На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

История  
Версия для печати

Дорогобуж

По Старой Смоленской дороге

Подготовка к празднованию 200-летия Победы в Отечественной Войне 1812 года встает на реальные рельсы. Государственную комиссию по подготовке к юбилею, включившую губернаторов Московской, Калужской, Смоленской и Калининградской областей, представителей федеральных ведомств, в январе 2009 года возглавил Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев.

… Хочется воскресить в памяти, а затем и наяву места, насыщенные историческими событиями, но оставшимися в стороне от новых путей сообщения. Возможно, ландшафт, не нивелированный за минувшие 200 лет, наименование населенных пунктов, а местами и фундаменты руинированных построек смогут разбудить трепетные чувства. Ведь не отмечалось на этой земле локальных природных катаклизмов подобно потопу, что скрыл легендарную Атлантиду, или обледенению, сковавшему все живое и мыслящее. Причиной видимого ныне упадка стали методы хозяйствования тоталитарного государства, с устранением этой причины, следовательно, есть и перспективы возрождения.

Взглянув на географическую карту начала минувшего века, можно без труда найти на участке Вязьма — Дорогобуж Старого Смоленского тракта места остановок Крестного хода 1912 года, посвященного 100-летию Победы. После города Дорогобу-жа это село Благовещенское, затем Свято-Троицкий Болдин монастырь, где была ночевка, а дальше Славково, Семлево, Зарубежье, Поляново и, наконец, город Вязьма. Конечно, каждый метр древнего тракта, единственного сухопутного пути в срединной Руси, связывавшего с начала XVI века Московию с Европой, дорог нам. Этой дорогой Московское войско шло весной 1500 года на битву за древний русский город Дорогобуж, а затем и на крупнейшую битву феодальной Руси на реке Ведроши. Победа в этой схватке Московского войска над войском Русско-Литовского государства принесла Московии город Дорогобуж, отодвинув от Вязьмы западную границу. Затем почти двадцатилетний период борьбы за ключевой город Смоленск, который перешел Московии только в 1522 году.

Оставили по себе память на старом тракте годы Смуты начала XVII века. В 1634 году в Полянове был подписан мир, по которому граница между Россией и Польшей разделила избранный нами маршрут. Город Дорогобуж: и Болдин монастырь оказались на территории Польши, но ненадолго. Победоносные походы Алексея Михайловича, второго царя из династии, взошедшей на Московский престол после Смуты, вернули в 1654 году России Дорогобуж и Смоленск.

Этой же дорогой шли на Москву в августе 1812 года войска Наполеона, а сопровождавший французского императора художник Христиан Фабер дю Фор делал зарисовки приглянувшихся достопримечательностей. На многих гравюрах упомянуто место Славково, где в усадебном доме останавливался император со свитой и художник. Отечественные же художники запечатлели крах могучей всеевропейской армии, которая после разгрома Милорадовичем отдельных групп корпуса маршала Нея 26 октября 1812 года под Болди-ным монастырем впала в беспорядочное бегство по ими же разоренной территории. Не случайно во многих местах этого участка Смоленского тракта пытливые следопыты до сих пор ищут сокровища, награбленные завоевателями в Москве. Заросшее небольшое озерцо недалеко от Семлева пока не раскрыло своих тайн, а попытки найти сокровища не раз предпринимались и в других водоемах вдоль Смоленского тракта.

