На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

История  
Версия для печати

Родина негромкая моя

Исторический очерк

СКВОЗЬ ТУМАН ВЕКОВ

У первой части этих записок два автора. Оба они священники, жившие в рубежное время – на грани XIX XX веков. Для них, как и для меня, человека уже иной эпохи, воронежский городок Россошь стал судьбоносным. «Под куполом небес есть место золотое» – милая родина…

Россоши и Россошанскому району повезло. Уже в XIX веке здесь жили люди, интересовавшиеся историей родного края. Они по крупицам добывали сведения о его прошлом. Описывали, анализировали и изучали современные им события. Имена наших первых краеведов, к счастью, не канули в лету. Их труды до сих пор вызывают интерес исследователей.

Так историю сёл Россошанского района – Новой Калитвы и Старой Калитвы (в XIX веке слобод Острогожского уезда Воронежской губернии) дал в своих очерках священник и педагог Николай Алексеевич Куфаев. Он служил в Троицкой церкви Новой Калитвы. Одновременно преподавал в земской школе Закон Божий и другие учебные предметы. При его участии была открыта и действовала церковно-приходская школа. Он писал и печатался в «Воронежских епархиальных ведомостях», «Воронежских губернских ведомостях». Уезжая в I 902 году из слободы, Н.А. Куфаев подарил свой дом церковно-приходской школе, свидетельствуют старожилы. В советское время в нём располагалась детская библиотека. О Новой Калитве писал и учитель Ново-Калитвянского земского училища, краевед Алексей Хреновский – автор очерка «Слобода Новая Калитва», напечатанного в «Воронежских епархиальных ведомостях» в 1874 году.

История храмов края изложена в труде уроженца здешнего села Караяшник (ныне Ольховатского района), церковного деятеля, историка, краеведа Дмитрия Ивановича Самбикина «Хронологический указатель церквей в Воронежской епархии (1586-1886)». Статистические данные, затрагивающие изучение доходов крестьян слобод Лизиновка, Новая Калитва и Старая Калитва, в XIX веке были собраны и обобщены под началом историка, экономиста, земского и общественного деятеля Фёдора Андреевича Щербины.

Что касается собственно Россоши, то её первая, известная на сегодняшний день, летопись была написана историком Тихоном Митрофановичем Олейниковым. Он родился в 1883 году в селе Неровновка Острогожского уезда (ныне Ольховатского района) в семье священника. Высшее образование получил в Духовной академии. С 1910 года – преподаватель словесности в Воронежской духовной семинарии, председатель церковного историко-археологического комитета, редактор журнала «Воронежская старина». В советское время работал хранителем краеведческого музея. Был репрессирован.

Очерк о нашем городе Тихон Митрофанович назвал просто: «Слобода Россошь Острогожского уезда и ея Крестовоздвиженская церковь». В предисловии к своему труду автор указывает, что в его основе материал архива Воронежской Духовной Консистории и летопись, «написанная и ныне ещё здравствующим протоиереем Ильею Андреевичем Соколовым, проживающим в своём доме, в слободе Россоши».

Илья Андреевич Соколов был священником россошанского Крестовоздвиженского храма 31 год. В 1890-е годы он был одним из инициаторов строительства второго храма в слободе – Пророко-Ильинского. В 1900 году он перешел в Тверскую епархию. В городе Осташков был произведен в сан протоиерея, служил настоятелем Троицкого собора. В 1905 году, «выйдя заштат», он снова вернулся в слободу Россошь. Здесь в XIX веке, кстати, 49 лет прослужил священником и его отец, оставил по себе добрую память.

Предлагаемый читателям краеведческий очерк о нашем городе был впервые опубликован в журнале «Воронежская старина» в далеком 1916 году. Текст печатается с сокращениями.

Слобода Россошь Острогожского уезда

и ее Крестовоздвиженская церковь

 

Слобода Россошь (Россоша) находится в Острогожском уезде.

Земля Острогожского уезда до заселения черкасами, а затем русскими, вся была государственная; никаких земельных участков, принадлежащих частным лицам, не было.

Здесь кочевали татары. Занимаясь грабежом, они так полюбили эту местность, что больших усилий стоило прогнать их отсюда.

В настоящее время о татарах свидетельствуют попадающиеся в Россошанской местности курганы. Некоторые из этих курганов, по раскопкам Г.А. Черткова, оказались могилами; другие, очевидно, были сторожевыми пунктами.

Татары имели здесь и свои кумирни: около слободы Ровенек, близ реки Айдары, крестьяне при распашке земли плугом вытащили несколько татарских божков. Это было лет 50 тому назад.

Когда черкасы устроились слободами, появились Калитва, Белогорье, Ровеньки и другие селения; им дарована была правительством земля и на первых порах денежное жалование, с наказами, чтобы они Государю служили, Русь от врагов оберегали, в своих слободах на вечное житье строились, и земли пахали, и хлеб сеяли.

Когда прошла нужда в охране, боевой образ черкасов уступил место мирным сельским занятиям. Они стали именоваться войсковыми жителями, а потом государственными крестьянами.

Поселенцы слободы Россоши и некоторых окрестных слобод и хуторов пришли в здешние края позже. От них уже не требовалось сторожевой службы, хотя и им приходилось в первое время отбиваться от воровских татарских шаек. Они заняли землю, которая принадлежала наказному полковнику Острогожского полка Ивану Ивановичу Тевяшову, современнику Петра Великого. Поселившиеся казаки были закрепощены и стали именоваться подданными черкасами.

Заселение слобод и хуторов, закрепощенных за Тевяшовым, происходило таким образом: малороссийские казаки из Черкасс и других мест целыми сотнями верхом на лошади, пешком и на возах с семьями и домашним скарбом двигались на Острогожск, где в то время были власть имущие. В Острогожске они узнавали о свободных местах для заселения, заручались разрешением и отправлялись по назначению. Но было и так, как рассказывают старые люди: с Острогожска шел большой шлях на Дон. На этом шляху, в 65 верстах от Острогожска, был маленький хутор Развилки (теперь Новопостоялый). Развилки и все кругом на громадное расстояние земли принадлежали помещику Тевяшову. При этом хуторе дорога разветвляется: вправо идет на Ольховатку, влево на сл. Россошь. Тут были устроены несколько землянок и курень; в этих помещениях жили казаки, слуги Тевяшова. У них в курене была водка в бочонках. Едут поселенцы. «Здоровы буллы, Панове! Куды Бог несэ?»

– А хиба не бачитэ, шо шукаем воли». Слово за слово. Дело слажено. Партия поселенцев препровождается в Ольховатку, или в Россошь, или в другие хутора Тевяшова, где они водворялись.

