На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

История  
Версия для печати

Русские люди, русское слово…

1611 год

Близится дата – в 2012 году исполняется 400-летие завершения великой Смуты, ознаменованной изгнанием интервентов из Москвы. Вслед за этой датой, в 2013-м, – даст Бог – отметим 400-летие Дома Романовых. Вспоминая великие русские годы – 1612-й и 1613-й, не забудем предшествовавший им год – 1611-й.

Русские люди

Стояло время на дворе: «Границы России… отверсты, сообщения прерваны, воины рассеяны, города и селения в пепле или в бунте, сердца в ужасе или в ожесточении, Правительство в бессилии, Царь в осаде и среди изменников...» Обжигающие эти слова принадлежат перу Николая Карамзина, нашего славного историка; упомянутый царь – Василий Иванович Шуйский; минуло с той поры 400 лет.

В январе 1611 года в Нижний Новгород, город стойкий перед искушениями того века, дошла грамота патриарха Гермогена: «Вы видите, – стучался патриарх в каждое сердце, – как ваше отечество расхищается, как ругаются над святыми иконами и храмами, как проливают кровь невинную…» Послание, обличающее бесчинства поляков, обращённое к русской совести, стало толчком к созданию народного ополчения, которое вошло в историю как первое, в отличие от второго – знаменитого, победного, созданного Козьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. Русский народ, прочувствовав катастрофичность положения, увидев, как разрубается Россия на части и выжигается сама православная душа её, предпринял попытку, объединив усилия, избавиться от интервентов и правительства, отдавшего Россию на растерзание Польше. Попытка в тот раз не завершилась полным успехом. Чаша горя ещё не была испита Русью до дна. Но просвет стал очевиден. Как мелькнул он уже и в предыдущем, 1610 году.

В тот огненно-кровавый год, благодаря полководческому дару молодого князя Михаила Скопина-Шуйского, в русском обществе воцарилась уверенность, что поляки короля Сигизмунда III вот-вот будут изгнаны, а Лжедмитрий II истреблён… Однако Скопин был отравлен во время столичных пиров, торжествовавших раньше срока победу, и 1610 год стал годом нового витка великой русской Смуты. Поляки, прогнав Тушинского вора (Лжедмитрий бежал в Калугу), взяли Москву в осаду и скоро вошли в Кремль. Добились этого они, как известно, не силой оружия, но тайной дипломатией. Василий Шуйский был низложен, отдан им в плен. Боярская Дума присягнула польскому королевичу, сыну Сигизмунда, Владиславу. Предполагалось, что тот перейдёт в Православие и будет венчан на царство. Кремль распахнул перед поляками ворота и сундуки с казной… Вскоре выяснилось, что король Сигизмунд III самолично желает стать русским царём. Патриарх Гермоген проклял и Владислава и Сигизмунда, а москвичей освободил от клятвы Владиславу. На исходе 1610 года в Калуге был убит Лжедмитрий II; служившие ему русские князья остались не у дел, но служить полякам, новым хозяевам России, они не хотели…

Смута изуродовала межчеловеческие отношения. Никто ни на кого не мог положиться в полной мере. Почти каждый из вождей за годы смуты нарушал принятые на себя клятвы. Тем не менее, как заведено было с древних времён, сбор ополчения в январе 1611 года был начат с примирения нижегородцев и жителей соседнего города Балахны, с клятвенным целованием креста. На призыв Нижнего Новгорода прислать своих ратников откликнулись многие города…

Отряды нижегородцев выдвинулись по направлению к Москве в феврале 1611, по пути к ним присоедниялись другие оряды. В середине марта 1611 года они соединились под Москвой с рязанским ополчением Ляпунова и других воевод, в их числе был и зарайский воевода князь Пожарский.

Каковы были русские люди того времени, прошедшие через мясорубку смутного времени? Вот три яркие фигуры: рязанский воевода Прокопий Петрович Ляпунов (+1611), казачий атаман Иван Мартынович Заруцкий (+1614), князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой (+1625).

