На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

К вопросу о сущности христианского патриотизма

Размышления о единстве и гранях церковной жизни, патриотизма, национализма в выступлении на Всемирном Русском Народном Соборе

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин Я, если бы знал, как будет проходить Собор, готовился бы к другой теме, сейчас уже совсем иные чувства меня одолевают.

Серьезным вызовом Новейшей истории, человечества в целом и всем мировым религиям стал вызов со стороны национальной идеи этничности. Ценой огромных жертв человечеству удалось преодолеть в веке минувшем вызов расизма и национальной исключительности: те, кто были очевидцами этого ада на земле, невольно задавались вопросом: где был Бог, когда пылали печи концлагерей, когда целые народы подлежали геноциду, как политически неблагонадежные или этнически неполноценные. Однако и сегодня продолжаются национальные, нередко связанные с религиозным фактором войны, этнические чистки, происходит геноцид. Очевидно, что распад многонациональных государств и появление новых национальных и в XXI столетии будет представлять вызов всему человечеству, основным правам человека, общественной безопасности, стабильности, целостности мироздания.

В реальной жизни религиозные и национальные факторы тесно переплетены. Фактор национализма ставит очень острые вопросы перед всеми мировыми религиями. Даже те из них, которые по сути своей проповедуют справедливость, дело мира и примирения, нередко оказывают свою поддержку той или иной радикальной партии, выступают на стороне какой-то одной нации или народа, берут на себя миссию формирования нации или государственного строительства.

Церкви нередко оказываются в положении необходимости отвечать на двойной вызов, с одной стороны, это требование Евангелия, с другой, национальные узы и обязательства, историческая укорененность.

Украина не избежала вызова со стороны национального фактора, который оказался тесно переплетенным с религиозным. В итоге, с одной стороны, не удовлетворены основные национальные интересы ни одной из населяющих Украину наций и народностей, в том числе и титульной — украинской. С другой же — достаточно демократическое законодательство Украины о свободе совести и религиозных организаций оказалось недееспособным противостоять антидемократическим методам решения государством церковных вопросов из-за своих узко политических, окрашенных национализмом, интересов.

В первые годы независимости национализм функционировал в качестве новой, государственно-национальной, в кавычках, религии. Его мифы стали национальной историей, и история Украины в очередной раз подверглась переписыванию, оставаясь при этом не менее идеологизированной, тенденциозной и обремененной мифами, чем в предыдущие столетия. Национализм сакрализировал символы нации и государственности, его герои и поэты стали почитаться на уровне святых, государственные структуры были провозглашены наивысшей ценностью. Преданность абстрактному независимому национальному государству стала называться патриотизмом, а высокий уровень национального самосознания был объявлен одной из высших добродетелей.

На начальном этапе строительства Украинского независимого государства в качестве одной из необходимых его идеологических опор была провозглашена "Единая национальная, независимая церковь", которую еще только предстояло создать.

Самоуправляемая экономическая Украинская православная церковь однозначно трактовалась как церковь не украинская — русская, зависимая в вопросах и церковных, и политических от Москвы. Тогдашний президент Украины открыто заявил, что в независимом государстве и церковь должна быть независимой от внешних религиозно-политических центров. Верховная Рада Украины приняла постановление, не отмененное по сей день о неправомочности избрания предстоятелем Украинской православной церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, "узаконив" таким образом, в качестве "национальной державной церкви" самопровозглашенный киевский патриархат. Национализм и политический произвол в церковной сфере привели к глубокому болезненному и продолжительному расколу в Православии в Украине.

Обвинения, звучащие в адрес Украинской православной церкви, что эта церковь не украинская, а — русская, или же что она выполняет роль "пятой колонны" — не выдерживают критики, поскольку их основная цель – политическая дискридитация церкви, чтобы ее можно было легко национализировать руками государства и использовать как строительный материал для национальной, независимой от внешних религиозно-политических центров.

Обвинения в канонической связи с внешним центром звучат исключительно в адрес УПЦ, тогда как самопровозглашенным автокефлистам позволительно иметь номинального предстоятеля в США, а греко-католикам — своего главу в Риме, не говоря уже об экстерриториальном характере иудаизма, ислама, многих протестантских деноминаций в Украине.

Обвинения в исключительно русском характере церкви несостоятельны уже потому, что согласно предыдущей переписи населения 1989 г., — результаты переписи в декабре 2001 г. еще не известны, — этнические русские в Украине 22,1%. Другое дело, что украино-русские отношения в Украине имеют свою специфику, очень много этнических украинцев идентифицируют себя с русской культурой и что не контрастирует с их этническим происхождением.

С этим не считаться в Украине невозможно. Разве не показателен пример того, что 41% киевлян, уже после провозглашения украинского языка государственным, высказался против его обязательного введения в системе образования. Даже в моей Львовской епархии среди поляков греко-католиков, которых менее всего можно заподозрить как "агентов влияния Москвы", 7,1% назвали русский своим родным языком.