Петр Великий за верную службу по охране украины отдал в вечное владение с указанием границ полковнику Ивану Ивановичу Тевяшову следующие поселения: Колыбелку, Марок, Солдатку, Переезжую, Гредякин, Ивановку и другие поселки. Все эти поселки И.И. Тевяшов передал своему сыну Степану, а другому сыну Ивану достались слободы Россошь, Ольховатка, Михайловка и село Воскресенское. Таким образом, нынешний Острогожский уезд был отдан Тевяшовым за их заслуги. Заслуги же Тевяшовых состояли в том, что они, не щадя жизни своей, охраняли украину от Крымских, Ногайских татар, над которыми они одержали великую победу.

Около Острогожска есть местность, называемая Ризанка: говорят, что тут между казаками и татарами произошло огромное сражение, перешедшее в резню: татары были опрокинуты и уничтожены. Вероятно, победителем был полковник Тевяшов.

 

НАЗВАНИЕ РОССОШИ

Реки – Россошь и Черная Калитва (Черною названа потому, что на глубоких местах реки цвет воды – черный; густые и высокие камыши с двух сторон сделали воду еще чернее), имея течения: первая – с севера, вторая – с запада, образуют угол. В этом углу на рубеже XVI - XVII веков стали селиться первые поселенцы. От расположения хат по берегам обеих рек, имеющих форму угольника, или так называемой «россохи», и слобода получила название Россошь.

Другие название Россошь производят от слова «роскошь». Природа в то время была действительно роскошная: многоводные реки изобиловали множеством рыбы (сомы, говорят, были таких размеров, что поедали уток), озера и болота – многочисленными стаями всякой птицы (лебеди и дикие гуси имели выводки), дремучие леса – всякого рода животными (водились олени, медведи), а луга и степи покрыты были прекрасными травами.

В слободе Лизиновке, в семи верстах от Россоши, протекает маленькая речонка, называемая Свинуха. Берега этой реки и низменные места покрыты были глубокими камышами. Тут водились дикие кабаны и свиньи, от которых никому не было прохода. Несколько лет было употреблено поселенцами, чтобы уничтожить их.

Могло быть так: те, которым было поручено указывать поселенцам места для заселения, называли эту местность «роскошью», а потом и Россошью.

Первые поселенцы слободы Россоши были малороссийские черкасы. Черкасами писались они в исповедных книгах россошанской церкви и в 1812 году, а в метриках они просто назывались подданными.

Какова была Россошь изначально? Во-первых, реки Россошь и Калитва в то время значительно были шире и глубже; берега рек покрыты были сплошными камышами. За рекою Россошью, где теперь Заболотовка, и далее к вокзалу, были громадные болота, поросшие камышом и осокой; по этим местам в ту пору нельзя было ни пройти, ни проехать.

Россошане с этой стороны были вполне обеспечены от набегов татарских шаек, с южной стороны была также природная защита для них: река Калитва настолько была глубока и широка, что перебраться через нее было очень трудно, а по ту сторону реки, по направлению к Лизиновке, – опять сильные камыши с дикими свиньями и кабанами. С северной стороны, где теперь большое кладбище, кирпични и улицы, что на реке Россоши и под горой, был громадный лес, который тянулся до Лескового и далее к Ольховикову. В этом лесу прадеды наших россошан парили лес и гнули ободья, почему и вся эта местность называется «парня».

Открытой была одна западная сторона, но с этой стороны, по словам старожилов, была глубокая канава и вал. Своими концами вал упирался в берега рек Калитвы и Россоши; в середине вала были ворота, а по линии вала сторожевые вышки, на которых караулили по очереди россошане. При появлении врагов, все женщины, старики и дети прятались в камышах, а мужчины вступали в бой с врагом, отстаивая свои семьи и «худобу».

Умерший 35 лет тому назад крестьянин слободы Россоши (умер 80 лет от роду) свою фамилию Дирконос объяснял так: прадед его воевал с татарами, которые часто набегали на Россошь и разоряли ее. Вражья стрела попала ему в нос и «пробила дырку»; с той поры и стали дразнить его Дирконосом.

 

ЗАНЯТИЕ РОССОШАН

Жители слободы Россоши издавна занимались и занимаются земледелием. Последняя вдова и та старается засеять хотя бы малую часть земли. Но кроме этого, многие из россошан промышляют овчарством. Все лишние в семье мужчины от 15 до 60 лет уходят в донские места, в овчары, с первого марта до «отбойки» – т.е. до 15 ноября. Девушки уходят тоже в донские места партиями на черную работу.

Иные занимаются торговлей, ссыпкою хлеба, извозом, многие служат на железной дороге.

 

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

В Россоши издавна существует Крестовоздвиженская церковь. По преданию, первая россошанская церковь в честь Воздвижения Креста Господня построена в царствование Петра I . Освящена, вероятно, с разрешения Воронежского митрополита Пахомия, управлявшего епархией с 1714 по 1723 годы. О постройке церкви ходатайствовал сподвижник Петра I полковник Черкаского полка Иван Иванович Тевяшов.

Первая церковь была лубяная, т.е. покрыта липовыми лубьями, и существовала не более 20-30 лет. Вследствие усиленного заселения слободы Россоши и окрестных хуторов черкасами – с разных сторон малороссами-переселенцами, построенная церковь скоро оказалась малопоместительною. В силу этого, после смерти И.И. Тевяшова в 1725 году сын его, тоже Иван Иванович, современник Анны Ивановны и Елизаветы Петровны, начал ходатайствовать о построении в слободе Россоши новой церкви.

«Имеется у меня нижайшего, – так писал он 28 апреля 1742 года Епископу Иоакиму, – в слободе моей Россоши церковь во имя Воздвижения Честного Креста, которая весьма мала. И по прошению той слободы всего народа и по желанию моему надлежит оную церковь вновь построить в другом удобном месте: того ради ваше преосвященство покорнейше прошу для окладу оной церкви дать преосвященства вашего Острогожскому протопопу Анатолию – повелительный указ».

Вторая церковь в Россоши уже была готова к освящению в 1744 году. Но в этом году церковь не была освящена. Задержка произошла потому, что Острогожский протопоп Антоний не мог представить данный ему указ о построении церкви в слободе Россоши (указ сгорел в его доме). Завязалась переписка, оттянувшая освящение церкви до 1747 года.

В начале 1760-х годов церковное строение изветшало. Россошане получают разрешение строить новую церковь.

Она строилась семь лет. Хотя жители слободы Россоши дали обещание строить церковь самостоятельно, тем не менее, в июле 1766 года они уполномочили своих священников Василия Венецкого и Михаила Васильева, дьякона Дионисия Васильева и двух своих ктиторов Семена Будкова и Ивана Фроленко просить бывшего тогда Епископом Святителя Тихона о выдаче книги для сбора пожертвований на «иконостас и церковную утварь». Святитель Тихон 4 июля 1766 года положил резолюцию: «Дать книгу и указ».