Прокопий Ляпунов - выходец из старинного боярского рода, на которого особые надежды возлагал патриарх Гермоген, в своё время, после смерти Бориса Годунова, одним из первых перешёл на сторону Лжедмитрия I; в дальнейшем, сохраняя известное влияние, Ляпунов продолжал чутко ориентироваться в политической конъюнктуре: «одумавшись», присягнул Василию Шуйскому; видел в молодом Михаиле Скопине будущего царя, а когда тот умер, обвинил в его гибели царя Василия и составил против него заговор…

Иван Мартынович Заруцкий – уроженец западной Руси, родился в Тернополе; побывав в турецком рабстве, бежал на вольный казацкий Дон, где со временем стал заметным атаманом. В Москву он впервые попал вместе с Лжедмитрием I, потом был сподвижником Ивана Болотникова и Лжепетра; обладая счастливой внешностью, был «сердцем лют и нравом лукав». Возвысился он при Лжедмитрии II, который сделал его «боярином» и дал ему в подчинение половину своего казацкого войска. В какой-то момент Заруцкий предал самозванца, перешёл в стан Сигизмунда, но, не найдя там, среди гонористой шляхты, той славы, на которую рассчитывал, вновь вернулся к Лжедмитрию II, которому и служил до дня его гибели. Тут же встал вопрос – возвращаться к полякам или примкнуть к Ляпунову? Предпочтение было отдано последнему. Изгнание поляков открывало перед его авантюрным взором неслыханные перспективы… (Он был близок Марине Мнишек, мечтал сделать царём сына Лжедмитрия; кончил жизнь на колу.)

Князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой сделался боярином также при дворе Лжедмитрия II, после сметри которого, как и многие другие князья из стана самозванца, не желая польской власти, откликнулся на призыв Прокопия Ляпунова. В будущем он станет одним из претендентов на русский престол, а позже видным государственным деятелем…

Согласованных действий не было. В Москву смогли проникнуть лишь несколько передовых отрядов, в том числе, кстати, и отряд князя Дмитрия Пожарского, который воевал успешно, но был ранен и вывезен в безопасное место. Поляки устроили в Москве чудовищный погром, настоящую резню среди мирного населения, после чего, разграбив множетво монастырей, подожгли город и заперлись в Китай-Городе. Когда к Москве, к Ляпунову, с казачьми войсками подошли князь Трубецкой и атаман Заруцкий, с новым штурмом Китай-Города спешить не стали, но решили разобраться с будущей властью. Совет всей земли (русское правительство в отсутствии правительствва) возглавили Прокопий Ляпунов, князь Дмитрий Трубецкой и Иван Заруцкий. В силу родовитости и в силу твёрдости характера на первую роль вывинулся Ляпунов, что очень не понравилось боярину Заруцкому. Вскоре в русском стане появилась фальшивая грамота, якобы подписанная Ляпуновым, которая призывала избивать и убивать казаков…Для выяснения обстоятельств дела Ляпунова позвали на казачий круг. Могло бы всё кончится мирно, но родовитый боярин повёл себя надменно и был зарублен. После чего дворяне поспешили покинуть Подмосковье. Войска Трубецкого и Заруцкого остались в своём лагере и пребывали там, блокируя в меру сил поляков, до прихода второго ополчения…

Русское слово

Говоря об идеологах, вождях народного сопротивления, конечно, нужно помнить, что в нашем стане был и «особый герой», равновеликий патриарху Гермогену, князю Скопину-Шуйскому, боярину Прокопию Ляпунову, Козьме Минину, князю Димитрию Пожарскому, его имя – Русское слово.

Публицистические сочинения того времени представляют и поныне несомненный интерес. Хуждоственная сила «Плача о пленении и о конечном разорении превысокого и пресветлейшего Московского государства» и поныне сочувственным эхом отдаётся в сердце православного человека. Читалось это Слово в церквах во время службы после кафизм, то есть вечером, когда в храмах находилось наибольшее число людей. Неведомый автор «Плача» взывал к русским сердцам, жаждущим правды: «Всем людям, угодным Христу, известна высота и слава великой России, каким образом возвысилась и сколь страшна была басурманам, германцам и прочим народам… Доныне были почитаемы и неприкосновенны те, которые приняли на себя ангельский образ иночества, а ныне сколько их пострадало от гнусных убийц, сколько осквернено чистых девственниц, множеством пленников чужие земли наполнены!.. Вот отчего пала превысокая Россия и разрушился столь крепкий столп…» Оттого, что цари «вместо к Богу возводящей лестницы спасительных слов», «вместо духовных людей и сынов света возлюбили детей сатаны, которые уводят от Бога и несомненного света во тьму. И не позволяли слуху разума своего воспринимать слова правдивые…»

Этот «Плач» неведомого нам монаха, как и другие сочинения публицистов того времени, как и громовые грамоты патриарха Гермогена были услышаны русским обществом. Казалось бы, вся слава России, Святой Руси – в прошлом. Но вот же – всё возродилось и преумножилось…

***

Сравнивая положение в 2011 и 1611, мы можем констатировать: в 1611 году информационное пространство было русским. Ныне, как мы понимаем, это не вполне так. Русская задача изрядно усложнилась.

Олег Слепынин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"