Не миновали эти края и лихолетья Великой Отечественной войны. На гряде у села Благовещенского (вошедшего ныне в состав населенного пункта Полибино) до сего времени сохранились остатки бетонных дотов, огнем из которых наши защитники думали встретить наступление фашистских захватчиков на Осьмен-ских заливных лугах, по которым проходил Смоленский тракт от села Благовещенского — Полибина до До-рогобужа. Германские военачальники выбрали иную тактику и обошли этот участок с севера и с юга, замкнув клещи за Вязьмой. В окружение попало четыре армии нашей державы. Об этом трагическом факте Великой Отечественной войны сказано уже много, а в памяти местных жителей запечатлелись колонны плененных наших соотечественников, бредущих по Смоленскому тракту. Кому-то удалось укрыться в лесах, кто-то подался в «зятьки», как называли воинов, пристроившихся в осиротевшие крестьянские дома. Объединенные в партизанские отряды окруженцы и активисты, оставленные специально в оккупации для ведения подрывной работы, освободили от захватчиков многие населенные пункты. В Болдине монастыре, где с ликвидацией монашеской общины в начале 1930 года древние храмовые сооружения использовались под культурные и хозяйственные нужды сельхозкооператива, обосновались партизаны отряда «Ураган». На колокольне монастыря в конце января 1942 года был водружен красный флаг, а 15 февраля партизанами был освобожден и город Дорогобуж. Таким образом, на большой части территории, оккупированной фашистами, была восстановлена Советская власть.

К сожалению, многих достопримечательных мест, окружавших Старый Смоленский тракт, нынешний путешественник не отыщет. Местами не просто проехать даже на велосипеде по бывшей столбовой дороге. Заброшен с 1977 года участок дороги Полибино — Дорогобуж, а в конце октября 1812 года командующему арьергардом отступающей французской армии маршалу Нею на этом участке не удалось сдержать подразделения под командованием Милорадовича. В наше время на заливных лугах, загубленных в компанию тотальной мелиорации в период правления Л.И. Брежнева, еще видны оплывающие очертания бывшей дороги.

Практически непроходим и участок дороги от Славкова до Семлева, где сходятся границы трех административных районов Смоленской области — Вяземского, Дорогобужского и Сафоновского. Построенный в 2008 году, аккурат на этом участке, за федеральные средства мост через реку Кострю в районе не существующего ныне села Чеботова, связал Старый Смоленский тракт с автострадой М-1 (Москва — Минск), что вселило надежду в оживление заброшенных из-за бездорожья населенных пунктов, прилегающих к древнему тракту. В XVI веке мельница в селе Чеботове принадлежала Бол-дину монастырю и приносила доход. Жизнь в Чеботове окончательно угасла совсем недавно, после того как в зимний период был демонтирован и попросту украден «неустановленными электриками» силовой трансформатор с линией 10 кв. Ныне во многих странах стремительно развивается малая энергетика, а река Костря, крутившая много веков жернова мельниц, вполне бы могла вращать и турбину гидрогенератора, обеспечивая электроэнергией всю округу. Причем небольшие водохранилища на подпруженной реке значительно обогатили бы природную среду, вернув ландшафту вид культурно обжитой территории.

Совсем недалеко от Чеботова и приснопамятное Успенское — Шилово, известное существовавшим прежде двухъярусным храмом, построенным на средства полковника Якова Никитича Арсеньева в 1766 году. Церковь украшали замечательные резные иконостасы в летнем и зимнем храмах. Деревянная скульптура из этого храма, упраздненного Советской властью в 1920-е годы, украшала, правда недолгий период, экспозицию музея в Болдине монастыре. Унесенный Советской властью символ защиты — образ Николы Можайского, в правой руке которого меч, а в левой руке хранимый град, как бы определил судьбу издревле обжитых мест. Одним из настоятелей храма был отец Павел Ильенков, почивший в 1905 году и похороненный вблизи храма. Его сын — Василий, возглавлявший 1920-е годы Смоленский областной отдел народного образования, стал известным советским писателем. До последних дней своей жизни его дочь Наталия Павловна — архитектор-реставратор, получившая Государственную премию за работы над памятниками столицы, размышляла над тем, каким архитектурным символом обозначить на земле обезлюдевшее место.

Можно долго перечислять утраты, но чтобы все сказанное осталось не на бумаге, а вернулось к созидательной жизни на Старом Смоленском тракте, нужна инфраструктура, забвение которой и привело к опустошению издревле обжитых земель. Начало должно быть положено восстановлением дороги. Это не прожектерство, а дело, вполне согласующееся с современным подходом к дорожной сети, разрабатываемой на Смоленщине. Старый Смоленский тракт должен стать дублером автобана М-1 на участке Вязьма — Смоленск, проезд по которому запланировано сделать платным. Автобан хорош для потоков транзитных грузов и для тех, кто хочет быстрее попасть из одного пункта в другой. Тем же, кто хочет познать историю и достопримечательности западной части России, — путь по старому Смоленскому тракту. Кстати, обустроенный проезд по этой дороге, вне всякого сомнения, послужит толчком к становлению новой жизни. Конечно, воссоздание древнего пути должно быть выполнено без нанесения ущерба древним населенным пунктам с учетом перспективы их воскрешения.