В мае месяце 1769 года священник Василий Венецкий, сообщая Епископу Тихону о том, что церковь в слободе Россоши закончена, просил его дать указ об освящении.

26 мая церковь была освящена.

Так как новый иконостас и иконы еще не были готовы, то поставили пока иконостас и иконы из старой церкви.

Новый иконостас готовился сравнительно долго: так, уже в 1770 году священнослужители и жители слободы Россоши просили Еп. Тихона дать книгу для сбора пожертвований на уплату за иконостас.

Старая церковь была продана жителям слободы Александровки, а те, устроив у себя каменную церковь, уступили ее жителям слободы Терновки, где она существует в разобранном виде и по настоящее время.

В одном из формуляров за 1818 год выстроенная церковь так описывается: «2-х престольная – престол в честь воздвижения Животворящего Креста Господня освящен в 1779 году; престол во имя Св. Стефана Архиепископа Сурожского, освящен в 1797 году (имя Стефана Сурожского носил помещик Степан Иванович Тевяшов). Церковь крепка, на каменном фундаменте. Вновь покрыта железом. Утварь достаточная. При ней колокольня деревянная, построена в 1787 году, покрыта железом. В 1818 году устроена каменная ограда с железными решетками; на востоке в ограде устроены каменные башни, а на западе каменный караульный дом, 4 каменные лавки, одна маленькая деревянная и больничный дом с двумя покоями. По преданию, живое участие в постройке этой церкви принимал полковник Степан Иванович Тевяшов, сын Ивана Ивановича, который заботился о построении второй Россошанской церкви. Церковь эта была устроена на том же месте, где и была вторая церковь, ближе к западной стороне старой базарной площади. Существует и глухая каплица на месте престолов. Такая же каплица устроена была и на месте престола первой церкви, немного дальше к востоку той же площади».

Эта церковь обслуживала духовные нужды россошанских обывателей и хуторян 65 лет, до окончания в 1834 году настоящей каменной церкви, которая находится на новой базарной площади.

Со смертью Степана Ивановича Тевяшова, род Тевяшовых прекратился. Имение перешло во владение фамилии Чертковых. Единственная дочь Степана Ивановича Евдокия вышла замуж за Дмитрия Васильевича Черткова, сына Василия Алексеевича Черткова, Воронежского Генерал-Губернатора. Во владение Евдокии Степановны от отца поступило крестьян обоего пола 13950 душ и 200000 десятин земли в Острогожском, Богучарском и Валуйском уездах. Заботу о построении каменной церкви принял на себя Дмитрий Васильевич Чертков, а после смерти – его сын Генерал-Лейтенант Николай Дмитриевич, которому по разделу в 1829 году имения досталась Россошь с ближайшими хуторами, с населением душ мужеского пола 6144 и землею 55 тысяч десятин.

Настоящий Крестовоздвиженский храм построен и освящен в 1834 году, а окончательное устройство внутри храма – в 1843 году, по освящении северного предела. Устроен на кошельковые, свечные и просительную книжкой деньги. Пособием служили мостовые и гуртовые сборы: с посторонних с каждого воза брали по две копейки, с рогатого скота, прогоняемого на ярмарки, по одной копейке. Помещик Николай Дмитриевич Чертков, как видно из просительной книжки, первый подписал на храм 1000 рублей ассигнациями (298 рублей 33 копейки серебра). Отец его Дмитрий Васильевич еще в 1820 году входил с прошением к преосвященному Епифанию Епископу Воронежскому и Черкасскому о дозволении взамен обветшавшей деревянной церкви устроить новую – каменную. План и фасад храма утверждены 16 сентября, а грамота подписана 30 сентября 1820 года. В грамоте выражено желание преосвященного, чтобы здание окончено было в пять лет. Но постройка храма затянулась почти на 14 лет. Причиной замедления постройки мог быть не состоявшийся еще раздел имения Дмитрия Васильевича между тремя сыновьями и двумя дочерьми и, вероятно, неблагополучные годы 1831 и 1832-й, первый – холерный, второй – совершенно голодный.

В голодном году нашим малороссам впервые пришлось познакомиться с «москалями» северных уездов Воронежской губернии. У них жители наши зимовали свой рогатый скот и овец. Там они научились и сеять рожь, а то все сеяли одну пшеницу.

В архитектурном отношении Крестовоздвиженский храм вполне может быть назван величественным. Не только приезжие восхищаются его видом, но и местные жители часто останавливают свой взор на нем. Форма храма почти квадратная; длина внутри 40 аршин, ширина 36 аршин, вышина до кольца в среднем куполе, на котором вист люстра, 41 аршин, вышина же всего храма с крестом на главе 52 аршина. Храм имеет пять куполов, средний круглый с такою же крышей, внутри в окружности имеет 40 аршин, по углам купола квадратные, с полукруглыми крышами, значительно выше среднего купола. Они покрыты кровельным железом, окрашены зеленой краской, главы и кресты на них вызлащены. Купола утверждены на 4-х обширных каменных столбах, поддерживающих своды. С наружной стороны храм имеет 4 одинаковой формы фронтона. С восточной стороны фронтона 3 окна; выдвинутый вперед, он увеличил размер главного алтаря. С западной, северной и южной сторон фронтоны поддерживаются 6-ю высокими круглыми столбами, украшенными сверху алебастром. И так как тут же в стенах здания устроены входные двери, то к фронтонам, во всю длину их, приделаны из плит и самородного камня паперти. Церковь и доселе существует в том виде, в каком была первоначально. Чтобы сделать храм более просторным, строители на первых порах сделали некоторое отступление. Решено было каменную колокольню устроить отдельно.

К постройке колокольни приступили в 1836 году. Она была очень небольшая, в два этажа, но имела очень высокий шпиль, почти равнявший ее с высотою церкви. 19 февраля 1861 года на ней еще производился звон, призывавший крестьян для выслушанья Высочайшего Манифеста Императора Александра II о дарованной помещичьим подданным свободе.

Крестовоздвиженский храм 3-х престольный. Главный – во имя Честнаго и Животворящаго Креста Господня, освящен 15 сентября 1836 года, с южной стороны придел во имя Св. Николая Архиепископа Мирликийского, освящен в 1834 году 17 сентября и с северной стороны придел во имя Св. Дмитрия Ростовского, освящен 1843 года августа 21 дня.

До 1851 года стены Крестовоздвиженского храма внутри белились известью, а алтари красились голубой краской. В 1851 году началось расписывание всей церкви, которое и закончилось в 1853 году. В 1879 году было произведено новое расписывание церкви: прежние стенные изображения были уничтожены и заменены новыми из библии по рисункам Доре.

