На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


История  
Версия для печати

Воеводы и ратоборцы

Глава из книги

Первыми полководцами Древней Руси являлись князья. Выдающимися военными вождями русичей были Олег, прозванный Вещим, в 907 году прибивший свой щит на вратах Царьграда; Святослав Игоревич, победитель хазар, не боявшийся бросать своим врагам дерзкий вызов – знаменитое «Иду на вы»; Владимир Святославич, славный не только крещением Руси, но и успешной защитой Русской земли от печенегов, окончательно разбил которых уже его сын, Ярослав Мудрый. Сводный брат Ярослава, тмутараканский князь Мстислав Храбрый, в 1022 году покорил северокавказский народ касогов, в личном поединке перед «полками касожскими» одолев их предводителя – могучего Редедю. В младшем поколении русских князей также были грозные воители: Владимир Мономах участвовал в 82 походах (дожив до 72 лет); по всей Руси, от Новгорода до Галицкой земли, гремело имя Мстислава Удалого, ходившего походами и на половцев, и на чудь, и на других русских князей – во время междоусобных браней, своей волей изгонявшего и ставившего киевских князей, одного из немногих русских витязей, пробившихся через монгольские полки-тумены после страшной битвы на берегах степной речки Калки. Выдающимся полководцем Южной Руси был галицкий князь Данил Романович, который воевал с монголами, венграми, поляками, в 1254 году получил от римского папы королевский титул, но не изменил, вопреки надеждам католиков, вере отцов и дедов. Бесценным стал командный опыт, приобретенный такими воителями, как Александр Невский и Дмитрий Донской.

Их потомки, сосредоточившись на обеспечении защиты страны, уже не могли возглавлять все свои рати, поднимая великокняжеский стяг лишь во время больших походов. Им пришлось полагаться на целую плеяду полководцев, прославивших и собственное имя, и имя своих государей. В числе этих людей были князь Иван Васильевич Стрига Оболенский, князь Данила Дмитриевич Холмский, Данила Васильевич Щеня.

Об этих князьях и воеводах и будет рассказано ниже.

 

Аскольд и Дир

 

Ранняя история Руси загадочна и легендарна. Источником сведений о первых русских военачальниках служат рассказы нашей древнейшей летописи – «Повести временных лет». Для борьбы с хазарами, покорившими славян Среднего Поднепровья и Волго-Окского междуречья, в земли кривичей, ильменских словен и некоторых угро-финских племен (мери, веси и муромы) были призваны варяги во главе с князем Рюриком – основателем Русской державы.

Покорившиеся ему «волости» и «грады» – Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром – Рюрик раздал своим «мужам». Одним из таких княжьих мужей был Аскольд, пасынок Рюрика (или одной из жен Рюрика). После 862 года он был отпущен отчимом в поход на Царьград. Вместе с другим воеводой новгородского князя, Диром, Аскольд спустился вниз по Днепру, в земли покоренных хазарами полян и отвоевал у них Киев – главный город Полянской земли. Укрепившись на правобережье Днепра, Аскольд и Дир совершили поход на Византию. На 200 ладьях их войско подошло к Константинополю и разорило окрестности города. Встревоженные греки прибегли к заступничеству Богородицы. Ризы Пречистой Девы, взятые в ее храме во Влахерне, были погружены в воды Черного моря, после чего поднявшаяся буря разбила многие русские корабли. Аскольд и Дир, потрясенные случившимся чудом, приняли крещение и, сняв осаду, вернулись в Киев и стали княжить в этом городе, порвав всякие отношения с государством Рюрика. Они воевали с древлянами, уличами, кривичами и хазарами, еще властвовавшими на левобережье Днепра.

После смерти Рюрика новый новгородский князь, Олег, враждовавший с Аскольдом, видимо, имевшим определенные права на великокняжеский престол, совершил поход на Киев. Под видом купцов, Олег и его дружинники высадились южнее города в Угорском урочище и убили вышедших им навстречу киевских правителей. Киевляне сохранили добрую память об убитых князьях и долго помнили, где они были погребены. Над могилой Аскольда будет построена церковь Николая, около Дировой могилы во времена Ярослава Мудрого поднимется церковь Георгия и Ирины.

 

Князь Олег Вещий

 

С легкой руки Александра Сергеевича Пушкина Вещий Олег (?–912) прославлен в нашем Отечестве как победитель хазар, обрекший мечам и пожарам «их села и нивы». Однако о походах киевского князя в далекую Хазарию ничего не известно: с грозным врагом он бился в землях северян и радимичей, освобождая, а не сжигая славянские поселки и веси. Простим поэту его ошибку, тем более, что он совершенно правильно указал главную заслугу одного из самых славных русских воителей.

