На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Какие фестивали нам нужны?

Троицкий фестиваль в Новой Усмани

На великий православный праздник, 27 мая 2018 в воронежском райцентре Новая Усмань состоялся уже 20-й межрегиональный фестиваль традиционной славянской культуры «На Троицу». В том, что эта славная традиция укоренилась и живет на воронежской земле – заслуга, прежде всего инициатора фестиваля Галины Яковлевны Сысоевой.

Заведующая кафедрой этномузыкологии Воронежского государственного института искусств, член Союза композиторов России, профессор, создатель и художественный руководитель известного фольклорного ансамбля «Воля», исполняющего аутентичную южнорусскую песню. Лауреат фонда «Русское исполнительское искусство», обладательница медали «За вклад в сохранение культурного наследия России» Галина Яковлевна не только Заслуженный деятель искусств России, но и выдающийся деятель искусств, с мировой известностью.

Для тех, кто не в курсе, напомню, что о творческой деятельности Сысоевой и ансамбля «Воля» в 1995 году американским телевидением был снят документальный фильм «Россия. Спрятанная память». Он завоевал пять национальных призов США. Сысоева представляла наш край в известной программе «Россия, любовь моя!», которую на канале «Культура»  — ведёт Пьер-Кристиан Броше.

Воронежской области, и всем соседним регионам очень повезло, что она спасла от забвения многие бесценные шедевры народной песни. Монография, за которую Галина Сысоева получила премию правительства Воронежской области в области науки и образования называется «Песенный стиль Воронежско-Белгородского пограничья». В этом самом пограничье, во всех областях Черноземья, Сысоева с 1988 года организует фольклорные экспедиции. И уже выпустила два десятка компакт-дисков с записью народных исполнителей традиционных песен Воронежской, Белгородской, Курской областей.

Будь Сысоева татаркой или буряткой, живи она в национальной республике, или в национальном государстве, благодарные соплеменники уже бы поставили ей памятник. Но, увы, в Воронежской области после подражательной в культурном плане, космополитической гордеевщины (до недавнего времени наш регион возглавлял нынешний вице-премьер Алексей Гордеев) главным событием года до сих пор является Платоновский фестиваль, который не имеет никакого отношения к нашему земляку, Андрею Платонову, и вообще не имеет никакого воронежского содержания. А является, по сути, конторой по организации воронежских гастролей выбранных на вкус постмодерниста и гражданина мира худрука воронежского Камерного театра Михаила Бычкова, коллективов и персон. Если бы не скандал с родственником Бычкова Малобродским, обвиняемым в хищении бюджетных средств, воронежцы так и не узнали бы о национальности главного культуртрегера региона.

Но, конечно, дело не только в тех, кто равнодушен к культурной традиции коренного народа и исподволь внедряет свою инородную под покровом «общечеловеческих ценностей». Они ведут себя, так как им позволяют власть предержащие. Кто вопреки обозначенным в законе приоритетам – сохранение исторического и культурного наследия – встраивает культурную политику в отрыве от почвы. И в этом смысле нельзя не поблагодарить бывшего, ныне опального, главу Новоусманского района Владимира Чернышова за то, что приютил фестиваль «На троицу» у себя в районе и на протяжении многих лет его деятельно поддерживал.

Слава Богу, нынешний глава района Дмитрий Маслов и в субботу 26 мая в Большом зале администрации, и на праздничной поляне на берегу реки горячо поддержал фестиваль и сказал правильные слова. О том, что мы не должны забывать свои корни, ведь только традиционное общество может быть здоровым, сильным и единым. О том, что Троицкий фестиваль в Новой Усмани – не только визитная карточка района, но и ощутимый инструмент сохранения и популяризации народного творчества, приобщения молодежи к лучшим отечественным культурным традициям.

Областную администрацию на фестивале представляли временно исполняющая обязанности руководителя департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Галина Абричкина и заместитель руководителя департамента культуры — начальник отдела народного творчества Наталья Калашникова.