Придельные престолы в храме были освящены в честь тех святых, имена которых носили помещики Чертковы, принимавшие живое участие в его построении. Впрочем, и некоторые хуторские поселения получали имена своих владельцев. Так, слобода Александровка названа по имени зятя Дмитрия Васильевича Черткова – тайного советника Александра Солнцева, а именем жены его Екатерины Дмитриевны хутор Стрыжкова назван Екатериновкою. Слобода Марьевка – бывший хутор Гвоздев, названа по имени Марии – дочери Дмитрия Васильевича Черткова. Хутор Маловатский назван Лизиновкой по имени Елизаветы Ивановны Чертковой, которая была замужем за генералом Григорием Ивановичем Чертковым, сыном Ивана Дмитриевича Черткова. Хутор Ольховиков назван Николаевкою по имени генерал-лейтенанта Николая Дмитриевича Черткова.

Еще был и такой обычай: когда умирал помещик, а Чертковы все были в генеральских чинах, мундиры их, шитые золотом, звезды и ордена передавались в храмы на память. Делался ящик за стеклом, куда помещались каска с перьями, мундир, звезды, лента, ордена. Ящик устанавливался в притворе храма, чтобы народ, приходя в церковь, видел, какой чести заслужил их покойный помещик. Спустя более или менее продолжительное время, все эти вещи церковными старостами сдавались золотых дел мастерам для обмена на церковную утварь.

Настоящая колокольня Крестовоздвиженской церкви, отдаленная от церкви на 65 шагов, имела 4 этажа и была восьмигранная, купол и шпиль – железные, покрыты жестью, глава и крест – медные, вызлащены через огонь. Каменною кладкою колокольня выше церкви, вышина 82 аршина. Устроителями этой весьма величественной колокольни были всецело два лица: отец Андрей Степанович Соколов и близкий ему по духу церковный староста Михаил Данилович Жарый. К постройке здания приступили они «без гроша денег». Жарый от предшественника своего церковного старосты Ивана Сухомлина принял ключи от церкви и несколько медных пятаков. Между тем, при помощи Божьей, за колокольню уплачено около 30 тысяч рублей.

В начале 1861 года отец Андрей Соколов пешком предпринимает путешествие в Москву. Была цель поклониться московским святыням и попросить нового россошанского помещика тайного советника Александра Дмитриевича Черткова, которому после смерти Николая Дмитриевича Черткова досталась по разделу Россошь, оказать помощь по сооружению колокольни. Отец Андрей нашел Александра Дмитриевича в подмосковном имении Чернево. Был радушно принят. Выслушав просьбу, Александр Дмитриевич послал за архитектором г. Бурениным, которому и поручил составить план на колокольню. Через несколько дней, пока отец Андрей ходил на поклонение в Ростов, Новый Иерусалим, Звенигород и другие места, план был готов, с которым он и возвратился в Россошь. Колокольню строил московский подрядчик Грязнов. При постройке колокольни не обошлось без несчастья. Один из рабочих упал со второго этажа и разбился насмерть, а когда здание было окончено, звонарь из местных жителей упал с третьего этажа и был поднят без признаков жизни. По окончании постройки колокольни, отец Андрей приступил к сооружению в нижнем этаже колокольни храма в честь Благоверного Князя Александра Невского, имя которого носил Александр Дмитриевич Чертков. Для этого он неоднократно с преданными ему стариками и своими ученицами-певчими ходил с иконой Немецкой Божьей Матери по всему приходу из хаты в хату, служил молебны и просил, кто сколько мог пожертвовать. Сын умершего Александра Дмитриевича Черткова капитан гвардии, впоследствии Обер Церемонимейстер Григорий Александрович Чертков на устройство иконостаса пожертвовал семьсот рублей. Престол освящен по распоряжению Архиепископа Серафима местным благочинным протоиереем Георгием Петровым в 1876 году 13 января.

Крестовоздвиженская церковь всегда была достаточно снабжена необходимой церковной утварью. Так, в еще в 1744 году в Крестовоздвиженской церкви были серебряные вызлащенные сосуды, ризы (были даже шелковые) и все церковные книги.

Кроме Крестовоздвиженской церкви, в слободе Россоши существует и другой храм во имя пророка Божия Илии. Храм этот был заложен в 1897 году 20 июля, а освящен 31 мая 1916 года. На построение этого храма сдал свою жертву (200 р.) приснопамятный пастырь праведный протоирей Иоанн Сергиев Кронштадский.

Храм построен в Византийском стиле и представляет величественное здание; увенчивается главным куполом и прилегающими к нему с 4-х сторон 4-мя полукуполами. Высота его внутри от пола до средней высшей точки главного купола 56 аршин. Обилие света в нем необычайное; достаточно упомянуть, что во всех 5-ти куполах имеется 52 окна. Постройка храма с иконостасами обошлась более ста тысяч рублей.

 

СВЯЩЕННИКИ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

Кто был первым священником в Крестовоздвиженской церкви, неизвестно. В 1744 году священником состоял «Григорий Ефимиев»; с течением времени в Крестовоздвиженской церкви появляются два священника, затем – три, позже – четыре. Очевидно, число священников увеличивалось по мере увеличения народонаселения слободы Россоши, а также и хуторов, принадлежащих к ней.

В 1848 году к Россоши принадлежало 11 хуторов, из которых в двух были молитвенные дома. Генерал-лейтенант Чертков, которому тогда принадлежала Россошь, просил Епархиальное Начальство открыть четвертый штат с тем, чтобы два священника оставались в Россоши, а два других жили в тех хуторах, где молитвенные дома.

Итак, первоначально был лишь один священник при Крестовоздвиженской церкви, при нем даже не было дьячков и пономарей, Их обязанности исполнял кто-нибудь из прихожан. Впоследствии при церкви появились дьяконы, дьячки, пономари, звонари.

Духовенство Крестовоздвиженской церкви «кормилось» и «кормится» главным образом кружечными доходами. В настоящее время духовенство пользуется луговой землей в количестве 99 десятин. Прежде церковной земли было значительно меньше; так, в формулярной ведомости за 1818 год написано: всей земли церковной сенокосу 25 десятин и лесу 8 десятин. Впоследствии г. Чертков прирезал несколько десятин; стало 60 десятин, остальные добавил Г.А. Чертков. Эта добавка было где-то в степи, как распашная, но отец Андрей Соколов упросил Г.А. Черткова заменить эту землю луговою, что и было исполнено. Земля находится в одном участке при реке Калитве близ хутора Осаульска.

Не всегда духовенство пользовалось церковною землей: так, в 1744 году «определенной пашенной земли и сенных покосов за священно и церковно служителями не имеется, понеже у них вольная степь».

Церковных домов для духовенства не имеется; есть один церковный дом, но он сдается в аренду и плата идет в пользу церкви; имеется подцерковные усадьбы, некоторых семь.

