут приходить студенты всех направлений Института славянской культуры. Здесь им предоставляется уникальная возможность помимо своей образовательной программы познакомиться с традиционными творческими направлениями, и, в частности, познакомиться с техникой написания иконы, попробовать самостоятельно написать отдельные несложные детали. Такое углубленное знакомство с технологией и иконографией древнерусской иконописи, которое молодые люди получают на мастер-классах, очень важно для их духовного развития, даже если в дальнейшем они будут специалистами в других гуманитарных областях.

Людмила Николаевна также уже несколько лет занимается изучением утраченной традиции Гуслицкойкнижной росписи, восстановлением техники написания этих своеобразных орнаментов. На своих мастер-классах она регулярно знакомит студентов с результатами своих исследований.

Мастер-классы обязательно включаются в программу конференций, проводимых Институтом славянской культуры. Отдельно для мастер-классов в Дни славянской письменности и культуры организуется мероприятие, получившее у нас название «Славянская слобода». В эти дни мы стараемся пригласить в Институт не только студентов, но и школьников. В мае 2019 года к «Славянской слободе» присоединились и молодые люди из Александрова. Мастер-классыбыли проведены  в усадьбе Бутурлиных-Зубовых – «Крутец» при поддержке сотрудников Александровского художественного музея – зав. экспозиционно-выставочным отделом Титовой Анны Михайловны,научного сотрудника Дмитриевой Татьяны Владимировны,председателя Александровского историко-краеведческого клуба "Отечество" Ревякина Владимира Никитовича, членов Александровскогоклуба художников Петровой Любови Ивановны и Бересневой Валентины Петровны, сотрудника Майского сельского дома культуры, руководителя подразделения "Ремесла из сундука"  Кокаревой Елена Николаевны.

Усадьба «Крутец» является важным объектом истории и культуры не только Владимирской области, но и России в целом. Ее история связана с такими замечательными именами в русской истории, как род сподвижников Петра IБутурлиных, владевших усадьбой с XVII в., род фабрикантов Зубовых, много сделавших для развития промышленности России в XIXв.Рядом с церковью недалеко от усадьбы находится найденная в 1986 году могила русского религиозного писателя Сергея Александровича Нилуса, укрывавшегося здесь с семьей от гонений с 1928 года.

Знакомство с усадьбой «Крутец» было для наших студентов реальным соприкосновением с подлинной русской историей. ВXVII веке на этом месте находился Успенский монастырь, насельники которого приняли участие в борьбе с поляками. При проведении ремонтных работ на территории усадьбы  было обнаружено братское захоронение погибших при защите монастыря монахов.

Проведение мастер-классов «Славянская слобода» привлекло внимание общественности Александрова, а также педагогов и учащихся общеобразовательных школ города.Кроме студентов Института славянской культуры в работе «Славянской слободы» в усадьбе «Крутец» приняли участие младшие школьники, занимающиеся в "Центре ремесел" у педагога Синеокой Любови Борисовныи старшеклассники, занимающиеся традиционными промыслами вДоме культуры «Юбилейный» у педагога Ушкало Натальи Леонидовны.Особенной радостью для всех участников «Славянской слободы» было посещение мастер-классов Преосвященным епископом Александровским и Юрьев-Польским Иннокентием. Владыка познакомился с мастерами, осмотрел работы участников и сфотографировался на память вместе с участниками и организаторами «Славянской слободы».

Большое значение для погружения студентов в историческую атмосферу Москвы и Россиив целом, создания эмоционального фона для изучения русского искусства имеют традиционные походы со студентами по историческим местам Москвы и Подмосковья. Во время этих занятий студенты учатся видеть город, воспринимать его как единый ансамбль, знакомиться с особенностями архитектурных памятников разного времени, разных стилей. Когда студенты видят места, связанные с историческими событиями, для них далекая по времени историянашей страны, нашего города становится реальностью.Во время этих походов по Москве студенты много фотографируют, практически реализуя те знания, которые они получают на занятиях по основам фотографии, преподаваемым  старшим преподавателем кафедры Юрием Васильевичем Робиновым.