О возможности воскрешения наиболее памятных мест на Старом Смоленском тракте может свидетельствовать опыт возрождения Болдина монастыря, в который уже сейчас пробирается множество паломников и туристических групп. Привести дорогу в порядок — и станет Болдин монастырь более доступным, что повлечет создание инфра структуры для обеспечения приема большей части гостей вне стен монастыря, а это и дополнительные рабочие места для воскрешаемой территории.

Болдин монастырь манит своими сакральными ценностями, а также насыщенной историей и памятниками. Основан монастырь в 1530 году иноком Герасимом, пришедшем в эти края в 1528 году из города Переславля-Залесского. В житии Герасима Болдинского, изданном в 1893 году, но написанном на основании списков жития XVII века, в предисловии замечательно обозначено жизнеутверждающее начало новой монашеской обители: «Так волею Божией на поле брани Руси с Литвой возник приют мира и молитвы: где слышались враждебные клики сражавшихся, раздались священные песнопения; где поднимался оружейный дым, пошло к небу курение кадила. И не один русский, идя на врагов, получал молитвенную помощь от подвижников обители, не одно сердце возбуждалось этой помощью к защите веры и Отечества». Разве может быть забыто место, столь памятное в истории страны?! Сегодняшним путешественникам непросто понять, почему народ, защитивший эту землю от стольких претендентов на владычество, так бездарно растратил вековые богатства.

Не прошло и семидесяти лет со дня основания Болдина монастыря, как на луговине, полого спадающей к речке Болдинке, был воздвигнут белоснежный архитектурный ансамбль, перекликавшийся формами с лучшими образцами архитектуры Московии. Крепко встала Московская Русь на Смоленщине. Два пастыря из настоятелей Болдина монастыря были возведены архиереями на кафедры в конце XVI — начале XVII века: Антоний в 1585 году стал епископом Вологодским и Великопермским, а Феоктист в 1603 году — архиепископом Тверским. Оба святителя за свои богоугодные дела причислены к лику святых Русской Православной Церковью.

В начале XVII века, в Смутную эпоху, сооружения Болдина монастыря устояли, пережив кратковременное вселение в стены обители ордена иезуитов. Останавливаясь во время военного похода в 1654 году на территории Болдина монастыря, царь Алексей Михайлович поспособствовал возвращению в обитель православной монашеской общины и обустройству монастыря мастерами, вывезенными из Орши.

Однако имперские начала следующих правителей на долгие годы «притушили» роль Болдина монастырь, впрочем, как и всего православного начала в формировании самосознания в защитниках Отечества. Возможно, поэтому Русская армия избрала в 1812 году тактику удушения противника путем втягивания его в российские просторы с оставлением опустошенных городов. Оставленный в августе жителями город Дорогобуж встретил французскую армию лишь неубранными полями с наливавшимися капустными кочанами, поэтому вошел в историю войны как капустный город. Французы сожгли деревянный город, но силуэт, определявшийся храмами XVIII века, не пострадал.

Болдин монастырь тоже был оставлен насельниками, где-то в середине августа. В стенах обители оставался только один монах, Алексей Зубрицкий, впоследствии ставший иеродиаконом. Его подвигом гордились в монастыре, и в 1887 году настоятель монастыря архимандрит Андрей (Васильев) в метрике, составленной по запросу Императорской Академии художеств написал: «И вот один из офицеров с отрядом солдат отправились в главный храм; при виде в этом храме монаха офицер обращается к нему со словами: «Vivat Napoleon», а монах смелым голосом ответил: «Виват Александр». За такой ответ монах получил от офицера удар по шее саблею. Потом опять французский офицер возражает монаху: «Vivat Napoleon», а монах вторично ответил: «Виват Александр», за вторичный ответ офицер замахнулся саблею, но не ударил монаха, а только плюнул на него. Потом... местные иконы вынимали из иконостаса на шалаши, а на некоторых рубили мясо, а в прочих церквах лошадей своих ставили и прочие нелепости творили, а монах от монастыря не отлучался во все оное время, несмотря ни на какие лишения и страх».