В Россоши шесть кладбищ, на коих погребены местные торговцы и крестьяне. Каких-нибудь выдающихся памятников нет. Где были престолы двух прежних церквей, находятся две каменные глухие каплицы. Около них выстроена часовня последним помещиком слободы Россоши капитаном гвардии Григорием Александровичем Чертковым.

 

ШКОЛЫ

В настоящее время в слободе Россоши шесть школ: церковно-приходская, двухклассная министерская, остальные – земские; есть также женское учебное заведение, содержимое г. Ульянищевой, типа женских гимназий.

Школы в слободе Россоши существуют издавна; так, еще в 1862 году в Россоши было три школы, кроме той, где занимался священник Андрей Соколов.

Одна школа называлась общественной и помещалась в общественном доме; обучалось в ней 39 душ мальчиков и девочек. Учителем здесь состоял Острогожский мещанин Биндас.

Две школы были «частные»; в них занимались временнообязанные крестьяне Лукьян Сибирка и две девицы сестры Васса и Параскева Воскобоевы.

Двухклассное училище открыто в конце 60-х годов. В это время правительство постановило такие училища открыть в больших селах на дальнем расстоянии одной школы от другой. С этой целью Директорам гимназий, которые в то время заведовали всеми школами, предписано было иметь у себя означенные училища с тем условием, чтобы отведена была земля не менее двух десятин под школу, доставлен был строительный материал и обязательство содержать сторожа, здание и отопление.

На все эти условия согласились жители слободы Ровеньки и к ним, по поручению директора г. Белозорова, уже ехал Острогожский штатный смотритель Капитон Капитонович Решетков, чтобы окончательно решить дело.

Когда Решетков проездом остановился в Россоши, то местный священник И.А. Соколов дал знать об этом помещику Черткову, который пригласил к себе этого г. Решеткова и дело кончилось тем, что училище было открыто не в Ровеньках, а в Россоши. Занятия в этом училище начались в 1871 году в доме на углу старой базарной площади.

Каких-нибудь достопримечательностей в слободе Россоши нет.

В последнее время поднят вопрос о том, чтобы преобразовать слободу Россошь в город. Война помешала этому.

1916 год

 

ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Часть вторая

 

 

ИЗ СЛОБОДЫ ГОРОД

Россия, Россошь, Родина – слова близкие, светлые и напевные по звучанию и дорогие по смыслу. Это наше Отечество, наш край, наш дом. Россошанский район Воронежской области – малая крупица России, но по занимаемой площади (2,4 тысячи квадратных километров) лишь немногим уступает европейскому государству Люксембург.

Современная Россошь – промышленный городок среди полей, по-домашнему уютный, тихий и гостеприимный, со смешанным русско-украинским населением. Он полностью соответствует своему ласково-певучему имени, которое произошло, вероятнее всего, от названия речки или места расположения. Воды Россоши текут по «ростоше» – равнине, разделяющей невысокие холмы. А поселение возникло на «россохе» – у слияния речек.

Родившись слободой, Россошь постепенно росла, переживая исторические события, выпадавшие на долю Отечества. В 1923 году официально стала городом и центром нового Россошанского уезда, а с 1928 – административным центром Россошанского округа и района Центрально-Черноземной, а затем Воронежской области.

Сейчас по численности населения (около 62 тысяч человек) – город третий в Воронежской области.

Жизнь Россоши неразрывно связана с сельским хозяйством. Большая часть предприятий города ориентирована на переработку сельхозпродукции.

Химический завод выпускает богатый «набор» минеральных удобрений. Россошанский мясокомбинат – лидер мясоперерабатывающей промышленности области. Фирма «Молоко» выпускает более 60 видов продукции, которая вырабатывается из натурального коровьего молока без консервантов и добавок. Особое место в ее производстве занимает редкий сейчас натуральный яблочный сок, получаемый путем прямого отжима. Завод растительных масел выпускает не только масло и ароматнейшую халву. Там установлены линии по розливу минеральной воды и лимонада. Россошанский элеватор – старейшее предприятие города, выпускает более 100 тонн хлеба в месяц. В его ассортименте также мука, пряники, крупы, макаронные изделия.

Россошь – родина известных в России людей, славно послуживших Отечеству. В их числе Герой Советского Союза панфиловец Дмитрий Каленик, полный кавалер ордена Славы Алексей Рябошлык, Герой Социалистического Труда механизатор Татьяна Никитина.

Город издавна является культурным центром на юге Воронежской области. Здесь находятся старейшие учебные заведения округи – медицинское училище и колледжи – педагогический и мясной и молочной промышленности. Россошь – родина поэтов Алексей Прасолова и Почетного гражданина города Михаила Шевченко. Сейчас тут живут и трудятся шесть членов Союза писателей России. Выходят газеты «За изобилие», «Россошь», «Химик Придонья», «Россошанские ведомости», «Россошанский курьер», литературный историко-краеведческий альманах «Слобожанская тетрадь». Военно-патриотическую газету «Русский фронт» издает тоже Почётныё гражданин Россоши, поэт-фронтовик Михаил Тимошечкин.

Россошанский детский коллектив народного танца «Раздолье», ансамбли «Россичи», «Добродея», хор ветеранов «Славянка», молодежный театр-студия «Рамс» неоднократно становились лауреатами областных, российских и международных конкурсов

Сегодня Россошь растет, учится, работает…

 

БИТВА У ДОНА ВЕЛИКОГО

Излюбленное место отдыха многих жителей и гостей Россоши – центральный парк «Юбилейный», расположенный между улицами Пролетарской и Простеева. Заложен он был в 1970-е годы коллективом нового предприятия – химического завода, сейчас он именуется акционерным обществом «Минудобрения».

Здесь гуляют мамы с малышами, катаются на «Чертовом колесе», «Веселых горках», качелях-каруселях ребята постарше, делают памятные снимки у белоствольных березок молодожены, отдыхают от домашних хлопот и забот люди средних лет, встречаются для длительных бесед на свежем воздухе ветераны…Тихие аллеи. Нарядные, ухоженные, яркие с весны и до поздней осени цветники-клумбы, уютные кафе. Летними, теплыми вечерами для молодежи на специально оборудованной площадке устраивается дискотека.

Украшает городской парк небольшой пруд с заросшим плакучими ивами островком. Желающие могут попасть туда по деревянному – будто сказочному мостику с ажурными коваными решетками.

В центре парка стадион, где проходят соревнования городского, районного и областного уровня в различных видах спорта. К парку примыкает спортивный комплекс «Химик» с бассейном, игровой площадкой, тренажерными залами. Рядом недавно открыт великолепный ледовый дворец, на арене которого уже сражаются хоккеисты и выступают спортсмены-фигуристы.

