На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

История  
Версия для печати

Клятву Романовым никто не отменял

Взрывоопасная тема русской истории

Святослав Иванов

Клятву Романовым никто не отменял Взрывоопасная тема русской истории

 

Круглую дату, 400-летие призвания на Царство Михаила Феодоровича Романова, в России охотнее всего отмечали русские монархисты, с участием представителей научной и культурной общественности. В Москве прошла Юбилейная научно-общественная конференция «Императорский Дом Романовых: 400 лет на службе России». В Костроме, состоялись очередные Романовские чтения на тему «400 лет окончания Смуты и воцарения династии Романовых». Прошёл круглый стол и ряд мероприятий в Воронеже. Официальная власть от этой даты можно сказать дистанцировалась. Зато Православная Церковь отмечает и 400-летие Дома Романовых, и 145-лет со дня рождения государя императора Николая Второго и 95-лет со дня его мученической кончины. Как заявил Патриарх Кирилл: "Вот эти круглые даты совпали. Это дает нам возможность подумать об истории нашего Отечества, о трагедиях нашего народа, еще раз вспомнить о духовном подвиге государя императора Николая Второго, его семьи", который был явлен "в принятии смерти таким образом, как надлежит ее принять любому христианину – в незлобии и спокойствии, прощении врагам, полном смирении и предании души своей и тела в руки Божьи". Кстати, 6 марта 2013 года впервые с 1917 года за богослужением в Успенском соборе Кремля, где венчался на царство первый Романов, возносилась молитва о здравии здравствующей Главе Российского Императорского Дома, «Благоверной Великой Княгини Марии Владимировны и сродниках Ея».

 

Чудо от Казанской иконы

 

Вожди народного ополчения, собранного Мининым и Пожарским задумались о том, кого избрать на царский престол Российского государства, задолго до изгнания поляков из Москвы. Сначала штаб ополчения склонялся к мысли принять шведского принца. Затем предложили престол брату германского императора – Максимилиану. Последний отказался, но дал согласие его младший брат Леопольд. Однако его ответ пришел тогда, когда вопрос о новом царе уже был решен.

В 1610 году, после убийства «тушинского вора», после боярского заговора и свержения царя Василия Шуйского, когда Москва была занята польскими войсками, большинство бояр желало видеть на русском престоле польского королевича Владислава. Но этому решительно воспротивился Патриарх Гермоген, совершавший в храмах особые молебны об избрании на царский престол «от кровей российского рода». Он открыто выступил против иноземных захватчиков. По благословению Патриарха Гермогена из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы, которая стала главной святыней ополчения.

Весной 1611 года русское ополчение начало многомесячную осаду. Осажденные в Москве поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». 17 февраля 1612 года Патриарх Гермоген мученически скончался заточении от голода и жажды. Известие о смерти Гермогена еще более сплотило ополченцев.

В августе 1612 года земское войско подошло к российской столице, занятой поляками, и окружило ее. Польская армия гетмана Ходкевича пыталась прорваться в Москву, чтобы помочь осажденному гарнизону интервентов. 22 августа 1612 г. близ Новодевичьего монастыря началось сражение между войсками Пожарского и Ходкевича, которое длилось три дня. Поляки из Кремля также делали вылазки. Казаки, выжидая исхода боя, держались в стороне. На третий день сражения келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий (Палицын) приехал к казакам и сумел убедить их примкнуть к Пожарскому. И хотя русских было не более 10 тысяч, а поляков вместе с кремлевским гарнизоном – около 15 тыс. человек, победа оказалась за ополчением. Поляки, засевшие в Кремле, сопротивлялись отчаянно. Последние три дня перед решительной битвой почти отчаявшееся русское воинство провело в посте и молитве. Войск у ополчения было совсем немного, и приходилось рассчитывать только на чудо. Именно настоящим чудом от Казанской иконы Богородицы и посчитали русские люди освобождение Москвы в октябре 1612 г. Неся Казанскую икону в своих рядах, ополченцы сначала 22 октября (4 ноября н.ст.) овладели Китай-городом. А через пять дней, заняв Кремль, русские обнаружили там чаны с человеческим мясом – поляки съели всех кошек и собак, перестреляли ворон и, наконец, дошли до каннибализма.