Однако и русские, и поляки и украинцы являются гражданами Украины, законодательство которой исключает возможность дискриминации их по национальному или вероисповедному признаку.

Болезненным вопросом для национал-патриотов является и язык богослужения: церковно-славянский язык представляется ими как русский. Вопрос языка богослужения стоит остро в тех регионах Украины, где традиционно высок уровень украинского национального самосознания. Однако положительное решение вопроса сдерживается отсутствием профессионального перевода на украинский язык корпуса богослужебных книг, и в ближайшем будущем он появиться не может, поскольку на сегодня нет профессионального перевода на украинский язык.

Правомерно ли церковь укорять, как это нередко делается национал-патриотическими силами, что она не оправдывает общественных ожиданий, когда остается ими же парализованной. Почему в нынешний исторический период власти прибегли к использованию в политике национального Фактора — не предмет сегодняшнего обсуждения.

Для нынешних христиан важно иное — почему они сами оказались не способными внести христианское измерение в национальную идею, оценить или взвесить Евангелие, не допустить превращение ее в фактор раскола и конфронтации между единоверцами. Ведь сегодня о Православной Церкви в Украине говорят преимущественно в категориях разделения, раскола, напряженного противостояния между канонической церковью и самопровозглашенными "национальными" церквами.

Обязанность сегодняшние православных христиан так же, как и предыдущих поколений, передать веру потомкам не повременной. Собор осудил любые проявления "национальной" дискриминации, религиозную вражду, ненависть и ссоры внутри Церкви Христовой. Лишь при поверхностном знании Православия, когда вера посажена бесчувствием, можно позволять отождествление его с национальным фактором, спекулируя на естественной, глубокой укорененности Православия в истории и культуре православных наций, представляя установленную Господом нашим Иисусом Христом Церковь, как Церковь народа Божьего.

Церковь недопустимо отождествлять с национальным фактором, иначе она может стать инструментом культурного, национального, государственного и т.п. строительства.

Очевидно, что национальная идея и та основа, на которой может быть решен вопрос единения и примирения христиан, иначе не было бы нужды благоденствования Нового Завета и прихода в историю Господа нашего Иисуса Христа.

Однако почему же православные христиане Украины не сумели хотя бы свести к минимуму разрушительный потенциал этничности, избежав разделения. Ведь во всех этих событиях роль национализма была одной из определяющих. Почему национальные чувства у тех, кто называет себя христианами, сумели вытеснить самую суть из учения Христа, что для христианина первично? Верность Христу или национальная принадлежность? — На все эти вопросы давно дан однозначный ответ, но он лежит в исключительно церковной плоскости. А сегодняшнее разделение православных в Украине — свидетельство серьезного поражения национализма, эккреозилогического сознания части верующих.

Глубокие политические и социальные трансформации украинского общества в конце 20 столетия, переход от авторитарной советской модели к зарождающимся элементам демократии, чрезвычайно болезненный и длительный характер этих процессов свидетельствует о христианском ответе на вопросы исторические. Как граждане своей страны христиане поддерживают те, общественные изменения, которые вселяют надежду на уважение со стороны властей — достоинство человека, .данные ему свобода и воля, целостность мироздания, и воздерживаться в оказании поддержки в противном. Как патриоты своей страны христиане трудятся во имя построения более справедливого и человечного общества. И в этом случае речь не идет о характере политической системы. В Евангелии всем возможным политическим устройствам, которые были в истории или еще будут, дана единая оценка — ни одной из них не отдано предпочтения. Церковь неизменно молится о тех, кто сегодня стоит у власти, о "придержащих властях".

Однако Евангелие четко разграничивает принадлежащее Богу и Кесарю. Даже тогда, когда Церкви приходилось выполнять в истории роль главного социального и духовного института, возложенная на нее миссия заставляла ее сохранять отстраненность и преодолевать во имя этой отстраненности самые разнообразнейшие затруднения.

"Христиане живут каждый в своей стране, но напоминают чужеземцев, ... они проводят всю свою жизнь на земле, будучи гражданами неба". — Данный тезис должен оставаться для верующих неизменным во все времена. Этим размежеванием испокон веков живет христианское сознание. Церковь всегда, так или иначе, пользуется этим миром, как будто не пользуясь им. И в этом ее всегда укоряли и будут укорять.

История Церкви свидетельствует, что диалог между Церковью и обществом, как правило, имел конфликтный характер. Разумеется, в обществе аккумулировано немало положительных ценностей, которые Церковь не только признает, но и усваивает, однако присутствует в нем и дух "мира сего". Неизменные внешние вызовы неизбежно будут сопровождаться внутренними в лоне самой Церкви. Одним из таких вызовов стал вызов национализма, одновременно и внешний, и внутренний. Поэтому сегодня так актуален вопрос о сущности христианского патриотизма.

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин


 
Ссылки по теме:
 

  • АВГУСТИН (Маркевич), архиепископ Львовский и Галицкий

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"