В воскресенье, традиционно праздник начался с богослужения в храме Казанской иконы Божье Матери села Новая Усмань. Затем участники фестиваля с песнями колонной прошли по райцентру от райадминистрации до пляжа на улице Левобережной. На Троицкой поляне кроме сцены, расположились 16 так называемых сельских подворий Новоусманского района, где за смешные деньги можно было откушать знаменитой каши сливовицы и другие деревенские деликатесы. Здесь же развернулась ярмарка-продажа изделий мастеров традиционного декоративно-прикладного творчества. До этого фестиваль проходил на правом берегу реки. На новом месте он проиграл лишь в том смысле, что на противоположном берегу рядом со сценой росли белоствольные берёзы.

Хоровод, обрядовые песни, спуск Троицкого венка на воду предшествовали праздничному концерту. Самый дух праздника, его главное настроение нельзя постичь  без ощущения окружающего поляну зелёного торжества, пикового расцвета зелёного мира, набравшего в этот день наибольшей силы и красоты. Благоговение перед миром природы у русского человека в этот день сливается с благодарностью тому, кто создал его. Вот почему народное пение сродни религиозному гимну. Даже шуточная, озорная, игровая песня, требует от слушателя полного погружения. Создаваемый исполнителями аутентичного фольклора образ многоплановый, аппелирует к нашему подсознанию, к генетической памяти. Кстати, о постижении фольклора, о его аристократизме и элитности, мы беседовали с Галиной Яковлевной в передаче «Званый гость» на 41-м канале. (https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=4hdbwiYJ1hQ )

В этом году на гостеприимной новоусманской земле выступили 29 фольклорных коллективов. Высоким мастерством порадовали воронежские городские коллективы «Воля», «Радовесь», «Лазоревый цвет», «Семеюшка». Запомнилось выступление белгородской «Сударушки», «Калинушки» из воронежского села Татариново, «Пчелиновских канареек» из Бобровского района. Очень хорошо выступил малочисленный липецкий коллектив «Арепей». Энтузиазм ребят, их преданность песне покорила и захватила слушателей. Выступил на фестивале и коллектив из Москвы «Под облаками». Замечательный ансамбль «Хохольские родники» из воронежского села Хохол вновь порадовал зрителей задушевностью и особой пассионарностью. Правда, слушатели требовали от них фольклорный хит номер один на протяжении нескольких фестивальных лет, народный романс «Роза». И как только руководитель коллектива, артистичный Владимир Глушков, появился на сцене, зрители закричали: «Розу» давай!» Но в этот раз обошлись без «Розы».

Признаюсь, как журналист я пока не в состоянии описать эти выступления, чтобы читатель понял всю прелесть этих песен. Как сладко погружаться в них и забывать обо всём. Мы утратили не только понимание аутентичного фольклора, но и язык для его описания. Поэтому предлагаю читателям небольшой экскурс по страницам русской классики.

В «Дубровском» Александра Пушкина: «Караульщик кончил свою работу, встряхнул свою рухлядь, полюбовался заплатою, приколол к рукаву иголку, сел на пушку верхом и запел во всё горло меланхолическую старую песню:

Не шуми, мати зеленая дубровушка,

Не мешай мне молодцу думу думати».

А уже в «Капитанской дочке»: «Ну, братцы,— сказал Пугачев,— затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку. Чумаков! начинай!» — Сосед мой затянул тонким голоском заунывную бурлацкую песню, и все подхватили хором:

Не шуми, мати зеленая дубровушка,
Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.
Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти
Перед грозного судью, самого царя.
…………………………………………
Исполать тебе, детинушка крестьянский сын,
Что умел ты воровать, умел ответ держать!
Я за то тебя, детинушка, пожалую
Середи поля хоромами высокими,
Что двумя ли столбами с перекладиной.

Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным,— всё потрясало меня каким-то пиитическим ужасом».

У Николая Гоголя в «Мёртвых душах» : «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух: покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмемся к углу! В последний раз пробежавшая дрожь прохватила члены, и уже сменила ее приятная теплота. Кони мчатся: как соблазнительно крадется дремота и смежаются очи, и уже сквозь сон слышатся и «Не белы снеги», и сап лошадей, и шум колес, и уже храпишь, прижавши к углу своего соседа».  «Не белы снеги» поют до сих пор. Она заканчивается так:

Вы не плачьте, 
Ах, вы не плачьте, красны девицы, 
Вы не плачьте, не печальтесь, не печальтесь. 

Что не быть-то ли, не быть, 
Ах, не быть нам молодчикам, 
Не быть во солдатах, во солдатах.