В Москве сгорели от пожара, вызванного поляками, практически все 450 храмов. Соборы Кремля и Китай-города стояли обобранными и разграбленными. Но освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось. В память об избавлении Москвы и России от нашествия иноплеменников было установлено второе празднование Казанской иконе Божией Матери – 22 октября. А 25 мая 2013 года в Москве, в Александровском саду к 100-летию со дня его прославления в лике святых был установлен памятник Свт. Гермогену.

 

Царем может быть только русский

 

Земский избирательный собор собрался на Крещение – 6 января 1613 г. Число "советных людей" превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов. Поначалу выдвинуто было более десяти кандидатов. Но потом были согласованы условия: первое, "Царем на Руси может быть только русский"; второе, "Царем может быть только родственник последней династии Ивана Калиты", и третье, "Царем может быть только тот, на ком единогласно сосредоточатся желания "всея земли". Общие заседания происходили в Успенском соборе Кремля. А предварительные заседания проводились по сословиям – в отдельных палатах собирались духовенство, бояре, служилые, посадские и уездные люди. Поначалу имя нового царя прозвучало на московском подворье Троице-Сергиева монастыря. Его назвал, вспомнив пожелание Гермогена, келарь этого монастыря Авраамий Палицын. 21 февраля 1613 года простой люд, собравшийся в Кремль, бурно выразил поддержку Михаилу. После этого, в тот же день, Михаил Романов единогласно был избран на царство.

Молодой царь Михаил, еще не подозревавший о своем избрании на царство, проживал вместе с матерью – инокиней Марфой – в Троицком Ипатьевском монастыре в Костроме. Узнав о его избрании недобитый отряд интервентов решил захватить Михаила в плен. Но проводник поляков знаменитый Иван Сусанин, завел их в лесные болота и принял смерть от рук интервентов.

Узнав о своем избрании на царство, 16-летний Михаил поначалу отказался стать царем – «с гневом и слезами», как говорили посланцы. Его мать напомнила послам о том, сколь часто в последнее время избирали царей, а потом с легкостью им изменяли. Но, Романовых удалось уговорить после того, как от лица всей Русской земли Михаилу были обещаны верность и послушание.

 

Клятву никто не отменял

 

11 июля 1613 г. нового царя венчали на царство в Успенском соборе Кремля. Торжественное богослужение за неимением Патриарха совершил митрополит Казанский Ефрем. Филарет (Романов) вернулся из плена только в июне 1619 г. и 14 лет стоял за спиной своего сына царя Михаила.Таким образом, была достигнута реальная симфония государства и Церкви в сложное время.

Главным документом тех лет считается Соборное постановление – так называемая Соборная клятва. Делегаты от всей земли Русской поклялись: «Заповедано, чтобы Избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем. И кто же пойдет против сего Соборного постановления – Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы. …А кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения …извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Таин приобщения; яко раскольник Церкви Божией и всего Православного Христианства, мятежник и разоритель Закону Божию…» Под этой клятвой поставили подписи «из всех городов Российского царства выборные люди», «и обет дали» «души свои и головы свои положити, и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами».

Строго говоря, никто русский народ от этой клятвы не освобождал.

Напомним, что в ночь со 2 на 3 марта 1917 года, когда Николай II подписал отречение, в пользу младшего брата Михаила. Последний, в обращении к народу попросил граждан подчиниться Временному правительству, чтобы оно подготовило страну к созыву Учредительного собрания. На выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в ноябре 1917 года, 410 из 721 мандата получили эсеры, 175 – большевики. Кадеты получили 29 мест, меньшевики – 16.

Единственное заседание Учредительного собрания продлилось 13 часов. Депутаты успели избрать председателем правого эсера Виктора Чернова, отказались рассматривать большевистскую декларацию, объявлявшую Россию «республикой Советов», приняли первые 10 пунктов закона о социализации земли, приняли обращение к воюющим державам с призывом начать переговоры. И в последние минуты своей работы – провозгласили создание Российской демократической федеративной республики. Это была последняя точка легитимности российского государства. По приказу Ленина матрос Анатолий Железняков объявил, знаменитое «караул устал» в пятом часу утра 6 (19) января. Позже Ленин назвал разгон Учредительного собрания «полной и откровенной ликвидацией форм демократии во имя революционной диктатуры». 6 (19) января 1918 года – точка окончательной – юридической – утраты легитимности российской власти. Эта легитимность так и не была восстановлена. Восстановить подлинную российскую государственность способно именно Учредительное собрание (в частности, в форме Конституционного собрания, как это предусмотрено в действующей Конституции). Только оно может стать точкой нового правового отсчета. Что касается Церкви, то, как считают многие верующие, готовность Московской патриархии признать богоустановленным любой государственный строй , "непредпочтительность для церкви какого-либо государственного строя " есть « цареборческая ересь», которая отрицает особые дары Святаго Духа Православным Царям, а так же отрицает предпочтительность Православного Самодержавия.