На главной аллее парка московский скульптор Казанцев воплотил в камне героев жемчужины древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». Потупив взгляд, в безмолвии и горьких раздумьях застыл князь Игорь Святославович. Легко узнаваема в беломраморном барельефе тоскующая княгиня Ярославна. Она в плаче призывает в помощь попавшему в плен мужу все силы природы. Коварный половецкий хан Кончак довольно потирает руки. Рядом упал сраженный русский воин. Сокол над местом битвы…

Сказитель Боян положил усталые руки на гусли. Скульптору удалось передать на его лице скорбь, душевную боль и страдание. Но его печаль не только о поверженном Игоревом войске. Боян волнуется за судьбу всей, некогда великой и сильной Руси, которую обессилили и раздробили княжеские междоусобицы.

Эта беломраморная скульптурная группа здесь не случайно. По одной из версий, трагическая битва русичей с половцами в далеком 1185 году произошла в наших краях.

В «Слове» и летописях четко описан путь, каким шло войско Игоря от современного райцентра Новгород-Северский Черниговской области до реки Оскол. А вот дальше маршрут и, главное, место битвы до сих пор вызывают споры. С течением времени изменились названия речек, на берегах которых сражались русичи с половцами. Найти Каялу, Сальницу, Сюурлий уже двести лет пытаются исследователи.

Среднедонская версия похода князя Игоря утвердилась в науке в XIX веке. Ее автором был историк русского права И.Д. Беляев. В статье «Географические сведения на Руси», напечатанной в 1852 году в «Записках Географического общества», он утверждал: «Игорь держал свой путь на Донец, потом на Оскол и далее к Сальнице (вероятно, нынешний Богучар)». Иван Дмитриевич доказывал, что путь на средний и верхний Дон был исхожен и знаком славянам.

В XX веке версия получила развитие в исследованиях москвичей Поливановых. Приезжавший в Россошь в довоенную пору Николай Николаевич Поливанов был уверен: князь Игорь сражался вблизи слияния речек Черной Калитвы и Россоши.

Его исследования продолжил племянник Алексей Матвеевич Поливанов, действительный член Российского Географического общества. В 1976 году он отдал на научную экспертизу изъеденное ржавчиной древнее копье, найденное мальчишками на дне речки Россошь. «Подобный тип копий хорошо представлен в домонгольских памятниках Древней Руси», – такое заключение сделали специалисты Государственного исторического музея в Москве и указали примерный возраст находки – XII или XIII век.

Незадолго до своей кончины А.М. Поливанов выпустил вторым дополненным изданием книгу «Где ты, Каяла?» (Москва, 2003). В ней он, используя знания гидрологии, астрономии, математики, археологии, топонимики, а также фольклорные и военно-тактические данные доказывает, что «местом битвы русских с половцами было устье речки Россоши (Каялы) при впадении ее в реку Черную Калитву (Сальницу), притока Дона».

 

КРЕСТ ВОЙНЫ

Тяжелые испытания выпали на долю жителей Россоши в XX веке. Много крови впитала наша земля, много подвигов и страданий видела.

В годы первой мировой войны сотни россошанцев ушли защищать Отечество. Сражались, не жалея себя. Многие были награждены орденами и медалями. В земском госпитале Россоши лечили раненных на фронте солдат.

В мае 1918 года немецким оккупантам удалось взять слободу. Три дня они хозяйничали здесь: забирали у населения скот и зерно, расстреливали сопротивляющихся.

После октября 1918 года, когда противостояние революционных и контрреволюционных сил заставляло каждого сделать свой выбор, власть в Россоши была сосредоточена в руках революционных комитетов. Немецкое командование пошло на сотрудничество с атаманом Войска Донского П.Н. Красновым. Для противодействия наступлению белоказаков в слободе создается партизанский добровольческий отряд, получивший название «14-я Россошанская рота». Возглавил его герой-фронтовик Михаил Максимович Малоедов. После изгнания казаков Краснова с территории Острогожского уезда партизанский отряд был преобразован в батальон Красной Армии. Командиром назначили Малоедова. Он погиб в январе 1920 года в боях за Ростов. Похоронен был в Россоши.

Летом 1919 года Россошь была захвачена частями Добровольческой армии генерала А.И. Деникина. Освободили слободу 11 декабря того же года.

Осенью 1920 года в слободе Старая Калитва в 40 километрах от Россоши вспыхивает крестьянское восстание. Крестьяне взялись за оружие, протестуя против грабительских действий продотряда, конфисковавшего не только зерно, но и нехитрую крестьянскую утварь. Возглавил восстание фронтовик Иван Сергеевич Колесников. Он создал боеспособный отряд с хорошо налаженной разведкой. Постепенно под командованием Колесникова оказалось пять тысяч бойцов, а в особо крупных операциях участвовало до 21 тысячи штыков и сабель. Осознав опасность сложившейся обстановки, В.И. Ленин пишет записку губернскому комитету ВКП (б) с требованием «принять все меры к ликвидации восстания Колесникова в связи с угрозой захвата губернского города Воронеж. В подавлении восстания участвовал будущий маршал Г.К. Жуков. Есть версия, что Колесников сошелся с ним в рукопашном бою и чуть не отправил на тот свет. Некоторые военные операции Колесников планировал совместно с А.С. Антоновым, руководителем восстания крестьян в Тамбовской губернии.

28 апреля 1921 года в степном овраге у хутора Зеленый Яр Колесников был убит. Могила атамана не найдена. По свидетельствам старожилов села Первомайское (бывшее Дерезоватое), тело Колесникова было ночью захоронено на сельском кладбище родственниками Ивана Безручко – одного из ближайших соратников атамана.

 

ЦВЕТЫ НА БРОНЕ

Теоретики военного искусства и ученые-историки называют «Сталинградом на Верхнем Дону» блистательную Острогожско-Россошанскую наступательную операцию, проведенную силами частей Воронежского фронта 13-27 января 1943 года. В ее подготовке и проведении принимали участие Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин и будущие советские маршалы Г.К. Жуков, А.М. Василевский, Ф.И. Голиков, К.С. Москаленко, П.С. Рыбалко.

Советские войска шли на риск. Ослабив второстепенные участки фронта, незаметно для врага в условиях зимнего бездорожья собрали основные силы на трех ударных направлениях: на севере со стороны Сторожевского плацдарма, на востоке – со Щучьенского и на юге – со стороны Кантемировки. Ударили одновременно. Пехоту сразу усилили танками. Прорыв поддерживала массированным огнем артиллерия, где позволяла погода – и авиация.

