На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Реалии и перспективы. Научно-образовательный потенциал высшей школы России

Выступление на секции XVII Всемирного Русского Народного Собора «Отечественная литера-тура – культурный ресурс солидарного общества»

Чтобы нам сохранить на годы вперед свой статус великой евразийской державы, власти России должны брать сегодня пример с властей как самой мощной азиатской державы, так и самой мощной державы Запада.

Потому что количество, например, научно-образовательных учреждений в области культуры и общественных наук, существующих в КНР – совершенно необъяснимо с точки зрения нынешнего Министерства образования и всего Кабинета министров РФ.

Однако Император Востока – Председатель КПК – прекрасно понимает, зачем его стране нужно тратить деньги на гуманитарные исследования, от которых ей не будет никакой денежной выгоды ни завтра, ни послезавтра.

И Император Запада – президент США – также понимает, зачем Соединенным Штатам нужно финансировать исследования в области античной (греко-римской и византийской) истории и культуры, классической филологии; зачем при этом нужно вкладываться в археологические исследования – причем в нашей, а не их, античной ойкумене. (Собственно американская история – совсем не археологична: там просто нечего копать! Но страна, притязающая на статус мировой империи, очевидно, просто обязана изучать имперский опыт Рима.)

Для справки:

В США сегодня полторы сотни колледжей предлагают – каждый: от 2 до 10 различных курсов обучения классическим (древним) языкам – греческому и латыни. (У нас же в России едва насчитывается 2 десятка соответствующих кафедр и других подобных институций.) 169 американских университетов и колледжей предлагают программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры по античной истории и классической филологии. В примерно сотне высших учебных заведений США проводятся научные исследования в этой области. В стране действуют три десятка ассоциаций и организаций, объединяющих специалистов в этой области.

В 2012 году, например, крупнейшая из них – Американская филологическая ассоциация – получила от Национального фонда гуманитарных исследований 650 тыс. долларов на программу развития античной истории и классической филологии в 21 веке – для выдачи исследовательских грантов. Это – в дополнение 2 млн. 600 тыс. долларов, полученным от 1200 других спонсоров, начиная с 2005 года.

 

Историки прекрасно помнят, какими семимильными шагами развивалась на рубеже XIX-XX веков вновь созданная Германская империя. Но далеко не случайно одновременно с экономикой и естественно-научным знанием в этой Империи развивалось и гуманитарное знание – та же классическая филология и история античности, например, или философия.

И в Российской империи на пике ее развития – сто лет назад – также получали необходимые инвестиции не только промышленность и естественные науки, но и история, юриспруденция, философия, филология.

Если сегодня мы намерены развиваться ускоренными темпами – нам придется инвестировать не только в транспортную или промышленную инфраструктуру, не только в сельское хозяйство и прикладную науку. Нам придется  все больше средств вкладывать и в культуру, в гуманитарное знание и в народное просвещение.

Нам невозможно притязать на создание большого геополитического и геоэкономического проекта без соответствующего политического, общественно-научного, гуманитарного сопровождения.

Как известно, исключительно экономические соображения далеко не всегда определяют даже, казалось бы, чисто экономические решения.

Например, строительство тоннеля под Ла-Маншем экономически невозможно было оправдать, и он в ближайшей перспективе нескольких десятилетий просто не может окупиться. Решение о его строительстве было чисто политическим. (Надо сказать, что тот бизнес, который строил тоннель, конечно, заработал на нем. Но вот тот бизнес, что занимался паромным сообщением между Британскими островами и континентом – явно проиграл.)

 

Сегодняшняя Россия не сможет предложить своим евразийским партнерам собственный образовательный проект, привлекательный для них, если она предварительно не выработает соответствующих времени и месту подходов к развитию своего интеллектуального, научно-образовательного потенциала.

Присно поминаемый «Болонский процесс» – не может служить для нашего образования, нашей высшей школы проводником по пути евразийской интеграции, ибо «болонская» идеология и методология выстроены под другой геополитический проект – проект Евросоюза.

А как США не могут видеть в нынешней Европе образец для подражания, так и Россия не должна этого делать – даже если кому-то из высокопоставленных функционеров оттого очень хочется.

Поэтому, вне зависимости от желания или нежелания нынешнего министра Ливанова, нашему Министерству образования придется вновь становиться Министерством народного просвещения: так оно звалось в царское время. Потому что термин «просвещение» несет в себе не только функцию собственно образования, но и не менее важную функцию воспитания.

Министерству этому в ближайшее время придется резко обновляться и браться за разработку нового – собственно российского и евразийского – образовательного и просветительного проекта.

Такого проекта, который способен стать основой и поводом для создания единого пространства образования и просвещения для стран Таможенного союза, а в перспективе – и для Союза Евразийского.

Александр Фоменко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"