 В 1613 году от имени Церкви клятву Михаилу Романову дали митрополиты, и архиепископы, и епископы и её никто не отменял. Именно на этом настаивает скандально известный чукотский епископ Диомид. 6 октября 2008 года Священный Синод лишил его священства. Но, как заметил знаменитый богослов дьякон Андрей Кураев, в связи с "казусом Диомида" "наша Церковь сейчас, и уже не первый год, балансирует на грани раскола по масштабам сопоставимого с расколом 17 столетия". Ведь к клятвопреступникам формально можно причислить не только митрополита Сергия (Страгородского ), заявившего в 1927 году о лояльности Церкви большевикам, но почти все российское духовенство, начиная от поместного Собора 1917-18 гг., с патриарха Тихона (Белавина) и иже с ним, кроме небольшого числа священномучеников российских, катакомбников и зарубежников. Грех клятвопреступления можно снять только длительным покаянием.

Прославление царственных мучеников было совершено в ноябре 1981 года Русской Зарубежной Церковью. А в августе 2000 года они были канонизированы и Московским патриархатом. При этом , в зарубежном Акте о прославлении Император Николай II величается как «Царь Мученик, Помазанник Божий, носитель идеи Православной Государственности». В деяниях Архиерейского собора 2000 года, и в последовавших разъяснениях руководства МП государь Николай II рассматривается лишь как страстотерпец, пострадавший от своих «политических противников». Кондак царственных страстотерпцев, читаемый в храмах РПЦ содержит такие слова: « страстотерпче великий Боговенчанный царю Николае, сего ради мученическим венцем на небесех, венча тя с царицею и чады и слуги твоими Христос Бог, Егоже моли помиловати страну Российскую и спасти души наша». А в моли́тве свято́му царю́ му́ченику Никола́ю на службах в храмах РПЦЗ есть просьба: «да отпу́ститъ Госпо́дь грѣ́хъ наро́да, не возбрани́вшаго убіе́ніе твое́, царя́ и пома́занника Бо́жія, да изба́витъ Госпо́дь стра́ждущую страну́ Россíйскую отъ лю́тыхъ безбо́жникъ, за грѣхи́ на́ша и отступле́ніе отъ Бо́га попуще́нныхъ, и возста́витъ престо́лъ правосла́вныхъ царе́й». Акафист РПЦЗ «святому великомученику Царю Николаю Второму» келейно читается и прихожанами Московского патриархата.

Интересно, что среди верующих мирян начался стихийный процесс всенародного покаяния. Плакаты с изображениями царской семьи и надписями «Прости нас, Государь» и «Простите нас» в течение нескольких последних лет появляются на трассах и улицах городов России и Украины. Их устанавливают православные и правые организации, общины и частные лица, часто с одобрения местной власти и значительными льготами по аренде со стороны рекламных агентств. Такие плакаты, как полагают их авторы, призваны напомнить, что «в 1613 году весь народ присягнул на верность избранному молодому царю Михаилу Фёдоровичу Романову и его потомкам, а измена клятве повлекла за собой неисчислимые бедствия, которые и поныне нас преследуют…».

Интересно, что и много лет назад, люди, воевавшие в Белой армии, испытывали то же чувство вины. Поэт Арсений Несмелов, харбинец, расстрелянный в 1945 году, в стихотворении «Цареубийцы», размышляя над тем, почему наши дни отравляет «некий яд», «И над всеми легло проклятье, // Всем нам давит тревога грудь…», пишет:

Сколько было убийц? Двенадцать,

Восемнадцать иль тридцать пять?

Это ж надо такому статься:

ГОСУДАРЯ – не отстоять!

Только горсточка этот ворог,

Как пыльцу бы его смело:

Верноподданными – сто сорок

Миллионов себя звало.

Сегодняшние 140 миллионов уже не зовут себя верноподданными. Но всё больше русских людей приходит к убеждению, что лишь православные и самодержавные традиции могут спасти Россию, что стране нужна сильная централизованная власть, опирающаяся на Церковь.

Святослав Иванов (г. Воронеж)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"