Вырвавшись вперед на южном направлении и оказавшись без связи и поддержки, командир 106-й танковой бригады 12-го танкового корпуса третьей танковой армии Иван Епифанович Алексеев имел лишь 16 танков и малочисленный десант. Ему надлежало двигаться в сторону Ольховатки. Но части, каким предписывалось брать фашистский аэродром под Россошью, поотстали. Понимая, что танк в снегах прекрасная мишень для авиации, комбриг Алексеев принимает смелое решение – атаковать Россошь. Он знал, что в городе вражеской силы скопилось немало. Знал, что бой будет неравный. Надеялся на внезапность нападения – в глубоком тылу фашисты спокойны.

Так и вышло. Ранним утром 15 января 1943 года горстка храбрецов ворвалась в город и сковала силы врага, пожертвовав собой. Командир итальянского корпуса Габриэле Наши бежал из Россоши в панике со своим штабом. Самолеты, представлявшие грозную силу для наступавших советских войск, спешно перебазировали в тыл под Харьков.

Подоспевшие пехотные батальоны, танкисты без больших потерь 16 января освободят Россошь. Звание Героя Советского Союза будет присвоено Ивану Алексееву. Посмертно.

В эти же январские дни 1943 года – о разгроме штаба 24 немецкого танкового корпуса в селен Жилино. Силы врага были одновременно лишены управления.

Это были первая победы в далеком пути от Дона к Берлину. Танкистам армии Павла Семеновича Рыбалко она останется надолго памятной. В повести Леонида Леонова «Взятие Великошумска» есть упоминание о Россоши – «если шепнуть это слово вовремя, на ухо обессилевшему товарищу, оно удваивало отвагу, воскрешало».

В ходе Острогожско-Россошанской наступательной операции советские войска продвинулись на 140 км на запад и разгромили основные силы 2-й венгерской армии, итальянский альпийский и 24-й немецкий танковые корпуса. 15 дивизий были полностью разгромлены, ещё 6 потерпели поражение.

Был освобождён железнодорожный участок Лиски — Кантемировка, что позволило улучшить снабжение советских войск на южном секторе фронта. Было взято в плен около 86 тысяч солдат и офицеров противника.

Россошь помнит тот январь, когда в огне снег кипел…

Именами героев названы улицы города. Мемориальный бюст Ивану Епифановичу Алексееву установлен в сквере у городской поликлиники. Острогожско-Россошанской операции посвящены монументы Боевой славы у площади Ленина и на площади Танкистов. В память о подвиге танкистов – освободителей земли Россошанской на каменный постамент поднят танк. Здесь всегда венки и живые цветы…

 

ВИШНЁВЫЙ КРАЙ

Если чеховские герои лишь мечтали украсить Родину садами, то в Россоши жил человек, какой это делал. Имя его известно каждому садоводу-любителю, ведь яблони Михаила Михайловича Ульянищева растут сейчас по всему белу свету. Россошанские яблони весной зацветают не только в садах Черноземья, но и в Сибири, и на Урале. Известный сорт «Россошанское полосатое» прижился в Кремлевском саду, на ВДНХа, и даже заграницей – в Германии, Великобритании, Канаде…

Стараниями М.М. Ульянищева еще в довоенном 1937 году был учрежден Россошанский плодово-ягодный опорный пункт, позже преобразованный в зональную плодово-ягодную станцию. Ученый дал жизнь 36 сортам яблонь, десяткам новых сортов абрикоса, сливы, винограда и других культур. Без защиты диссертации за научный труд получил степень доктора сельскохозяйственных наук. Был отмечен большими и малыми золотыми, серебряными медалями ВДНХ СССР. Награжден орденом Ленина.

А начинал свое дело Михаил Михайлович простым огородником. На своих 15 сотках выращивал новые сорта картофеля и томатов. Постепенно увлекся садоводством и как напишет в служебной автобиографии – «был захвачен идеей обновления земли». На себе испытал, как никто другой, что работа селекционера – это искусство, требующее правильного расчета времени и большого мастерства.

Его работу продолжили ученики и последователи: дочери Анна и Ольга, Георгий Дмитриевич Непорожний, Александра Яковлевна Ворончихина и многие другие. На Россошанской плодово-ягодной опытной станции уже выведено около ста сортов яблони, груши, вишни, абрикоса, черешни, винограда, отличающихся высокой урожайностью, отличным вкусом и устойчивостью к неблагоприятным погодным условиям.

В их числе сорта яблони: «Апрельское», «Россошанское полосатое», «Россошанское багряное», «Россошанское вкусное», «Ренет Воронежский», «Степная красавица», «Россошанское зимнее», «Россошанское лежкое». Урожайность этих сортов яблонь от 100 до 200 килограммов с одного дерева. Плоды большинства из них сохраняются до весны, а «Россошанское лежкое» в обычном подвале можно хранить до двух лет.

Выведенные в Россоши сорта груши: «Мраморная», «Десертная россошанская», «Гранатовая», «Лучистая», «Нежная», «Подгорянка», «Дюймовочка», «Тихий Дон», «Бере русская».

Вишня и черешня: «Гирлянда», «Гриот россошанский», «Лада», «Черная крупная», «Галочка», «Россошанская золотая», «Юлия».

Абрикос: «Воронежский крупный», «Сын краснощекого», «Степняк россошанский».

Слива: «Братская», «Голубка», «Награда», «Россошанская крупноплодная».

Кроме того, сотрудники Россошанской плодово-ягодной станции занимаются сортоиспытанием, работают с ягодными кустарниками, виноградом, проводят селекцию роз и других цветов.

Ежегодно опытная станция производит до 2000 тонн яблок и груш, до 300 тонн вишни, черешни, абрикоса, сливы, алычи, до 500 тысяч саженцев плодовых, ягодных и цветочных декоративных культур.

Сейчас Россошь известный научный садоводческий центр юга Черноземья. Не случайно на голубом щите городского герба наливное золотобокое яблоко.

 

АНГЕЛ ХРАМА

С какой стороны ни въезжаешь в Россошь, сразу видишь устремленные ввысь светлые храмы. Белой лебедью уже второй век плывет над городом колокольня во имя Святого защитника земли Русской Александра Невского. А рядом вознесся золотыми куполами в небесную синеву, встал, будто древнерусский витязь, огромный пятикупольный красавец – совсем молодой Ильинский храм.

Люди говорят, что крест на куполе колокольни намоленный – чудодейственный, помогает в делах и начинаниях, охраняет путешествующих.

Россошанский священник XIX века отец Андрей Соколов ради ее строительства пешком отправился в подмосковное имение помещика Григория Черткова. Заручившись его поддержкой и согласием, совершил паломничество по святым местам Отечества, испрашивая духовного покровительства и заступничества новому храму.

Колокольня была построена в 1876 году по проекту московского архитектора П.П. Буренина. Четырехэтажная, восьмигранная она подняла позолоченный крест на 58-метровую высоту. Здесь же повесили колокол весом в 350 пудов, который служил горожанам до 1937 года, когда по распоряжению властей был сброшен с колокольни и разбит.