Только быть-то ли нам, быть, 
Ах, нам, добрым молодчикам, 
Во донских казаках, во казаках...

Найдите песню в инете, и послушайте. И вам станет ближе и Гоголь и вся наша Родина, которую он исколесил под эту песню.

Михаил Лермонтов в стихотворении «Родина»:

И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков. 

И конечно Тургенев, «Записки охотника»: «Это был русский tenore di grazia, tenor leger. Пел он веселую плясовую песню, слова которой, сколько я мог уловить сквозь бесконечные украшения, прибавленные согласные и восклицания, были следующие:

Распашу я, молода-молоденька,

Землицы маленько;

Я посею? молода-молоденька,

Цветика аленька.

Он пел; все слушали его с большим вниманьем. Он, видимо, чувствовал, что имеет дело с людьми сведущими, и потому, как говорится, просто лез из кожи. Действительно, в наших краях знают толк в пении, и недаром село Сергиевское, на большой орловской дороге, славится во всей России своим особенно приятным и согласным напевом. Долго рядчик пел, не возбуждая слишком сильного сочувствия в своих слушателях; ему недоставало поддержки, хора; наконец, при одном особенно удачном переходе, заставившем улыбнуться самого Дикого-Барина, Обалдуй не выдержал и вскрикнул от удовольствия. Все встрепенулись. Обалдуй с Моргачом начали вполголоса подхватывать, подтягивать, покрикивать: «Лихо!.. Забирай, шельмец!.. Забирай, вытягивай, аспид! Вытягивай еще! Накаливай еще, собака ты этакая, пес!.. Погуби Ирод твою душу!» и пр. Николай Иваныч из-за стойки одобрительно закачал головой направо и налево. Обалдуй наконец затопал, засеменил ногами и задергал плечиком, а у Якова глаза так и разгорелись, как уголья, и он весь дрожал как лист и беспорядочно улыбался. Один Дикий-Барин не изменился в лице и по-прежнему не двигался с места; но взгляд его, устремленный на рядчика, несколько смягчился, хотя выражение губ оставалось презрительным. Ободренный знаками всеобщего удовольствия, рядчик совсем завихрился и уж такие начал отделывать завитушки, так защелкал и забарабанил языком, так неистово заиграл горлом, что, когда наконец, утомленный, бледный и облитый горячим потом, он пустил, перекинувшись назад всем телом, последний замирающий возглас, — общий, слитный крик ответил ему неистовым взрывом. Обалдуй бросился ему на шею и начал душить его своими длинными, костлявыми руками; на жирном лице Николая Иваныча выступила краска, и он словно помолодел; Яков как сумасшедший закричал: «Молодец, молодец!» Даже мой сосед, мужик в изорванной свите, не вытерпел и, ударив кулаком по столу, воскликнул: «Ага! хорошо, черт побери, хорошо!» — и с решительностью плюнул в сторону».

Мелехов из «Тихого Дона» Михаила Шолохова:

«Григорию не захотелось своим появлением прерывать песенников; он тронул Прохора за рукав, шепнул:  

– Погоди, не показывайся, нехай доиграют.  

– Это – не проводы. Еланские так играют. Это они так запеснячивают, А здорово, черти, тянут! – одобрительно отозвался Прохор и огорченно сплюнул: расчет на то, чтобы выпить, судя по всему, не оправдался.   Ласковый тенорок до конца рассказал в песне про участь оплошавшего на войне казака:

Ни пешего, ни конного следа допрежь не было.  

Проходил по дороженьке казачий полк.  

За полком-то бежит душа добрый конь.

Он черкесское седельце на боку несет.  

А тесмяная уздечка на правом ухе висит,  

Шелковы поводьица ноги путают.  

За ним гонит млад донской казак,  

Он кричит-то своему коню верному:  

"Ты постой, погоди, душа верный конь,  

Не покинь ты меня, одинокого,

Без тебя не уйтить от чеченцев злых..."  

Очарованный пением, Григорий стоял, привалившись спиной к беленому фундаменту куреня, не слыша ни конского ржания, ни скрипа проезжавшей по проулку арбы...»

 

Какие ещё нужны аргументы в пользу фольклорных фестивалей?   Надеюсь, я убедил своего читателя как можно быстрее постичь язык аутентичного фольклора. 

Святослав Иванов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"