Совсем другая картина была у стен Болдина монастыря при отступлении французов в 20-х числах октября. Голодных и оборванных захватчиков 24 октября «прихватил» морозец и выпавший снег. Картина В.В. Верещагина, по всей вероятности, хорошо передает и внешний вид, и упадок их духа.

Очистили страну от завоевателей, и снова принялся народ обустраивать обжитые места. Вернулась братия и в Болдин монастырь. Говоря о преобразованиях в Москве после изгнания захватчиков, часто цитируют строки из поэмы А.С. Грибоедова «Горе от ума» — «Пожар способствовал ей много к украшенью». Конечно, преобразилась Москва на европейский лад, но утраты средневековой застройки были невосполнимы. В Болдине монастыре основные сооружения конца XVI века и ограда середины XVIII века, к счастью, уцелели, но храмы были разграблены и осквернены. Болдин монастырь был приведен в порядок, а в Троицком соборе был сооружен замечательный памятник над усыпальницей семьи Долгоруковых, потомок которых, Андрей Николаевич Долгоруков, в немалой степени способствовал очищению обители от скверны и в 1843 году был тоже погребен в Троицком соборе рядом со своими родителями и двумя братьями. Кстати, один из его сыновей, Владимир Андреевич, легендарный московский генерал-губернатор, при котором был сооружен в конце XIX века главный памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года — храм Христа Спасителя в Москве.

В XIX на территории Болдина монастыря были похоронены в родовой усыпальнице два участника баталий 1812 года — генерал-майор Михаил Степанович и Семен Степанович Вистицкие. Их родовое имение, дарованное предкам еще царем Алексеем Михайловичем, находилось в Елисеенках, что на правом берегу реки Днепр, напротив Старого Смоленского тракта, проходящего по Осьменским лугам Днепровского Левобережья от Полибина к Дорого-бужу. Кстати, недалеко от Елисеенок снимал в 1965 году Сергей Федорович Бондарчук инсценировку баталии на Бородинском поле для фильма «Война и мир». И жители города Дорогобужа жили событиями 1812 года, а некоторым удалось попасть и в кадры легендарной ленты. Дорогобужане, естественно, и это событие вписали в свою историческую летопись.

Широко праздновалось в России 100-летие победы в Отечественной войне на Бородинском поле, в Смоленске и в других местах. Была установлена памятная колонна и в городе Дорогобуже. По Древнему тракту прошел крестный ход от Смоленска до Бородинского поля. Но в целом XX век оставил на всем Смоленском тракте лишь разорение. Древний город Дорогобуж фактически утратил свое лицо с разрушением всех храмов центральной части города, но сохранил планировку и таящий тайны культурный слой, поэтому и вписан в список древнейших городов России. В 2000 году, когда отмечалось 850 лет городу, на древнем валу были лишь памятники побед в Отечественной войне 1812 года и в Великой Отечественной войне. И если после жесточайших битв и неисчислимых потерь Великой Отечественной войны оставшиеся в живых сами возвращались на пепелища своих сел и деревень, то сегодня нужно искать животворящие начала для зарождения новой жизни.

Иное дело Болдин монастырь — заложенные преподобным Герасимом основы православного взаимоотношения с объективно существующей реальностью были и остаются созидающей силой. Разорение православных святынь, начатое новой властью в 1920-х годах, не могло не привести и к большим утратам. В марте 1943 года основные сооружения монастыря, возведенные в конце XVI века, — Троицкий собор, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы при трапезной палате и колокольня — были взорваны отступавшими фашистами. Была ли это месть за то, что стены этих древних сооружений давали приют партизанам, или желание стереть с лица земли высокохудожественные свидетельства достойной жизни коренного населения на этой земле, неясно. Нам важнее, чтобы грядущие поколения местных жителей достойно жили и созидали на этой земле.