Князь Олег, родственник либо  Рюрика, либо, по некоторым достаточно поздним сведениям, его жены стал, что важнее, «истинным основателем величия нашего государства»[1]. На Русь Олег прибыл вместе с Рюриком в 862 году. Согласно Повести временных лет, после смерти Рюрика он стал регентом при его малолетнем сыне. Олег оказался хорошим пастырем для новой отчизны. Держава его крепла и росла. Олег строил города (существует предание об основании князем Москвы в 880 году) и устанавливал дани, заключал договоры с соседними странами, торговал с ними.

Многое из того, что рассказал об этом князе летописец – присочинено и приукрашено. Но именно эта легендарная информация зажила своей жизнью, превратившись из красивых выдумок в краеугольные факты нашей истории, не знать которые считается постыдным. Приведем их ниже, имея ввиду только что сказанное.

Олег прославился как полководец, могучий боец и прозорливый государь. Три года понадобилось новгородскому князю на подготовку похода на юг, в земли днепровских славян. Лишь весной 882 года с большим войском, набранным среди всех подвластных народов, он выступил в поход. Один за другим покорялись лежавшие на пути Олега города: стольный град днепровских кривичей Смоленск, лежавший в земле северян Любеч. Могучая река несла корабли Олега на юг, во владения полян, к Киеву, где уже двадцатый год правили Аскольд и Дир, с дружинами покинувшие его ради самостоятельного княжения в отвоеванных у хазар землях.

По-видимому, отношения новгородских и киевских князей были столь враждебными, а военная сила полян столь значительной, что Олег не решился дать им сражение, а пошел на хитрость, выдав свое двигавшееся на ладьях вниз по Днепру войско за торговый караван. Аскольд и Дир, вышедшие встречать купцов к Угорскому урочищу, были убиты, а Киев захвачен. Вознесшийся над Днепром город так полюбился Олегу, что он поспешил сделать Киев своей новой столицей, дав ему ставшее знаменитым название: «Мать городов русских».

Озабоченный безопасностью Киевщины, Олег в 883 году покорил землю древлян, постоянных соперников полян, обложив их тяжелой данью («по черной кунице с дыма»). Затем он присоединил к своему государству земли плативших дань хазарам северян и радимичей (в884 г.). Здесь он проявил себя гибким политиком, обложив новых подданных данью легкой, особенно в сравнении с теми поборами, которые взимали с северян и радимичей слуги черного кагана. Покорением окрестных племенных образований Олег не ограничился, занявшись обустройством подвластных земель и определением форм их финансового участия в жизни его державы, о чем кратко сообщил и летописец: «Се же Олегь нача городы ставити, и устави дани словеномъ, кривичемъ и мери».

 

Объединив под своей властью почти все восточнославянские племена и овладев всеми землями, расположенными по великому водному пути «из варяг в греки», Олег задумал и совершил грандиозный поход на Константинополь или Царьград, как звался этот город – столица Византии – на Руси.

 В путь огромное войско киевского князя выступило, по летописи, в 907 году в действительности – в 911 году. Вместо себя править Русью Олег оставил князя Игоря. К далекому Царьграду русские рати двигались и по суше, и по морю, на конях и на 2000 кораблях. Число их, несомненно, преувеличено.

Осадив Константинополь, Олег повелел поставить ладьи на колеса и под их прикрытием приблизился к городу. Ряд историков, расходясь в деталях,  полагает, что сделано это было для доставки кораблей в заблокированную внутреннюю бухту[2]. Вполне допустимое объяснение действий опытного русского воителя.

Испугавшись установления полной блокады своей столицы, византийский император Лев Философ и его брат Александр II поспешили заключить с Олегом мир. Согласно известной легенде, князь укрепил на вратах Царьграда русский щит с изображением всадника.

За свои подвиги и мудрые действия князь получил прозвище «Вещий», то есть мудрый. Умер Олег в 912 году от укуса змеи. Такая смерть была, якобы,  предсказана ему волхвами. Похоронили князя в Киеве, на горе Щековице. По другой, новгородской, версии он умирает в 922 году и был погребен либо в Ладоге, либо где-то "за морем". Преемником Вещего Олега стал Игорь Рюрикович (Игорь Старый).

(Продолжение следует)



[1] Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1818. С. 166.

[2] Мурьянов М. Ф. Морской поход Олега на Царьград / / Мурьянов М. Ф. История книжной культуры России. Очерки. Ч. 1. СПб., 2007 С. 537-538; Пчелов Е. В. Олег Вещий. С. 71, 74-75.

 

Владимир Волков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"