В Институте славянской культурысоздан уникальный Музей славянских культур, являющийся инновационным образовательным и научно-исследовательским проектом. В отличие от существующих национальных музеев народного и декоративно-прикладного искусства, посвященных произведениям материальной культуры какого-либо одного народа, Музей славянских культур собирает коллекцию подлинных предметов, характеризующих быт, духовную жизнь и художественное творчество всех славянских народов конца XIX – XX веков, а также начала XXI века. К тому же, это один из немногих музеев, созданных при высшем учебном заведении как важная составляющая его образовательной программы.

В основу формирования фондов положен основополагающий для музея принцип подлинности музейных эскпонатов, а также их высокий качественный эстетический уровень. Поэтому каждый из представленных в музее предметов является уникальным произведением традиционного славянского искусства, в основном, конца XIX – начала XX века. Уникальными памятниками истории и культуры стали теперь и предметы, созданные в течение XX века, коллекция которых также собирается в музее.  В фондах хранятся также произведения современного народного искусства начала XXI века, характеризующие народные региональные промысловые центры России, такие как  Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Палех, Жостово, Гжель, а также  северные центры – Вологда и Архангельск. В коллекции представлены также и Народные центры традиционного искусства славянских стран: Польши, Сербии, Болгарии, Чехии, Словакии, Украины, Беларуси.

Экспозиция нашего музея расположена в учебных аудиториях, в которых, исходя из размеров и планировки комнаты, размещены сделанные на заказ витрины, обеспечивающие надлежащую сохранность музейной коллекции и необходимые условия экспонирования памятников. Таким образом, в Институте для студентов создана среда, воспитывающая высокий культурный уровень молодежи.

В соответствии с концепцией музей является учебным, следовательно, основные виды музейной деятельности выполняют студенты, обучающиеся по направлениям «Культурология», «Народная художественная культура», «Теория и история искусств», «Изобразительное искусство», в учебные планы которых входят музейные практики. К работе в Музее славянских культур привлекаются также и студенты других направлений, интересующиеся историей, культурой и искусством народов славянских стран.

Фонды музея комплектуются на основании экспедиционной работы студентов, которая организуется в соответствии с учебными практиками.Музей сплачивает студентов: вместе им интересно заниматься поиском и собиранием «раритетов». Музейные коллекции часто становятся темами курсовых работ, дипломов и даже диссертаций. Музей постепенно становится исследовательской базой и центром художественного творчества.

В настоящее время основная часть экспозиции посвящена русской культуре. Вместе с тем в экспозиции созданы весьма интересные тематические комплексы, посвященные культуре украинцев и белорусов, а также южных и западных славян. Среди выдающихся экспонатов –подлинные болгарские, белорусский, украинские, сербские национальные костюмы XIX – сер.XX вв. Обширная коллекция игрушек – словацких, закарпатских, чешских, польских, сербских, украинских, русских – представляетпочти все славянские народы.

Сейчас в Институте славянской культуры проводятся встречи с интересными учеными, представителями науки Польши, Болгарии, Хорватии, Чехии и других славянских стран. Студенты активно принимают участие в студенческих конференциях, организуемых РГУ им. А.Н. Косыгина и Институтом славяноведения РАН, в научных конференциях Института славянской культуры, Днях славянской письменности и культуры, участвуют в интересных практиках, позволяющих приобрести  практические навыки в будущей профессиональной деятельности, познакомиться с работой музеев, археологических и фольклорных экспедиций. Все это, мы надеемся, позволит в дальнейшем им стать профессионалами высокого уровня.



[1]Зимакова Е.В., Коненкова А.К., Робинов Ю.В. Домовый храм во имяпреподобного Серафима Саровского в Государственной академии славянской культуры ГАСК.// Вестник славянских культур.  2003. №8.

А.К. Коненкова, Зав.кафедрой Института славянской культуры РГУ им.А.Н. Косыгина


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"