На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Совесть – это закон Бога в душе человека

Слово на открытии XYIII Всероссийских Иринарховских чтениях

Уважаемый Владимир Петрович, глава Борисоглебского поселения, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Рад приветствовать всех вас на очередных восемнадцатых Всероссийских Иринарховских чтениях.

В самой сегодняшней теме «Нищета нравов и богатство традиций» сознательно заложен конфликт понятий, как повод для размышления. При богатстве традиций может ли быть нравственная нищета, ведь традиции, как модель поведения общества, базируются на нравственных началах. Если мы храним традиции наших предков, то тем самым подражаем им в использовании нравственных категорий. Иначе общество не признает традицию, как современную себе и соответствующую своему нравственному уровню, и  будет стремиться к созданию новых и разрушению старых традиций.

Традиция, как некая форма, является отпечатком духовно-нравственного и социально-экономического состояния общества, отображает его систему ценностей. Но, к сожалению, бывает так, что разные и даже противоречащие друг другу традиции переплетаются самым замысловатым образом в жизни народа. Мы можем готовиться к Великому посту и тут же на сырной неделе жечь соломенную бабу. Встречать Рождество Богомладенца Христа и устраивать так называемые «святочные гадания».

Безусловно, это говорит о разрыве ценностных понятий в общественной среде. Система ценностей не только индивидуума, но и социума, строится на смысле жизни. Но что же формирует систему жизненных ориентиров? Наш внутренний нравственный закон, в основе которого заложена свобода выбора, как степень доверия Бога человеку. Но свобода сопряжена с риском. «Все мне позволительно, но не все мне полезно», — предостерегает нас апостол Павел (1Кор. 6:13). «Что сделает из политической свободы человек, который не созрел для неё и переживает её как разнуздание? — задавался вопросом известный русский мыслитель Иван Ильин и отвечал, — он сам становится опаснейшим врагом чужой и общей свободы». Философы связывают происходящее в современной России с тем очевидным фактом, что свобода приводит к высвобождению не только лучшего, но и худшего в человеке, и, соответственно, должна предполагать ограничения на высвобождение худшего. Но, к сожалению, мы видим, что зло в различных его формах и проявлениях активно входит в наш мир, в наши семьи, в том числе с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Формируется терпимость ко злу, переходящая впоследствии в подмену добра и зла.

Этим процессам можно дать общее название «моральная деградация» или «испарение морали», по выражению известного современного социолога Энтони Гидденса. О моральном упадке современного российского общества говорят представители самых различных наук. Психологи утверждают, что Россия на протяжении многих лет претерпевала сильнейшие воздействия по разрушению не только духовно-нравственных основ ментальной сущности народа, но и переход от гражданско-правового сознания к сознанию индивидуальных интересов. Социологи показывают, что «в конце XX — начале XXI века российское общество, пережившее сначала «перестройку», а затем «радикальные реформы», постоянно испытывало дефицит не столько социальных, экономических и политических, сколько духовно-нравственных ориентиров и моделей поведения».

Сегодня продолжает активно формироваться общество потребления, которое характеризуется соответствующей системой ценностей. О великой беде такого общества писал доктор физико-математических наук, академик РАН Владимир Арнольд: «Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления… — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности».  (В.И. Арнольд «Новый обскурантизм и Российское просвещение»).

 

Очевидно, чтобы стать внутренне богатым человеком, нужно выстраивать внутренний мир с четкой духовно-нравственной системой координат. Остается вопрос, что считать за критерий оценки происходящего в обществе или своей собственной душе?

Греческий писатель Никос Зервас, в интервью, опубликованном в газете «Аргументы и факты» (№ 5 за 2006 г.) под названием «Иногда стыдно за русских», излагает свои взгляды о российской культуре, традиционно основанной на православии, как о культуре совести». Далее он говорит следующее: «Совесть позволяла русскому человеку отделить грех от правды: в собственной душе и в окружающей жизни». Действительно, ведь совесть – это закон Бога в душе человека, написанный на скрижалях его сердца. Святые отцы говорят: «Поставьте Бога на первое место, и все остальное встанет на свои места». Только в таком случае мы сможем создать и сохранить для будущих поколений высокодуховное общество с традициями, которые будут свидетельствовать не только о богатстве нашей культуры, но и о высокой нравственности нашего народа.

 

Желаю всем участникам Иринарховских Чтений творческих успехов и великих свершений в раскрытии озвучено темы. Призываю на всех вас и ваши труды Божие  благословение.

Пос. Борисоглеб

2018 год.

Феодор, епископ Переславский и Угличский


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"