Молитвами ли священника Андрея Соколова, Божьим ли промыслом – колокольня уцелела в лихолетья века XX – единственная из всех россошанских храмов.

Великая Отечественная война не пощадила Крествовоздвиженский храм, который был первым каменным храмом Россоши. Его проект разработали ученики знаменитого итальянского архитектора Джакомо Кваренги. Храм строили всем миром 14 лет. В начале XIX века он был освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Величественный храм с пятью куполами и позолоченными крестами украшал Россошь более века. Несколько раз его стены расписывались изнутри. В 1879 году стены украсили росписи из Библии по рисункам Доре…

В послевоенные годы частично сохранившиеся церковные стены были использованы под завод прессовых узлов. Постепенно храм опоясали производственными пристройками. Сейчас в его стенах супермаркет. Но до сих пор при побелке на стенах проступают фрески…

Первый Пророко-Илиинский храм строился почти два десятилетия. Волею судьбы был торжественно открыт и освящен в 1916 году – в канун революции. Известно, что сам Иоанн Кронштадтский пожертвовал на его сооружение 200 рублей. Местный священник Иван Соколов объяснял причину наименования храма: «Мы каждодневно просим у Господа «хлеб наш насущный даждь нам днесь», а хлеб произрастает при благоприятной погоде, когда приходят вовремя дожди. Мы знаем, что по молитвам угодника Божия Ильи идут дожди и получается плодородие. Так и решено было, чтобы новый храм был Ильинский».

Исполненный в византийском стиле, Ильинский храм светился главным куполом на сорокаметровой высоте. Современников поражал своей архитектурой. В 1929 году храм взорвали. Камни стен употребили на строительство мирских зданий. До наших дней не сохранилось даже его фотографии…

История порушенных россошанских храмов печальна. Невольно вспоминаются строки прекрасной поэмы Николая Мельникова «Русский крест»:

В каждый храм при построеньи,

Бог по Ангелу дает,

и находится в служеньи

в новом храме Ангел тот.

Он, бесплотный и незримый

до скончанья века тут,

и крылом его хранимы

люди – Богу воздают…

Даже если храм разрушен –

кирпичи да лебеда,

воли Божией послушен

Ангел будет здесь всегда.

И на месте поруганья,

где безбожник храм крушил,

слышно тихое рыданье

чистой ангельской души.

И в мороз, и в дождь, и в слякоть,

все грядущие года

будет бедный Ангел плакать,

вплоть до Страшного Суда…

Год открытия нового храма в Россоши по воле Божьей стал юбилейным для церквей города – порушенных и уцелевшей. В 2006 году исполнилось 170 лет со дня открытия Крестовоздвиженского храма, 130 лет храму Александра Невского и 90 лет со дня освящения взорванного Пророко-Ильинского храма.

Новый храм Святого Пророка Божиего Илии возводили в городе как народную стройку. С миру по копейке и кирпичику… Россошанские предприятия, акционерные общества и частные лица внесли значительный и бескорыстный вклад стараниями, трудами, пожертвованиями в создание храма. Строители работали бесприбыльно, покрывая лишь основные затраты. На то была их добрая воля…

Проект храма разрабатывался архитекторами П.В. Дудиным, В.М. Захаровым, Ю.Н. Близнюком. На новой звоннице 9 колоколов весом от 4 до 1200 килограммов . Главный купол венчает пятиметровый крест. Иконостас сделан из литого камня под белый мрамор. Под сводами храма одновременно могут молиться до полутора тысяч прихожан.

Торжественное открытие и освещение храма состоялось 1 августа 2006 года. Вновь, как встарь, с запевом «святый пророче Божий Илие славный, моли Бога о нас» вокруг церкви шел крестный ход. Под светлыми сводами просторного зала стало тесно, как и на прилегающей площади. Собрались здесь, съехались сюда жители со всей округи. Освящал храм митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Обращаясь к прихожанам в проповеди, Владыка подчеркнул, что новый храм – достояние не только Россоши, но и России. Ведь сегодня государство видит в церкви, прежде всего, оплот духовной чистоты сограждан. Той чистоты, без которой невозможно создать ни здоровую, благополучную семью, ни процветающее общество. Без которой не решить ни одной серьезной задачи, поставленной перед нами жизнью и временем.

В последние годы восстанавливаются старинные храмы и возводятся новые в окрестных селах, в соседних райцентрах. В россошанском селе Кривоносово вновь отстраивается храм Святой Параскевы Пятницы. Митрополит Сергий накануне светлого Христова Воскресения в 2007 году благословил восстановление Благовещенского храма в селе Жилино. Храму этому более двухсот лет. Он был действующим вплоть до 1960 года. Старожилы еще помнят случай, когда весть о победе в Великой Отечественной войне сообщили сначала батюшке и только потом председателю сельсовета, которого уже разбудил праздничный колокольный звон…

Жители села Шапошниковки Ольховатского района всем миром возрождают старинный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь теперь есть свой прекрасный хор. Среди прихожан – все больше молодежи. Храм реставрируется не без трудностей. Об этом говорится в песне-молитве, сложенной Валентиной Литвиненко:

Мы не слышим перезвона.

Выльют колокол для нас?

И звучит мольба с амвона,

Служим Богу мы сейчас…

Помогите, добры люди,

Храм Покровский возродить!

Мы за вас молиться будем,

Дело доброе творить.

Будем кланяться вам низко,

На молебнах вспоминать.

Час пробьет, хоть он не близко.

Мы услышим звон опять!

За всех вас, за всю Россию

Станем Господа просить –

Дать здоровья, веры, силы.

Храм Покровский будет жить!

В поселке Митрофановка Кантемировского района вырисовывается здание нового храма во имя Святого благоверного князя Александра Невского. В Куликовке оживает церковь Преображения Господня – «один из лучших памятников классицизма в Воронежской области».

А сколько храмов, вознесенных даровитыми руками на радость, кануло в небытие. Кто скажет?..

«…не могу надивиться, как наши предки любили красоту, любили украшать землю. Церкви, храмы, монастыри… Да их надо сохранить только для того, чтобы сохранить красоту земли. Что это за земля без них? Слепая, мертвая, бездуховная. Тело без души. Голова без глаз», – так думал русский писатель Федор Абрамов. И далее он сказал важное: «…Церковь – это история России, это вечный дух нации, вера, которая питала, которой были преисполнены воители минувшей войны. «Пусть осенит вас великое знамя наших предков».

Хочется верить, что судьба уцелевших храмов теперь сложится счастливо. А появление новых принесет краю процветание, а жителям и гостям – утешение в житейских горестях, душевное и телесное здоровье и больше радостных, светлых моментов в жизни.

Россошь-Воронеж

Татьяна Малютина


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"