Спасение остатков древней архитектуры Болдина монастыря было начато в начале 1960-х годов выдающимся борцом за сохранение и «вживление» в существующую реальность памятников русской культуры Петром Дмитриевичем Барановским. В 70 лет прийти на руины памятников, с которых так вдохновенно начинался его творческий путь архитектора-реставратора в 1912 году, мог решиться только человек, глубоко убежденный в правильности выбранного пути. Дело продолжили последователи. С 1969 года в течение более двадцати лет под руководством автора статьи трудились студенческие реставрационные отряды Смоленского педагогического института, мастера Смоленских реставрационных мастерских и группы помощников реставраторов Московского городского отделения ВООПИиК. Центральный совет ВООПИиК финансировал работы, которые проводились ежегодно в летний период в течение 1 — 1,5 месяца. На реставрационных работах выручали студенты и отпускники. Организовать в непростых условиях работы помогали власти Дорогобужского района и, конечно, директора ближайших к Болдину совхозов «Ставково» и «Васинский». На разбитых участках бывшей Старой Смоленской дороги дежурили совхозные трактора, чтобы помочь машинам со стройматериалом и другими грузами добраться до еще обитаемых в то время населен-ных пунктов.

Реставрационные работы в бывшем Болдине монастыре, начатые под благородную задачу музеефика-ции насыщенного историческими событиями места, с каждым годом все больше входили в противоречие с окружавшей действительностью. Несмотря на то, что предпринимались шаги по обустройству дороги и к концу 1980-х годов добраться до Болдина можно было уже и на легковой машине, процесс оттока населения стал необратимым. Условия жизни и работы на селе были несопоставимы с тем, что было доступно на строящихся гигантах индустрии даже в ближайших поселках и городах. В Болдине к этому времени практически не осталось трудоспособного населения. Держались только центральные усадьбы совхозов, так называемые перспективные населенные пункты. Процессы последнего двадцатилетия добили окончательно сельскую глубинку.

Противоположная картина на территории Болдина монастыря. Приезд в Болдино 31 июля 1989 года архиепископа Смоленского Кирилла, нынешнего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, стал началом пробуждения на территории обители к жизни, заложенной преподобным Герасимом. Приезд был инициирован письменным обращением автора данной статьи с изложением роли обители в истории России. Первую церковную службу на территории монастыря в день памяти основателя монастыря преподобного Герасима 14 мая 1990 года провел игумен Антоний (Мезенцев). В кирпичной коробке бывшего небольшого храма на месте поселения основателя монастыря впервые прозвучали величания преподобному. На территории монастыря в то время не было даже приличных келий для постоянного проживания насельников. Но восстановленная из руин колокольня и первый ярус трапезной палаты под консервационной кровлей вселяли надежду на воссоздания древнего облика обители, которое в конце XX века уже и не мыслилось только архитектурной достопримечательностью без естественной монашеской жизни. Сегодня в Свято-Троицком Болдине монастыре более тридцати постоянных насельников, возглавляемых с первых дней отцом Антонием, возведенным в сан архимандрита в декабре 1997 года при освящении восстановленного храма Введения при трапезной палате. За прошедшие годы территория монастыря преобразилась, приведены в достойный вид и надгробия над могилами семьи Вистицких. В 2005 году было начато и воссоздание главного сооружения монастыря — Троицкого собора, в котором после его завершения с почитанием будут вспоминать и покоящиеся в усыпальнице Долгоруковых и других благотворителей, поддержкой которых жила, живет и, можно верить, будет жить многие века эта обитель.

Без сомнения, Свято-Троицкий Болдин монастырь должен быть включен в программу торжественных мероприятий празднования 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года, и, как сто лет назад, по восстановленному Старому Смоленскому тракту пройдет крестный ход от Смоленска до Бородинского поля.

Александр Пономарев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"